Красивая и ужасная, величественная и бедная, многонациональная и националистическая, наша южная соседка живет такой жизнью, о которой мы даже и не догадываемся.
Мы думаем, что это нам все по фиг. Оказывается, это не у нас так, а у них, у румын реализовалось в полной мере. Вот, к примеру, стоит частный дом. Спереди – металлический красивый забор, сзади – доски. Сам дом – так ничего, вполне по европейским меркам. А вот вокруг него настоящая помойка. То есть, у нас так не бывает. У нас либо хорошо, либо – никак. А так вот, чтобы и хорошо и никак и все это на одной жилплощади, то у нас до этого еще не додумались.
Румыны не беспокоятся о виде домов
Может быть, виной всему османское прошлое. Все-таки румыны под Османами долго были. Сохраняли частичную независимость, но влияние испытывали. Посмотреть на костюмы румынских воевод начала девятнадцатого века – типичные жители Востока. Могло быть и по-другому. Попали бы под австрийское иго – жили бы сейчас как словенцы. Но австрийцы не дошли до Валахии, и румыны вдоволь насладились евроазиатским образом жизни.
Румынские цыгане
Вот и сегодняшний Бухарест в некоторых местах продолжает напоминать восточный город. Нет, безусловно, центр и исторический центр очень помпезны. Их делали по известному выражению «Бухарест – маленький Париж». На что французы обычно с возмущением отвечают: «Но ведь Париж – не большой Бухарест».
Хотя можно вспомнить и не только Париж. Ведь румыны считают себя наследниками Римской империи. Вульгаризированная латынь, на которой говорят румыны и молдаване, дает им некие основания считать себя потомками Ромула и Рема. И неважно, что предки румын – даки – были романизированы во втором веке новой эры, потому что не имели своей письменности, культуры, цивилизации. Сейчас об этом периоде истинно румынской истории напоминает только гордая машина «Дача» (Dacia).
Так или иначе, румыны в своей архитектуре ориентировались на Рим. Хотелось им понаставить побольше монументальных домов с колоннами, а потом думать, что с этим богатством делать. Потом решили не заморачиваться и перестали следить за домами. Не за всеми, конечно, но за многими. В результате великолепные дома стали ветшать, но румын это мало волнует. Лишь бы стояли на месте.
Многоэтажки соседствуют со старыми домиками
Если отойти чуть в сторону от монументального, украшенного воистину «сталинскими» проспектами центра румынской столицы, то картина разительно меняется. Все-таки мы в очень Восточной Европе, какой бы Западной или Центральной она сейчас ни считалась.
Османское прошлое сказывается в причудливых рисунках городских кварталов, которых не коснулась рука вестернизированных архитекторов. Как в любом восточном городе, здесь можно окунуться в хитросплетение улиц, не знающих слова «план». И хотя при Чаушеску с таким «позорищем» предпочитали бороться, следы восточного прошлого остались.
Впрочем, спальные районы румынской столицы скопированы не по римскому или парижскому образцу. Если въезжать в Бухарест и случайно выглянуть в окно, не зная, что это Румыния, то можно решить, что автобус едет по Троещине или Оболони. Чаушеску не придумал ничего лучшего, чем построить по окраинам румынской столицы дома, которые дальше СССР никто не пускал. Никто не пускал, а румыны взяли и приняли.
Но в том-то и загадка румынских городов, что нельзя сказать чего в них больше – восточного или западного. И чем дальше едешь на запад страны, тем больше в этом убеждаешься. Трансильвания – богатый регион с венгерским и немецким населением. Во многом, благодаря наличию этого региона, румыны сумели пробиться в Европейский Союз.
Даже сейчас, в разгар кризиса, на горных трансильванских дорогах строятся и расширяются дороги. Причем масштаб, темп и ход работ такие, что так и хочется взять этих строителей и перебросить в Киев на трассу «скоростного» трамвая или на «мост Кирпы». То есть, страна живет и даже не думает сдаваться. А мы при этом уверены, что румынам надо нас догонять. Это еще вопрос кому кого надо догонять.
Говоря о Трансильвании нельзя не вспомнить и главный трансильванский миф – Дракулу. Любопытно, что исторические прототипы героя романа Брэма Стокера – князья Влад II и Влад III Цепеш имеют весьма различные оценки в румынской историографии. Бытует среди прочих и мнение, что террор и прочие ужасы, которые обычно связывают с именами этих двух правителей, были необходимой мерой в борьбе центральной власти против обнаглевших бояр. Как же иначе можно было с этими отморозками?
Сегодня на просторах Трансильвании мало что напоминает об этих суровых временах. Но в городе-замке Сигишоаре вам непременно покажут дом, где по данным историков в пятнадцатом веке обитал лично Дракула. И неважно, что этот дом по своему внешнему виду никак не похож на живое средневековье. Экскурсовод тут же объяснит, что потом дом неоднократно перестраивали и поэтому он изменился.
Мифический дом Дракулы
Активные раскопки замка Дракулы ведутся и в Бухаресте. В целом, по всей стране Дракулу впаривают в виде футболок, брелков, магнитиков и прочего барахла. И, похоже, румыны уже забыли, что не меньшие права на героя Брэма Стокера имеют соседи-венгры, для которых Трансильвания остается потерянной территорией.
На руинах замка Дракулы
Однако всерьез никто не ставит под вопрос территориальную целостность Румынии. И Венгрия, и Румыния являются частью Европейского Союза, и это сглаживает их конфликты. Нам же остается только за них порадоваться, и не забывать о Черновцах, на которые у румын есть свои виды.
Дорогие читатели! Если Вам есть что рассказать о своих приключениях за границей и не только, поделиться опытом, дать дельные советы или прислать фотоотчёт – милости просим! Текст и фото можно и нужно слать сюда – [email protected]. Материал обязательно будет опубликован за подписью автора. Вам – слава, нам – честь!