Блеск и нищета дешевых курортов
04.08.2008 12:48
…подвернувшиеся «по историческому случаю» черноморское и азовское побережья, отнятые для этих целей у басурман императрицей Екатериной Великой, столь ненавидимой нынешними неблагодарными, но зато национально свидомыми украинцами.

Оба побережья облюбованы уже давно восточнославянской братией, но очевидно, что черноморские пляжи и курорты не всем по карману, а потому те, кому недоступны Ялта, Алушта, Форос и Симеиз, едут отдыхать на Азов. Столпами «азовского отдыха» считаются Бердянск и Кирилловка с близлежащей Федотовой косой. Именно в Кирилловку решил нынче махнуть и я.

Орфография и география

Кирилловка (хотя обычно ее называют и прописывают как «Кириловка» - с одной буквой «л». Потому, обратившись в большую Советскую энциклопедию, мы все же выяснили каноническое написание) находится недалеко от симферопольской трассы.

Поев мороженое в Мелитополе и затарившись дынями в Акимовке, вы поворачиваете к морю. Поселок сегодня напоминает любой приморский городишко со всей прикладной инфраструктурой – местная администрация, базары, бутики, чебуречные, почта, кинотеатры, луна-парк, базы отдыха и пограничная застава. Особой гордостью Кирилловки являются памятники героям войны, рыбаку и унифицированная стела с дельфинами.

Она находится в самом начале Федотовой косы, которая заканчивается островом Бирючий, куда сегодня приглашают на экскурсионно-познавательное сафари на джипах.

Сам поселок равнинный, хотя наблюдаются и неровности при спуске к морю. Море здесь именуют «детским» - пляж песчаный, линия моря ровная. Прямо возле берега сама природа сделала подобие бассейна – углубление с практически горячей водой во время штиля, где могут плескаться самые маленькие. Перейдя его, любители глубины идут «аки посуху» еще метров пятнадцать.

В штиль здесь не скучают скутера, катамараны, «бананщики», парапланы, рыбаки-аматоры, а на матрасах заплывают почти на полкилометра от берега. Зато особым шиком считается небольшой шторм (так это называют приезжие). Вдоль берега выстраиваются бесконечные шеренги людей с целью «попрыгать на волнах». Нахлебавшиеся граждане, снятые волнами плавки и лифчики, поцарапанные коленки и животы – мелочь по сравнению с адреналином и азартом.

Кирилловский Бродвей

Если украшением любого приморского городка является набережная, то в Кирилловке ее заменяет центрально-базарная улица, названия которой я не запомнил.

Здесь есть все, что должно быть в подобных населенных пунктах: и автостанция, и рынок, и нищие, и уличные музыканты, и рестораны. Между толпами передвигающихся по маршруту «море-дом» снуют велорикши, оценивающие свой труд в 25 гривен за поездку.

Вдоль дороги у магазинов и прилавков навалены пляжно-курортные аксессуары – надувные акулы, матрасы, утята, крокодилы, маски с трубками, сланцы, очки, панамы и бейсболки. Зазывалы приглашают выбрать «сувенир на память». Отрадно, что «память о нашем море», изготовляемая в Китае, теперь меняется на отечественный продукт, хотя в процентном соотношении ведут наши желтые братья.

Как и полагается в нашем мире, не обходится без модных тенденций, например «олбанского языка» и прочих филологических изысков. Известный в Украине «проффесор» явно уступает кирилловскому «оффицианту». Здесь же вы можете попробовать «гинический квас» из Геническа.








Очарование и убогость несунов

Если в мегаполисах «двигателем торговли» считают рекламу, то в Кирилловке торговлю двигают в буквальном смысле люди-несуны. То есть не столько двигают, сколько носят. Наш пляжный сервис, хоть и сервис, но все-таки наш, со своей спецификой и шармом. Невзирая на бесчисленное количество разнообразных базарчиков, магазинчиков и прилавков в самом поселке, психика человека, лежащего в плавках на песке в трех метрах от моря, такова, что пройтись за бутылкой пива 200 метров выглядит моветоном. «Я чё не на отдыхе, чё ли?». И вот здесь на помощь со скоростью Чипа и Дейла летят пляжные топталы, легенды песочной торговли, «носители благ и удовольствий».

Обычно пляж делится на сектора, по которым медленно, переступая через расплывшиеся туловища и попы, поглядывая на эпизодически появляющийся топлес, двигаются торговцы снедью. Ассортимент не удивляет разнообразием: торгуют вареной кукурузой, пивом, прохладительными напитками, носят мороженое, семечки, орешки, чипсы, пахлаву и стандартный набор морепродуктов – сушено-вяленых бычков, вареную креветку, копченых рапанов, шашлык из мидий. Цены, как правило, вдове выше тех, что встречали вас по дороге на пляж.

Всех несунов образно можно поделить на две категории – невыразительные и креативные. Вторых, естественно, меньше, но их узнают все завсегдатаи. И вот здесь вспоминаешь точность утверждения о рекламе как о двигателе. Согласитесь, когда мимо тебя проходит черный от загара субъект с огромной сумкой и мямлит методичные рекламные мантры, вы даже не поднимете голову.

Другое дело, если ухо режет что-то необычное. Наличие китайских мегафонов уже не удивляет народ, потому торговцы разрабатывают (надо полагать) особую манеру говорить. «Креветки, креветушки, креветутки, креветулюшки, креветулечки!» - ласкательно зазывает к себе один из несунов. Другой сознательно делает неправильные или гипертрофированные ударения на буквах и слога: «БАЭчки! ПивАО! Капченый кАльмар!». Особо радовала загоревшая пышка лет тридцати, артистизму которой могла позавидовать добрая половина нынешних звезд сериалов. Эффектно двигая бедрами, она останавливалась и томно мурлыкала: «Кревэтк! Шяшлык из мидий! Шыгареты!». Не раз отдыхающие просили ее остановиться и проговорить все для них эксклюзивно на камеру...

Кстати, труд это не из легких. От нечего делать я подсчитал, что за день, помимо намотанных километров по песку, торговец произносит в среднем до 10 тысяч раз название своего товара!

«Летние ночи»

Ночь в Кирилловке начинается рано и заканчивается тоже рано, только рано утром. «Откупавшиеся» спешат по домам, где, обмывшись и перекусив, выходят на променады. Как правило, все идут на Бродвей, где орет музыка и деньги текут рекой. Здесь вас ждут шашлыки и шаурма, пиво и вино, еще не загоревшие блондинки и уже «шулушащиеся» брюнетки.




Мелитопольские и запорожские умельцы пытаются зарабатывать на всем – от дешевых аттракционов и гаданий до проката и фотографирования. Каждый вечер на Бродвее появляются фотоателье, где дородные тетушки с пышными декольте и их мужья с объемными курдюками переодеваются в костюмы эпохи Людовика XV для фотографирования. Выглядит комично. Недалеко два молодых человека, одетые в форму американских оккупационных сил в Ираке, на самопальном драндулете с пулеметом также приглашают на фотосессию. Примечательно, что народ реагирует на этих «рэмбов» неактивно, а пьяные, проходящие мимо, кричат «Янки, гоу хоум!». Иногда сюда приезжают «оттюнинговые» иномарки, из окон которых высовываются в поисках дев свирепые рожи.

Не пустеют местные «кинотеатры», где беспардонно эксплуатируют пиратские диски с «синема-новинками». Звук и изображение безобразны, но они компенсируются новизной и литрами пива. Все шумит и кружится до самого утра, уцелевшие ползут домой отсыпаться, а уже проснувшиеся идут на пляж – море ждет, а лето кончается!