Гарбер начинал простым машинистом и дослужился до какой-то крутой должности в департаменте транспорта. В диспетчеры его разжаловали недавно: Уолтер будто бы принял взятку от японских подрядчиков.
Вину его доказать не смогли, но осадок, как говорится, остался.
Однажды Уолтеру выпал шанс восстановить репутацию. Четверо татуированных головорезов (неожиданно хорошо осведомленных о том, как функционирует метрополитен и Федеральный резервный банк) отцепили вагон с 18 пассажирами на линии Пэлхем.
Человек, дирижирующий этим криминальным квартетом, представляется Райдером (Джон Траволта). Райдер требует, чтобы ему в течение часа доставили десять миллионов долларов. Райдер хочет, чтобы деньги ему принес именно Гарбер – в процессе переговоров он проникся к смышленому диспетчеру патологической симпатией.
Вы не хуже моего знаете, что среднестатистический экранный террорист грозится, в случае чего, убивать одного заложника в час. Райдер обещает убивать по одному пассажиру за каждую минуту просрочки.
И эта деталь красноречиво характеризует нынешнюю кондицию и творческую манеру режиссера фильма «Опасные пассажиры поезда 123» Тони Скотта – человека, который сам себя называет «хорьком на метамфетаминах».
«Мне работа в рекламе сильно испортила глазомер, – рассказывал как-то Скотт в интервью. – Все, что я знаю про мир, я рефлекторно пытаюсь впихнуть в две минуты экранного времени».
Плавностью монтажа «Опасные пассажиры поезда 123» приближаются, если не к «Домино», то, по крайней мере, к «Гневу». Рельсы, поезда, лица, характеры, биржевые индексы – все сливается здесь в лихорадочный синкопированный трейнспоттинг.
Банальную захватанную историю (одноименный роман Мортона Фридгуда экранизируется уже в третий раз), как мог облагородил Брайан Хэлджленд (сценарист «Секретов Лос-Анджелеса», «Мистической реки» и того же «Гнева»).
Это благодаря ему в изначально картонных персонажах и штампованных диалогах появилось что-то человеческое (герой-взяточник, мэр Нью-Йорка, который не болеет за Yankees, «пообещай, что вернешься домой, и купишь по пути галлон молока» и т. п.).
Но сюжетная логика все равно прихрамывает на обе ноги.
Как так вышло, что бывший биржевой брокер за девять лет отсидки не только не растерял профессиональных навыков, но еще и заделался в тюрьме высококвалифицированным террористом? Почему человек, занимающий едва ли не вторую должность в нью-йоркском метрополитене, повелся на взятку в жалкие 30 тысяч?
И как, черт возьми, информация о том, что Райдер летал в Исландию с литовской фотомоделью, свидетельствует о его прошлом на Уолл-стрит?
Понятно, что когда фильм – не фильм, а разогнанный до безумной скорости локомотив без тормозов, в дороге из него могут вываливаться запчасти. Но тут, похоже, другой случай.
Ощущение такое, что Скотт намеренно выбрал простецкий сюжет, чтобы ничто не отвлекало от головоломных ракурсов, операторской эквилибристики, монтажной чечетки – словом, ремесла, которым Скотт безусловно владеет.
В смысле ритма и драйва «Опасные пассажиры поезда 123» – выдающееся кино. Но тех неспешных, внятных, осмысленных времен, когда «хорек на метамфетаминах» считал, что кино – это история, а не просто быстро движущиеся картинки, ужасно жаль.