«Сочинение ко Дню Победы»: Красная армия стала его судьбой!
29.04.2009 07:50
...все меньше места. Более того, даже то, что все-таки остается, все сильнее смахивает на акцию по уничтожению исторической памяти народа.

Материал прислан нашим читателем Александром Божко
в рамках «Сочинения ко Дню Победы»


Некоторые историки договорились до того, что никакой Великой Отечественной не было! И всё же... Есть в памяти даты, которые не вырубишь никакой ющенковской антинародной, оранжевонацистской и фашистской властью.

Это – 23 февраля, день советской армии.

Это – 22 июня 1941 года, одна из самых печальных дат в нашей истории, начало Великой Отечественной войны. Этот день напоминает нам о всех погибших, замученных в фашистской неволе, умерших в тылу от голода и лишений. Мы скорбим по всем, кто ценой своей жизни выполнил святой долг по защите Родины. Во многих странах в этот день приспускают государственные флаги и вспоминают эту войну...

Это – 9 мая, день победы в Великой Отечественной войне.

И другие славные, героические даты непобедимой советской Красной армии!

М.Д. Божко (1900-1975)

Митрофан Дмитриевич Божко родился на рубеже столетий, в 1900 году, 17 июня, в семье крестьянина-бедняка в селе Бугаивцы (ныне Революционное) Волчанского уезда Харьковской губернии. Четырнадцатилетним юношей после окончания двухклассного министерского народного училища он начал трудовую деятельность. Вместе с родителями, братьями и сёстрами (а было их вместе 13 душ) сеял и убирал хлеб, потом работал наймитом на помещичьих угодьях.

Тяжелый и непосильный труд, нищенская зарплата часто вынуждала бедных крестьян организовывать забастовки, в которых принимал участие и Митрофан Божко. Поэтому он, как и много других его побратимов, с большой радостью встретил известие о революции. Октябрьская социалистическая революция вошла в жизнь юноши и определила навсегда его дальнейшую судьбу. 6 марта 1918 года он и его шестеро друзей-односельчан пошли добровольцами в только что созданную советской властью в г. Харькове Красную Гвардию. 7 марта 1918 года он был зачислен красноармейцем 1-го Харьковского гвардейского пролетарского полка.

Митрофан Дмитриевич в своих записях вспоминает: «На второй день утром мне выдали обмундирование, винтовку, патронташ и десять патронов. После обеда я с товарищами изучал материальную часть винтовки и правила, как её заряжать, целиться и стрелять. 9 марта строем пошли на Харьков. Правее от Волчанского шоссе было обустроено стрельбище, и там нас учили стрелять боевыми патронами по мишеням. Мишени были вырезаны из фанеры и картона по форме человека в полный рост и покрашены в защитный цвет. Красноармейцы, которые трижды из пяти попадали в мишень, шли в тыл, где отрабатывали различные приемы с винтовкой. Те, которые попадали меньше или вообще не попадали в мишень, оставались на огневом рубеже, и с ними инструктора дополнительно проводили занятия.

Уже вечером мы стояли в карауле, охраняя склады, банки и др. учреждения Харькова. 10 марта нам выдали зарплату по 50 рублей на месяц, паёк НЗ и по 75 боевых патронов. После обеда была подготовка к походу, учили, как скатывать шинель, как наматывать портянки. 11 марта утром полк выстроился на плацу перед казармой. Вышел командир полка и объявил: «Сегодня после обеда едем на вокзал и поездом – на фронт под Кременчуг, Полтавской губернии». Ехали ночью, 12 марта около 12 часов дня вперёд была выслана полковая разведка, которая принесла данные, где сосредоточены боевые отряды противника. Во второй половине дня полк вступил в бой с гайдамаками. Героизм бойцов был настолько велик, что враг начал отступать в город. Завязались уличные бои. Нами было уничтожено более сотни вражеских солдат, захвачено 2 ручных пулемёта и один станковый. Так я получил первое боевое крещение».

Великая Отечественная война застала полковника М.Д. Божко на посту командира полка Белорусского округа.

Из воспоминаний Митрофана Дмитриевича: «Полк, которым я командовал, встретил первый день войны в 17 километрах на восток от Бреста, ныне крепость-герой. В этот день полк и другие части дивизии попали в окружение. Но никто духом не пал. Бойцы и командиры проявляли массовый героизм и патриотизм. Все героически сражались, отстаивая каждый кусочек родной земли. Не раз наши бойцы переходили в контратаку, вступали с фашистами в рукопашный бой и отбрасывали врага. Но силы врага превосходили нас и по численности, и по боевому вооружению. Мы стали организованно отходить на левый берег р. Припять, где и заняли оборону. Впоследствии нам удалось выйти из окружения, спасти наше полковое знамя. В Харькове знамя полка было передано в штаб одной из армий. Ни окружение, ни отступление не пошатнуло нашей веры в Победу. И мы к ней пришли!»

Во время Отечественной войны он командует артиллерийской бригадой, артиллерией танкового корпуса. Юго-Западный, 1-й Украинский, 2-й и 3-й Прибалтийские, 2-й Белорусский фронты закаляли воина, проверяли его профессиональные способности, испытывали характер. Военные подразделения под его командованием принимали участие в оборонных боях в Украине и Белоруссии. Божко принимает участие в разгроме немецких фашистов под Курском. Под его непосредственным командованием советские войска форсируют Днепр, освобождают столицу Украины г. Киев.

Вот только один эпизод форсирования Днепра из воспоминаний боевого генерала Божко: «До сегодняшнего дня не могу не волноваться, когда вспоминаю ту радость, которая пронизывала нас, когда мы вступили на измученную под ярмом фашистов землю моей родной Украины. Мы стремительно продвигались на Запад. И все мысли сливались воедино с мечтой про Днепр. «Даёшь Днепр! Даёшь Киев!» – эти слова стали главным лозунгом во всех подразделениях. Наша часть в числе первых подошла к заветному рубежу. Перед нами лежал могучий Славутич... Холодные сизые волны слегка перекатывались, скрывая в себе опасность. Где-то на том берегу затаились вражеские автоматчики, ждали сигнала фашистские артиллеристы. 21 сентября 1943 года передовые отряды войск Первого Украинского фронта сходу форсировали Днепр в районе Букрина. Части 10-го танкового Днепровского корпуса, где служил я, той же ночью, кто на рыбачьих лодках, кто на сколоченных на быструю руку плотах, верхом на деревьях, бочках и досках – на всём, что могло удержать человека на воде, начали форсирование Днепра.

Первыми на правый берег высадились десять бойцов во главе с капитаном А. Болбасом и с криком «Ура!» кинулись в атаку. Фашисты от неожиданности растерялись. Но потом опомнились и открыли по бойцам огонь со всех видов оружия. Завязалась неравная схватка, которая продолжалась всю ночь. Четыре раза гитлеровцы пытались скинуть в речку небольшой отряд смельчаков, но каждый раз нарывались на истребляющий огонь наших героев. И они выстояли на этом обожженном клочке родной земли, пока не подоспела помощь. За несколько дней Букринский плацдарм расширился по фронту на 11 и в глубину на 6 километров. За этот подвиг всем бойцам и командиру - капитану А. Болбасу было присвоено звание Героя Советского Союза. Они были среди 2500 воинов, подвиг которых на Днепре отметили этим высоким званием.

После проведения по решению Ставки перегруппировки войск утром 3 ноября 1943 года уже с Лютежского плацдарма перешла в наступление наша ударная группировка фронта. В 15 часов 6 ноября 1943 года город Киев был очищен от фашистов. В ходе боёв за Киев фашисты потеряли 12 пехотных и одну танковую дивизии, а также одну механизированную. Было убито и захвачено в плен около 40 тысяч гитлеровцев, 600 танков, 1200 пушек и миномётов, много самолётов и другой техники. Так небольшой плацдарм на правом берегу Днепра в районе Киева был преобразован в стратегический плацдарм, с которого развернулись бои за освобождение всей Украины».

Далее боевой путь Божко проходит через освобождение от фашистских захватчиков прибалтийских республик, городов восточной Пруссии, в т.ч. Кенигсберга. Ему присваивают звание генерал-майор Советской Армии.

После войны Митрофан Дмитриевич командует артиллерией пехотного корпуса, артиллерией механизированной танковой армии. От рядового красноармейца до генерал-майора артиллерии, командующего артиллерией Армии вырос простой бедняцкий сын Митрофан Дмитриевич Божко. Вся жизнь Митрофана Дмитриевича Божко связана со службой в советской Красной Армии. «Бог войны» – могучая артиллерия – стала его любовью, его главной службой родному народу, любимой Родине! А Красная армия стала его судьбой.

За многолетнюю службу в рядах Советской Армии, личное мужество и отвагу, успешное руководство военными подразделениями советское правительство наградило генерала М.Д. Божко орденом Ленина, четырьмя орденами Боевого Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, многими отечественными и иностранными боевыми медалями.

Из воспоминаний генерала М.Д.Божко, 9 мая 1945 года

«В начале мая 1945 года корпус, где я служил, после тяжёлых и кровопролитных боёв находился в оперативном резерве командования 1-го Украинского фронта. Мы должны были быть готовы в первую же необходимую минуту выступить на передовую и принять участие в окончательном разгроме фашистов-гитлеровцев. Та памятная ночь ничем не отличалась от других. После тактических учений солдаты и офицеры отдыхали. Тишина стояла в расположении всего корпуса.

Вдруг около двух часов ночи ее нагло оборвали выстрелы. Сначала единичные, они постепенно сливались в залпы, переплетались автоматическими и пулеметными очередями. Начали стрелять даже зенитные орудия.

Звоню дежурному:

– Товарищ капитан, кто там стреляет? Самолетов нет, по кому ведут огонь зенитчики?

Все дают почти одинаковый ответ:

– Товарищ генерал, сейчас выясню и доложу.

И вдруг в комнату, где уже собрались все офицеры штаба корпуса, вихрем влетела маленькая, кудрявая девчонка-радистка Машенька:

– Товарищ генерал, разрешите доложить...

И потом сорвалась на уже гражданский и по-детски беспорядочный язык:

– Победа! Сама слышала... Передавали... Германия подписала акт о капитуляции!..

И такая же, потрясенная до глубины души счастливым и желанным словом «Победа», вдруг подбежала к генералу и крепко его поцеловала.

Боевой командир, который видел на своем веку и поражения, и победы, на какой-то миг даже растерялся. Но пока опомнился, Машенька уже где-то во дворе громко выкрикивала свое самое радостное в жизни сообщение:

– Товарищи, победа! Победа!

День прошел в праздничном настроении, в воспоминаниях о прошедших боях, о погибших друзьях-товарищах. Были организованы просмотры кинофильмов, выступления художественной самодеятельности, спортивные игры. И во все уголки нашей Родины пошли нехитрые солдатские письма: «Здравствуйте, дорогие, родные! С Победой вас...»

Так встретили мы первый день Мира, день Победы».