...Александр Данилович Меншиков, знаменитый Алексашка, был реальным спасителем ставшей знаменитой на всю Украину и украинскую Америку Хоружевки – родины Виктора Андреевича. Как же это случилось, повествует история.
Когда «шведолюбивый» приспособленец Мазепа уже окончательно решил «иудствовать по-крупному», оказавшийся в неловком стратегическом положении шведский король Карл XII решил двинуть силы в Малороссию.
Первым на пути «шведских ослобонителей» стал городок Мглин. Майор Коскуль потребовал у жителей открыть ворота и выдать продовольствие и фураж. Но посланца Карла XII попросту обматерили и послали прочь.
Осмотрев укрепления местечка и найдя их «слабыми», шведский вояка всеми наличными силами «немедленно атаковал город, но был отбит». Шведский историк Артур Густав Хендрик Стиле объясняет причины мглинского поражения тем, что там-де находилось «значительное количество вооруженных сиверских крестьян», да ещё 300 русских солдат. На самом деле городишко защищали «сотник Мглинский и с ним казаки сто человек того города и мужики из деревень».
После шведы достигли Стародуба и Ромен, где погиб любимец Карла, его адъютант и первая жертва «малороссийской авантюры» шведов генерал Линрот. Он был послан королём с распоряжениями руководителям двух колонн, Крузу и Крейцу, двигавшимся на деревню Талалаевку и далее к Ромнам. Одну из них порученец благополучно достиг, но по дороге к другой напоролся на партизанский отряд и был убит. Погибли все, кто сопровождал Линрота, кроме одного тяжело раненого солдата, который смог вернуться в расположение главных сил и сообщить королю о печальной судьбе своего командира. Так начинались приключения шведов на родине третьего Президента Украины – Сумщине.
В отличие от самого Ющенко, готового, как и Мазепа, вновь запустить шведов на Украину, тогдашние сумчане встречали оккупантов подобающе.
Когда отряды полковников Дукера и Таубе подошли к городку Смелое, лежавшему в 30 километрах от Ромен на пути следования шведской армии, «летучий отряд» Меншикова пошел им наперерез и схватился с ними вблизи этого городка. Бой Меншиковым был выигран: с помощью мещан и казаков врага разбили, заставили отступить, гнав его «с полмили».
Полагая, что шведы не так быстро «очухаются» после поражения, Меншиков отбыл в Хоружевку (место постоянной дислокации его полков) и уже оттуда направил в Смелое отряд Ренне. Так что когда-то именно в Хоружевке жители (и особенно незамужние селянки) тепло встречали и пригревали русских солдат.
Шведы, однако, тогда оказались изворотливее и прибыли к Смелому раньше русских. Жители вступили с ними в переговоры, сопровождающиеся возлияниями, которые оказались не под силу слабым на алкоголь скандинавам. Пока шла пьянка, к городу подошел генерал Ренне с отрядом и вместе с местными казаками и жителями дали противнику бой. Оккупантам вновь дали по зубам.
Тем не менее, основная армия шведов вновь подошла к городу. Не обольщаясь по поводу своей дальнейшей судьбы, жители Смелого ушли из города вместе с русскими войсками. Шведы же, заняв город и простояв в нём один день, сожгли его дотла. Причём сделано это было именно по настоянию Мазепы. «…А местечко Смелое, - писал Андрей Ворон, посланный сюда А.Д. Меншиковым, - выпалено всё, дворы и гумна, а я став в замке, а в замке халуп с пять осталось, а в слободах никакой халупы и гумен нет, а фуражу никакого нет». Так что сжигали тогда не только Батурин.
Карл двигался на Недригайлов, недалеко от которого и находится ющенковская Хоружевка. 30 ноября 1708 года, ближе к вечеру, к его стенам подошел конный отряд полковника Дукера численностью 1 500 человек. Получив отказ впустить их в город, шведы предприняли атаку, увы, не принесшую им успеха. Вторичное предложение сдаться жители вновь отвергли. Новый штурм, поддержанный артиллерийским огнем и попыткой прорубить ворота, опять-таки был отбит пригороды, в итоге «церкви и дворы все пожгли». И отступили, пообещав вернуться.
Жители города дали знать об этих событиях в русский лагерь. Пётр I отреагировал незамедлительно, послав к Недригайлову отряд донских казаков под командованием А. Ушакова. И вовремя: они как раз успели к подходу нового шведского отряда, устремившегося для «наказания» непокорного города, и разбили его, захватив при этом в плен «ротмистра и восемь человек волох, иных погубили и гнали под самый Ромен».
C Сумщиной связан и случай, когда под Ромнами едва не угодил в русский плен предатель Мазепа. Только случай помог ему уцелеть. Но шведы чувствовали себя здесь неуютно и постепенно сдвигались в сторону Полтавщины.
15.09.2008 09:13