Креветки-переростки под голливудским соусом
14.08.2009 15:03
...Йоханнесбурга переменился. Над городом парит внушительный диск космического корабля – словно крышка, прикрывающая кастрюлю с разогретым супом.

Пришельцы похожи на прямоходящих креветок, в них два метра росту и не слишком много ума. Никто не знает, зачем они здесь. Предполагают только, что их общество было устроено на манер улья и все королевы вымерли, оставив низовых рабочих на произвол судьбы. На пустыре под кораблем теперь резервация – обнесенное забором скопище помоек и трущоб.

Викус ван дер Мерве, сотрудник агентства MNU, опекающего пришельцев, пристегнут ремнями к больничной каталке. Вместо запястья у него клешня – три когтя, покрытых чешуйками. Днем раньше Викусу, зятю большого начальника, поручили командовать выселением разумных креветок: для пришельцев построили новый, благоустроенный лагерь, обнесенный колючкой, в двухстах километрах от столицы.

Вломившись в очередную хибарку, Викус конфисковал цилиндр неясного назначения, скрутил крышечку – и оттуда стало сифонить чем-то масляным, прямо Викусу на физиономию.

Викуса только что стащили в подвал, дав пару раз прикладом по голове. Над каталкой – врач, акционеры MNU и тесть Викуса, – человек с лицом, похожим на вареную картофелину. «Его организм сейчас – хранилище биотехнологий на несколько миллиардов», – деловито объясняет штатный садист в белом халате. Кивком головы тесть Викуса одобряет решение разнять своего зятя на органы.

Режиссеру Нилу Бломкампу не хватило, быть может, пары недель на площадке и пары ночей над монтажным столом – до подлинного величия. Его «Девятый округ» – не просто лучшее, что выходило в украинский прокат за последние несколько месяцев. Это один из самых ярких дебютов нулевых годов.

По форме «Девятый округ» – стилизация под документальный фильм, будто бы снятый южноафриканскими репортерами. В центре внимания – Викус ван дер Мерве. Сделаны интервью с его женой и коллегами. Эксперты наговаривают дежурные комментарии. Использованы материалы йоханнесбургских камер наружного наблюдения.

Оператор будто бы стоит бок о бок с оперативниками агентства, ходит по резервации пришельцев, попадает под обстрел, и как-то невзначай бросает зрителя в такую круговерть, что только держись.

Лента начинается как служебная съемка про операцию MNU. Исподволь перерастает в кровавейший триллер. И, в конечном счете, разворачивается в удивительной силы историю, где на передний план выходит обыденность зла: та легкость, с которой человек умеет топтать тех, кого считает ниже своей персоны.

Тут есть все. Ритуальное поедание мяса пришельцев. Бандиты, которые одинаково охотно пускают в дело мачете и автомат Калашникова. Нешуточный оскал государственной машины. Погоня, где кто-то свыше установил, что последний – мертвый.

Задор, воображение, талант Нила Блокампа в «Девятом округе» оказались помножены на опыт продюсера Питера Джексона. Вместе эти двое выдали на-гора нечто совершенно удивительное: умную картину, которая не оставляет тебе никаких шансов. Она хватает за шкирку с первых минут и тащит, не отпуская. Страшная редкость в наши дни.