Безбородов Никифор Дмитриевич – старший сержант, бывший командир отделения связи 2 дивизиона 29 отдельной тяжёлой Феодосийской орденов Суворова и Кутузова миномётной бригады Р.Г.К.
Мой путь на парад Победы
5 февраля меня призвали в Красную армию. Мне ещё не исполнилось 18 лет. В Пятигорске вновь формировалась миномётная бригада, куда меня и направили служить во взвод управления полка связистом проводной связи. 3 месяца обучения – и 5 мая 1943 года бригада вступила в бой у станицы Крымской Краснодарского края. Шли упорные бои за удержание позиций на так называемой «голубой линии». Задача связиста – обеспечивать бесперебойную связь командирам на наблюдательных пунктах с огневыми позициями орудий, ибо без связи орудия молчат. Порыв провода происходит там, где рвутся снаряды, и устранять его приходится под огнём противника. Вот за такую работу, спустя 12 дней, 17 мая я был награждён медалью «За отвагу» и назначен командиром отделения связи. А дальше был десант под Керчь, было освобождение Крыма. Особое сопротивление противник оказал перед Севастополем на Сапун горе. За обеспечение бесперебойной связи при штурме Сапун горы и освобождении Севастополя был награждён орденом Красной Звезды 18 мая 1944 года. Далее мой путь к Победе пролегал по Восточной Пруссии в составе 3-ого Белорусского фронта.
День Победы 9 мая 1945 года нас застал в боях за косу Фриш-Нерунг. Войну закончил в звании старший сержант в возрасте 20 лет. 24 июня 1945 года я участвовал в Параде Победы в Москве в составе сводного полка 3-го Белорусского фронта. Всего – от 10 фронтов по 1059 чел, один сводный полк военно-морского флота, войска Московского гарнизона, Академии и военные училища.
Наш полк формировался в Кенигсберге. В один из последних дней мая командир бригады получил приказ направить от бригады 4-х человек на парад Победы. Он дал команду предоставить ему по два человека от дивизиона, а их в бригаде – 4. Я попал в эти претенденты. Когда мы, восемь солдат и сержантов, предстали перед командиром бригады, то он оказался в затруднении. Шутя сказал становиться к стенке – отбирались рослые парни. Среди четырёх счастливчиков оказался и я. И начались тренировки. Надо сказать, что я, да и многие другие двадцатилетние парни никогда не ходили строевым шагом. Тренировались мы вплоть до 10 июня. В Москве наш полк разместили в Чернышевских казармах. Каждый день на автомобилях мы выезжали к месту тренировки. Москвичи радостно нас приветствовали, а некоторые плакали. Пропитанное потом от тренировок обмундирование меняли несколько раз.
И вот наступает 24 июня. Накануне нам выдали новое парадное обмундирование. Рано утром мы заняли Красную площадь. Моросил дождь, но настроение было приподнятое. Командовал парадом Рокоссовский, принимал парад Жуков. Впереди нашего сводного полка шёл наш командующий маршал Василевский. После торжественного прохождения по Красной площади, мы возвратились в казарму строем по улицам праздничной и приветствующей нас Москвы. Закончился день торжественным ужином. А на другой день мы уехали в Кенигсберг. Разъехались по своим частям, и началась наша служба уже в мирное время. Но это – другой путь.
11.05.2010 13:05