Роман с отягощающими последствиями
01.10.2009 16:07
приобрело даже не политическую окраску, хотя с заявлениями по этому поводу уже выступили несколько европейских политических деятелей первой величины. Гораздо интереснее, что скандальное происшествие в аэропорту может спровоцировать громкие разбирательства среди деятелей культуры по давнему как мир вопросу о гении и злодействе.

Напомним, в 1977 году Роман Полански был обвинен в США в совращении 13-летней Саманты Гейли. Режиссер заключил сделку со следствием, признал себя виновным, но, не дожидаясь завершения судебного процесса, покинул страну и поселился во Франции, конституция которой позволяет не выдавать своих граждан. Американское правосудие предприняло ранее несколько попыток задержать режиссера, но все они оказались неудачными.

Поднимать культурную общественность на борьбу начали в первые же часы после ареста. Третья супруга всемирно известного режиссера и мать его двоих детей актриса Эммануэль Сенье еще в день ареста обратилась с призывом к мировому кинематографическому сообществу не допустить выдачи Романа Полански Соединенным Штатам. При этом, согласно сообщениям лондонских СМИ, она направила письмо ведущим режиссерам и актерам Голливуда с просьбой начать широкую кампанию за недопущения суда над своим супругом.

Однако в Голливуде ее призывы широкого резонанса пока не возымели. Едва ли не единственным, кто откликнулся на призыв госпожи Сенье, оказался известный голливудский продюсер Харви Вайнштейн. Он, по сообщению западных СМИ, пообещал подключить к защите Полански вашингтонское лобби, и также обратился с призывом ко всем кинематографистам помочь разрешить эту «ужасную ситуацию» и принять участие в борьбе за освобождение Полански.

Однако другие голливудские звезды следовать призыву Харви Вайнштейна не спешили, отмалчивался даже его брат Боб, на паях с которым они и владеют своей знаменитой киностудией, выпустившей, в частности, практически все фильмы Квентина Тарантино.

Вступились за коллегу и кинодеятели заварившей кашу Швейцарии. «Это юридический скандал, который нанесет ущерб репутации Швейцарии во всем мире», - говорится в заявлении Союз сценаристов и режиссеров Швейцарии. В петиции осуждается громкое задержание, которое швейцарские кинематографисты назвали «фарсом на правосудие и гигантским скандалом в области культуры». Но широкого резонанса это заявление не имело - хотя бы потому, что эта горная страна может похвастаться чем угодно - банками, часами, ножами, сыром или шоколадом - но только не громкими кинематографическими именами.

Гораздо лучше дела обстоят во Франции. Во-первых, в защиту Полански выступил, хотя и очень осторожно, министр культуры страны Фредерик Миттеран. Как говорится в коммюнике министерства, Миттеран утверждает, что обсуждал этот вопрос с президентом страны Никола Саркози, который следит за развитием событий «с большим вниманием» и желает «скорейшего разрешения ситуации». Министр же не хочет «вмешиваться в очень старый судебный процесс, который стал поводом к преувеличенным суждениям», и «очень сожалеет, что человек, переживший много испытаний, вынужден перенести еще одно».

Но это чиновник, им сам бог велел выражаться дипломатично. Коллеги же задержанного настроены куда боевитее. Здесь в первые же часы был начат сбор подписей под международной петицией за освобождение Полански. В ней также призывают американскую и швейцарскую Фемиду «не превращать юстицию в фарс», но особое возмущение вызывает тот факт, что Полански был арестован во время визита на кинофестиваль, где он должен был получить высокую награду: «Это недопустимо, что международное культурное событие, выражающее почтение одному из величайших современных кинорежиссеров, используется как полицейская ловушка». Кинематографисты утверждают, что международные кинофестивали всегда обладали некоторой экстерриториальностью и позволяли участникам всегда чувствовать себя «свободно и безопасно, даже когда некоторые государства эта свобода не устраивала». Нарушение этого принципа, по мнению подписавших, «открывает двери для злоупотреблений, последствия которых сегодня никто не может предсказать».

В заключение же, ради дружбы между Францией и США кинематографисты мира «требуют немедленного освобождения Романа Полански». Текст петиции был выложен на сайте Французского общества авторов драматических произведений и композиторов (SACD), и на сегодняшний день под ней поставили свои подписи уже больше ста известных кинематографистов из разных стран, многие из которых являются гордостью мирового кино. Перечислим только самые известные имена: Вуди Аллен, Педро Альмодовар, Жан-Жак Анно, Фанни Ардан, Даррен Аронофски, Моника Беллуччи, Патрис Шеррон, братья Дарденн, Терри Гиллиам, президент Каннского кинофестиваля Жиль Жакоб, Вонг Кар-Вай, Эмир Кустурица, Клод Лелуш, Дэвид Линч, Жанна Моро, Микеле Плачидо, Этторе Скола, Мартин Скорсезе, Тильда Суинтон, Бертран Тавернье, Джузеппе Торнаторе, Том Тыквер, Вим Вендерс...

Столь ярко продемонстрированную цеховую солидарность можно было бы только приветствовать, если бы не одно обстоятельство. Киношники однажды уже попытались побороться за прекращение дела Полански, причем именно что привычными им методами.

Ничего хорошего из этого не вышло. В 2008 году на кинофестивале в Санденсе был показан документальный фильм Марины Зенович «Роман Полански: Разыскиваемый и Желанный». В нем почти ничего не говорится о самом «Деле Полански», но зато более чем подробно излагались последующие события 1977-1978 гг., связанные с судебным преследованием Полански. Используя архивные кадры, современные интервью с адвокатами, друзьями режиссера и самой жертвой Самантой Геймер, режиссер недвусмысленно декларировала собственную позицию: Полански судили не совсем честно, и судья больше заботился о своем имидже, чем о соблюдении закона.

Выход фильма тут же был использован защитой режиссера. В декабре 2008 г. американский адвокат Полански подал прошение о закрытии его дела на основании показанных в фильме нарушений, допущенных судом и стороной обвинения. После повторного прошения судья Верховного суда Лос-Анджелеса Питер Эспиноза потребовал присутствия Полански на суде для принятия решения. Он не приехал, но направил третье прошение, которое также было отклонено.

Многие считают, что именно претензии в адрес американского правосудия, высказанные тогда защитой, а также поданные в июле этого года две апелляции в калифорнийский суд с формулировками вроде «прокуратура в течение 30 лет после того, как Полански покинул территорию, на которую распространяется ее юрисдикция, ни разу не попыталась добиться его экстрадиции» и спровоцировали сотрудников лос-анджелесской прокуратуры активизировать свои действия. Результатом которых стало недавнее задержание.

Поможет ли давление со стороны кинематографической общественности известному режиссеру, или, наоборот, заставит американскую Фемиду еще сильнее «упереться рогом», мы узнаем в ближайшие пару месяцев.

Между тем, только что стало известно, что Роман Полански подал в швейцарский суд официальную апелляцию. В суде подтвердили получение документа от адвокатов Полански и заявили, что решение по его делу будет вынесено в течение нескольких недель.