...богата событиями и людьми, чтобы ее еще и приукрашивать. Конечно, сердце патриота радуется от осознания роли и места Южной Пальмиры в мировой культуре, науке, тем более коммерции и прочих областях человеческой деятельности. Но такой легендарный город, как наш, имеет слишком уж много мифов. И именно потому, что его история мифологизирована донельзя, в ней зачастую трудно становится различить истинный исторический фактаж. И кому, как ни нам, одесситам, разобраться, что все-таки правда и что - нет, в истории города. Нам, как говорится, чужого не надо. И чужих тоже. У нас и свои ребята о-го-го!
То, что одесские ребята всегда и везде о-го-го, сомнению не подвергалось ни на бывшем советском, ни, тем более, на широком мировом пространстве. Тем более что Одесса, как город воистину космополитичный (о тех самых «безродных космополитах» мы сейчас не будем), раскидал, как никто другой, своих сыновей и дочерей по белу свету. Одесситы прославились на всех континентах. Сразу скажем - не все и не всегда прославились позитивно. Ну да ладно - авантюризм и азарт имеют обратную сторону - беспринципность и прочие малоприятные качества. Ими одесские выходцы тоже были наделены сполна.
Одна из головных составляющих одесского мифа - «все выдающиеся люди двух последних столетий как-то связаны с Одессой» - то есть если не родились, то уж точно приезжали, ели-пили, творили, притом неизменно восхищались. Некоторые от счастья даже умирали, как, например, известный педагог Ушинский (который, к слову, завещал похоронить себя все же в Киеве).
Но давайте будем объективны - ну не все. Не все, дорогие товарищи. Вот Есенин так и не сподобился. И Лев Толстой мимо проехал (точнее - проплыл, отправляясь молодым поручиком на Крымскую войну). И даже Владимир Ильич Ленин не пожаловал (что, может, и к лучшему). Хотя и тех, что есть, для истории достаточно. Сегодня мы расскажем о самой дальней «ветке» огромного одесского древа - о ветке иностранной. Об одесских предках звезд бывших и нынешних. Их немного. Но они - в тельняшках - морская закваска родины предков. Черт подери, какие люди!
В Голливуде...
В столице мирового кинематографа «наших» всех мастей много. Выходцев из России и их потомков в разной степени родства - до четверти всего голливудского «населения» на всем протяжении его истории. Одесса среди «прародин» тамошних звезд занимает одно из почетных мест. Итак, в число «наших» записываем…
Сильвестра Сталлоне. «Самый накачанный еврей» Голливуда - по матери Лейбович (или Любович, если брать ополяченный вариант фамилии). Откуда мы знаем это? От матушки Рэмбо - Жаклин. 82-летняя дива (иначе и не скажешь, смотря на фотографии мадам Сталлоне, достойной стать в один ряд с Софи Лорен, Джиной Лоллобриджидой и прочими дамами, сохраняющими сексапильность после 70) знает точно - ее бабушка (то есть прабабка Сильвестра) носила имя Роза-Гитель Лейбович. Жаклин Сталлоне - экстрасенс, и потому к ее прозрениям и высказываниям можно относиться двояко, но только не в смысле родословного древа - это святое.
Внучка одесских евреев Жаклин вышла замуж за Фрэнка Сталлоне, эмигранта из Италии, мечтавшего стать певцом, но работавшего парикмахером. В молодости она танцевала на Бродвее, выступала в цирке с канатоходцами, участвовала в конкурсах красоты. Нынешний владелец одесской гостиницы «Моцарт» Валерий Кравченко утверждает: «Я - племянник Жаклин Сталлоне по одному из родственных ответвлений, которое она сумела отследить». Так-то вот...
А это - высказывания самой мадам: «Моя бабушка была очень богатой, носила дорогие украшения, никогда не работала, воспитывала сыновей. У нее был ужасный акцент, она практически не разговаривала на английском языке, поэтому очень интересно было узнать, откуда этот акцент, так как она никогда не говорила о том, что она жила в Одессе».
Итак, акцент довел маму Рэмбо до исторической родины. И двери гостинцы «Моцарт» всегда открыты для дорогой родственницы!
Следующий в нашем списке - Стивен Спилберг (Шпильберг). Никакой аналогии со «Списком Шиндлера»! Сам маэстро говорит об этом так: «Корни моей семьи в дореволюционной Одессе. Мама пианистка, папа инженер. У меня до сих пор как реликвии хранятся старинные самовар и балалайка, привезенные оттуда».
Поверим мэтру по балалайку - отнюдь не еврейский национальный инструмент. Возможно, ее купили, как и самовар, в память о далекой родине. Как и в случае со Сталлоне, активность в генеалогических изысканиях проявляет мама Спилберга - Нэнси. Именно она говорит про семейные корни, которые с одной стороны - из Одессы, с другой - из «какого-то местечка на Украине». Стивен - одессит именно по материнской линии (то есть самый кондовый, так сказать). Фамилия матери - Познер. У Арнольда Спилберга, бывшего авиатора, ветерана Второй мировой войны, и Лии Познер, концертирующей пианистки и владелицы ресторана, четверо детей: Стивен, самый старший, и три сестры - Энн, Сью и Нэнси. Родители мэтра с 1966 года в разводе.
Для тех, кто хоть как-то осведомлен про Сталлоне и Спилберга (об этом в последние годы все же упоминалось в прессе), преподносим несколько сюрпризов. Первый - один из обаятельнейших актеров Голливуда, непревзойденный Индиана Джонс - Харрисон Форд. В июле 1942 года в Чикаго, в семье актера-ирландца и эмигрантки из Одессы родился мальчик. Был он тихим и робким, в школе учился плохо, спортом не занимался и популярностью у девочек не пользовался. Но одесские гены взыграли. И теперь господин Форд достойно пополняет «коллекцию» знаменитых выходцев из Одессы (опять по материнской линии - точно наш человек!). К сожалению, девичья фамилия матери Харрисона Форда широким массам неизвестна.
А теперь про тех, кто из Одессы по линии отцовской. В дореволюционные годы на Молдаванке собирал старье Данила Дембский, прибывший в Одессу из польских земель. Вам не о чем не говорит эта фамилия? Понимаем. Ибо Данила в истории ничем не прославился, кроме двух полезных дел - он эмигрировал из России и родил сына Иссура. Случилось это 9 декабря 1916 года в Амстердаме, но не голландском, а в местечке под Нью-Йорком.
Иссур перепробовал великое множество профессий - от шахтера до разнорабочего. Вторую мировую войну закончил в ВМС на Тихом океане. Поступил в Университет св. Лаврентия. Затем закончил Нью-йоркскую академию драматических искусств. Преподаватели, оценившие прилежание студента-переростка, рекомендовали его театральным менеджерам. Каково упорство, а? И недаром старался Иссур, ведь, попав на сцену, он стал Кирком Дугласом - легендарным Спартаком, и прочая, и прочая, и прочая. Вот только краткий перечень работ великого актера: первая заметная роль - «Чемпион» (1949 - номинация на «Оскар»). Один из киногероев 1950-х: «Туз в рукаве» (1951), «Детективная история» (1951), «Плохой и прекрасный» (1952, номинация на «Оскар»), «Улисс» (1954), «Жажда жизни» (1956, номинация на «Оскар»), «Дороги славы» (1957), «Викинги» (1958), «Спартак» (1960). Продолжал сниматься и позже («Список Адриана Мессенджера», 1963, «Семь дней в мае», 1964, «Горит ли Париж», 1965, «Сделка», 1969, «Отряд», 1975), одновременно работая в театре. В 1980-х почти полностью переключился на общественную деятельность. Написал два романа, один из которых - о детстве - «Сын старьевщика». В 1995 награжден почетным «Оскаром» за вклад в киноискусство. В 2003 снялся в «семейной» ленте Дугласов «Так бывает в семье».
Мы про семью недаром. Потому что у Кирка, и поныне здравствующего, есть сын Майкл. Майки рос парнем непослушным. И слава отца ему только мешала. Дуглас-младший долго не мог избавиться от клички «сын Спартака», но, в конце концов, с силами собрался и решил показать папе, чего он стоит. Оказалось - несколько миллионов. Конфликт поколений завершился к вящему удовлетворению сторон - ныне Голливуд знает двух великих Дугласов. А учитывая, что Майкл закрепил крепкие одесские отцовские гены кровью талантливой и сексуальной уроженки Уэльса Кэтрин Зеты-Джонс, стоит ждать продолжения этой актерской династии. При таких родителях и при таких корнях...
Из Америки в Европу
Именно так можно охарактеризовать историю славы Джо Дассена, в биографии которого есть несколько фактов, неизвестных широким массам. Естественно, первый и главный «секрет» любимца советской публики 1970-80-х - его одесское происхождение - бабка по отцовской линии носила фамилию Дансерович.
Его отец - Жюль Дассен - известный кинорежиссер, ставивший в депрессивных 30-х фильмы про безработных и социальный протест. Он же - один из родоначальников «черного» голливудского фильма, в котором далеко не всегда побеждают главные положительные герои. Преступность, негритянское движение, иные проблемы общества сделали Жюля Дассена одним из режиссеров, о которых весьма похвально отзывались в СССР. Может, именно это впоследствии помогло «продвижению» сына на постсоветских просторах. Названия фильмов Жюля Дассена (к слову, живущего до сих пор) мало что скажут современному зрителю, однако они были событием для своего времени.
Именно с местом рождения связана и вторая «тайна» Джо Дассена - его американское происхождение и гражданство. Воплощение французской песни для нескольких поколений наших людей всю жизнь был гражданином США, что, конечно же, не афишировалось в прессе. Джо вырос в Лос-Анджелесе, неподалеку от легендарных киностудий. Во времена охоты на всех мало-мальски подозрительных лиц в послевоенной Америке, получившую название «охоты на ведьм», Жюль Дассен забрал семью и отбыл во Францию, где и выучил язык своих хитов его сын Джо.
К слову, русский Джо тоже знал. Его он выучил в Америке, куда снова вернулся - уже самостоятельно зарабатывать деньги. А полностью во Францию Дассен перебрался только в 1963-м, в 25 лет. Тогда-то сын режиссера, неудавшийся медик и бывший дальнобойщик (все это - часть молодости знаменитого певца) окончательно вступил на музыкальную стезю, принесшую ему всемирную славу и любовь миллионов.
А вот еще один деятель кинематографа - французский режиссер Коста-Гаврас (Константин Константинович Гавровский). Грек по происхождению, он родился в 1933 году. Отец Коста-Гавраса - одессит. Коста-Гаврас - дважды лауреат «Оскара». Он зарекомендовал себя на рубеже 60-70-х годов как яркий мастер политических детективов - «Дзета» (Гран-При в Канне и «Оскар»), «Признание», «Осадное положение» В 1982 году Коста-Гаврас получил Гран-При в Канне и «Оскар» за сценарий еще одной подобной картины («Пропавший без вести»). Что-то тянет «европейских» одесситов на социальную тематику!..
К сожалению, не наши... Или не совсем наши
А напоследок - приведем несколько примеров «ложных одесситов». Классический пример в этом плане - Лариса Долина. Прочно ассоциирующаяся с Одессой певица родилась, на самом деле, в Баку. В нашем же городе прошло ее детство. Что не отменяет ее «одесскости», тем более что музыкальная карьера Долиной началась в 1971 году в эстрадном оркестре «Мы одесситы».
Еще один «ложный» одесский след - в биографии великого иллюзиониста наших дней Девида Копперфильда. Додик Коткин, при всем к нему уважении, отнюдь не выходец из наших краев. Родители его эмигрировали в Штаты из Германии.
Не доказаны одесские корни и Тинто Брасса - режиссера «Калигулы», «Подглядывающего» и много чего подобного еще. Глухие упоминания о его «маме из Одессы» (если уж на то пошло, то, наверное, бабушки) ничем не подтверждаются. Разве только у самого маэстро спросить. Или, может, для выяснения истины пригласить его в Одессу - уж здесь-то мастеру эротического кино есть на что посмотреть. И снять…
09.10.2008 15:30