А часиков в 11 двор оглашают крики: «Ах ты... Иди домой, кому сказала», «Детей уже уложила, только ты где-то шляешься». Почти без вариаций. И бегают мужики, прячутся по задворкам от деловито сгребающих их в охапку жен. Без обид, без эмоций – рутина.
Это – культура нашего двора. Да, да, не удивляйтесь. В культурную программу еще входят: разлетающиеся веером карты, избитые морды, «Белые розы» незабвенного «Ласкового мая» под баян и губную гармошку. А также мат. Во всех вариантах и огромных количествах. Они его не «употребляют». Они на нем разговаривают. И не важно, кто слышит, когда и сколько.
Вроде бы все просто – каждый выбирает себе жизнь сам. И если кому-то нравится пить – пусть пьет на здоровье. Тем более, что давно уже доказано – ментальность нации у нас такая – «заливающая за воротник». Но на самом деле все не так. И пусть ученые кричат, что алкоголизм не передается на генетическом уровне, зато он прекрасно передается на уровне культурных традиций. И не только передается, но и отравляет жизнь всем домочадцам.
Считается, что у женщины, которая прожила с мужем-алкоголиком в течение 5 лет, есть невротические расстройства, если 10 лет – можно говорить о появлении более серьезных заболеваний.
Дело в том, что больной-наркоман втягивает в свое заболевание живущих рядом с ним близких. Называется такое явление созависимость. Женщина считает себя виновной в проблемах мужа, берет на себя ответственность не только за его алкоголизацию, но и за его поведение. Она старается компенсировать недостающее – выполняет обязанности супруга, пытается сгладить его срывы на работе, выгораживает перед начальством, друзьями, то есть живет не своей жизнью, добивается не своих целей.
Женщина, сама не подозревая, своими руками затягивает петлю не только на шее своего супруга, но и на своей собственной. Принимая ответственность на себя, она платит своим здоровьем – нарушение сна, аппетита, повышенная раздражительность, расстройства нервной системы. За долгие годы совместной жизни появляются язвы, болезни сердца, гипертонические кризы. Страдают в равной степени все члены семьи.
Жен больных алкоголизмом еще называют «сухими алкоголиками». Они – почти зеркальное отражение своих благоверных. Без употребления алкоголя, у женщин присутствуют все элементы, характерные для химической зависимости.
Если у больного теряется контроль над количеством выпиваемого алкоголя, то у женщины – контроль над количеством переносимых неприятностей. Как больной не желает, чтобы его считали алкоголиком, так и его жена не желает быть признанной жертвой, невротиком. Чем дальше заходит дело в болезни мужа, тем больше неприятностей она может переносить, больше сил и убеждений вкладывает в то, чтобы решить его проблемы.
Такое положение в семье бьет и по детям. Когда речь идет о девочке, есть опасность, что она усвоит родительские роли и будет дублировать поведение матери со своим будущим супругом. Это значит, она неосознанно будет выбирать мужа потенциального алкоголика, чтобы реализовать уже усвоенные роли.
Специалисты часто отмечают: даже если у девочки будет выбор между здоровым и больным партером, она скорее выберет именно второго, поскольку в подкорке уже записана программа поведения.
Таким образом, из поколения в поколение передается один и тот же сценарий, девочки неосознанно выбирают для себя в чем-то обделенного партера. По мнению специалистов наркологических центров, таким детям необходима возможность общения с нормальными семьями. Только тогда во взрослой жизни они смогут избежать повторения родительских ошибок и сделать полноценный выбор.
Вот только кто будет этим заниматься? Помните, мама в детстве говорила – не дружи с Аней, она плохая. Не ходи в гости к Нине. Не приводи домой Аллу. А может, вообще закроем эти дворы на замок? И пусть себе спиваются, ругаются, женятся, разводятся – и ну его, гуманизм, к черту?!
14.10.2010 11:32