«Мистер! Мистер! Купите у меня жемчуг, – настойчиво бурчит под нос симпатичный индонезийский мальчишка. – Это лучший жемчуг с острова Комодо», – продолжает попытку заинтересовать нас юный торговец.
Мы пытаемся культурно объяснить, что у нас уже все есть, но подающее надежды дарование не унимается: «Тогда купите у меня когти дракона, настоящего комодского дракона, а если купите, то я вам покажу его следы около деревни – утром один дракон приходил к домам».
Против такого аргумента мы устоять не в силах, поэтому соглашаемся, ставя ультиматум: «Утром – деньги, вечером – стулья». То есть сначала требуем показать нам следы дракона, а потом, мол, так и быть, обещаем купить его когти.
К судну с многозначительным названием «Зеленый змей», на борту которого мы все это время находимся, подгоняют небольшую утлую лодку, которая и переправляет нас на берег острова Комодо. Точнее, в деревню Комодо, где живут простые рыбаки, бегают веселые дети и заодно обитают драконы. Вернее – более 1150-ти огромных прожорливых ящеров, известных миру как драконы острова Комодо. В самой деревушке живет около 400 человек, то есть на одного человека приходится почти три ящера, именно поэтому встреч с чудищами избежать редко кому удается. И далеко не всегда эти встречи заканчиваются с положительным для человека счетом. Чаще всего в зубы ящеров-гурманов попадают нежные детские косточки, детям ведь не объяснишь, что «сюда ходи, а туда не ходи». Для них деревня Комодо и все, что вокруг, это сплошная игровая площадка. И прожорливым, вечно голодным драконам тоже не удается внушить, что они живут тут не совсем одни, поэтому охотиться и питаться нужно жесткими буйволами, лошадьми, оленями, обезьянами, в конце концов, чем угодно, только не сочным мясом маленьких двуногих существ.
Открытие
Лодка высаживает нас на берег, и мы тут же попадаем в кольцо любопытных мальчишек и девчонок, наперебой галдящих и пытающихся привлечь внимание к себе и сфотографироваться с нами. К ним редко заезжают гости. Да и основное внимание приезжающих на остров туристов и путешественников приковано, как правило, к станции рейнджеров Национального парка Комодо (тех, которые осуществляют контроль и наблюдение за ящерами на острове). Рейнджеры же и показывают всем желающим нескольких лениво лежащих около их кухни драконов или отводят туристов на прогулку по острову, во время которой можно увидеть гигантских варанов в дикой природе. Все это мы видели еще вчера и даже с разрешения сопровождающего нас рейнджера потаскали одного из ящеров за хвост, но это было специальное шоу для туристов. Здесь же, в одноименной деревушке, мы наконец-то увидели настоящую жизнь.
Электричество тут дают только вечером на несколько часов, основным источником жизни является океан, все домики примитивны, фактически лачужки на высоких деревянных сваях, чем-то похожие на сказочные избушки на курьих ножках. Жизнь современного Комодо мало отличается от 1911 года, когда недалеко от деревни потерпел крушение голландский летчик Артур Ван Боссе. Вообще-то он летел с острова Ява к острову Сумбава, но 500 км – путь неблизкий для летающих «этажерок». К цели своего путешествия пилоту добраться не удалось – внезапно налетевший шквал, какие часто возникают в тропиках, опрокинул неустойчивую машину и швырнул ее в воды океана... Очнулся он на песчаном берегу и, должно быть, сразу увидел «эти глаза напротив» – в нескольких метрах от него на песке неподвижно стоял огромный и ужасный сказочный дракон. Так Хендрик Артур Ван Боссе стал первым белым человеком в мире, близко познакомившимся с варанами острова Комодо.
Об обитающих тут существах слухи ходили давно. Жившие неподалеку рыбаки рассказывали о страшных ящерах, охотящихся на своем острове на все, что движется и шевелится. Высокопоставленные научные чины, уютно сидящие в роскошных кабинетах, конечно, относили эти рассказы и слухи на счет темных верований индонезийских рыбаков и ни разу не удосужились проверить, вымысел это или правда. Так продолжалось бы еще много лет, если б Боссе не удалось выбраться с острова. Вернувшись на землю обетованную, он начал взахлеб рассказывать об увиденном: о кровожадных драконах, которые живут почти в самом центре густонаселенной Индонезии... Ему никто не поверил. Мало того – все в один голос заговорили о том, что, дескать, тяготы и лишения последних дней повредили ум перспективного летчика, и в итоге мировая научная общественность констатировала, что мистер Боссе сошел с ума. Но пилот тоже был не лыком шит и потому изменил стратегию – стал расхваливать «свой» остров, рассказывать о замечательном климате, о том, какое это идеальное место для земледелия и скотоводства и, главное, какие богатые ископаемые на этом острове ему довелось увидеть. Выражение «богатые ископаемые» немного расшевелило власти. После года откровенного вранья Боссе удалось организовать экспедицию на остров Комодо. Так, после ее возвращения, мир наконец узнал о существовании удивительных животных. Сам же первооткрыватель посвятил всю свою жизнь изучению варанов Комодо.
С момента открытия нового вида варанов прошло почти 100 лет, и не уничтожили их лишь потому, что шкура драконов не годится ни для производства сумок, ни кошельков, ни ремней, ни даже обуви. Если бы хоть из одного убитого комодского дракона можно было бы сделать какую-то поделку, которую оценили модницы просвещенной Европы, то драконам быстро бы пришел конец. Но, к счастью, об этом позаботилась матушка-природа – под верхним слоем кожи варанов находятся костяные пластинки, своеобразный бронежилет, не позволяющий коже гнуться и обрабатываться. Сапоги из шкуры дракона стерли бы ноги хозяина до самой задницы минут так за 15. Так что благодаря неприменимости животных остатков к современному обществу потребления варанов оставили в покое, а вместе с ними и саму деревню. Комодо как была когда-то маленькой рыбацкой деревенькой, так ею и осталась.
Страшные соседи
И вот идем мы по маленькой улочке среди опорных свай домов. Сверху раздаются радостные голоса, звучит музыка, гитары, галдят дети.
«Сваи – это единственная защита и от приливной волны, и от хвостатых соседей. Хотя осторожность даже в этом случае не мешает», – рассказывает нам наш капитан Ялли.
«Несколько лет назад, ранним утром выйдя из своего домика, одна молодая девушка по имени Тана спросонья наткнулась на дракона, который сидел около лестницы, привлеченный запахом готовившейся с вечера рыбы. Финал был трагичным», – грустно заканчивает он.
«Еще миру известен трагический случай со швейцарским туристом, месье Бароном, когда в 1978 году самостоятельная прогулка подслеповатого швейцарца окончилась тем, что от него нашли только погнутые очки и фотоаппарат. Сейчас, конечно, рейнджеры прилагают все усилия, чтобы подобное не повторилось, но мало кто знает, что у нас, у простых обитателей этого островка, каждый год кто-то сталкивается с драконами нос к носу и далеко не всегда это заканчивается благополучно», – добавляет наш капитан.
«Вот год назад наш сосед с двумя сыновьями возвращался с охоты, где он подстрелил оленя. По дороге на них напал дракон, который учуял запах дичи и уже не разбирал, кто там люди, а кто олень. Погиб младший сын соседа», – это вполголоса продолжает комодские страшилки уже наш юный продавец жемчуга.
Драконьи бега
Комодские драконы (или, если говорить языком науки, Varanus komodoensis) – существа не совсем драконьего размера, ну не очень большие, но и не маленькие. Судите сами: дикие взрослые комодские драконы весят около 70 кг, но в неволе достигают и больших размеров. Самая большая дикая особь, о которой есть достоверные данные, имела в длину 3,13 м и весила 166 кг, включая еще непереваренную пищу.
Окраска взрослых варанов темно-бурая, обычно с мелкими желтоватыми пятнами и крапинками. Молодые животные окрашены ярче, и на спине у них рядами располагаются красновато-оранжевые и желтоватые глазчатые пятна, сливающиеся в полосы на шее и хвосте.
Зубы комодских варанов сдавлены с боков и имеют пильчатые режущие края. Такие зубы хорошо подходят для разрывания на куски мяса крупной добычи и человечинки в частности.
Образ жизни они ведут одиночный, лишь иногда – во время кормежки и в сезон размножения – объединяясь в непостоянные стаи.
Как ни странно, но существа эти довольно шустрые – при беге на короткие дистанции варан способен развивать скорость до 30 км/ч. К тому же и акробаты – чтобы достать пищу, находящуюся на высоте, например, на дереве, комодский варан может вставать на задние лапы, используя хвост в качестве опоры. Да и по деревьям те, кто помоложе, без проблем лазить могут.
Когти, которые как раз и пытался продать нам незадачливый юнец, у них длинные и изогнутые – при помощи их они вырывают себе убежища – норы, длина которых может достигать пяти метров. При этом норы роют себе взрослые особи, более молодые укрываются в дуплах деревьев. Казалось бы – от кого прятаться, если естественных врагов у драконов на острове нет? Но каннибализм – вполне распространенное явление среди этих прожорливых тварей. Причем они даже от собратьев съедают и пережевывают почти все части туш. Даже шкура-бронежилет идет в пищу, остаются одни только зубы и когти, которые как раз и находят местные жители и рейнджеры, чтоб потом продавать в качестве сувениров любопытным туристам.
Взрослые особи находятся на вершине пищевой цепи островов своего обитания, где нет хищных млекопитающих. На относительно крупную добычу вараны охотятся из засады, иногда сбивая жертву с ног ударами мощного хвоста. Крупные взрослые комодские драконы питаются главным образом падалью, но падаль эту они получают необычным образом. Так, выследив в кустах оленя, кабана или буйвола, варан атакует и стремится нанести животному рваную рану, в которую заносится яд и множество бактерий из ротовой полости варана (на самом деле даже у самого крупного самца не хватает силы, чтобы одолеть копытное). Обычным результатом такого контакта является заражение крови у жертвы, в итоге животное слабеет и через некоторое время погибает. Вараны обладают хорошим обонянием и находят трупы по запаху с помощью длинного раздвоенного языка. При этом на запах падали сбегаются вараны со всего острова, и тогда между самцами начинаются драки за добычу – заодно и порядок иерархический поддерживается.
Соседство с человеком оказывает на варанов самое благоприятное воздействие. В голодные годы комодских варанов всегда тянет поближе к человеческому жилью, его привлекают запахи человеческих экскрементов и рыбы, останки которой в изобилии валяются на территории рыбацкой деревни Комодо. А времена недавно выдались голодные, поэтому в последние годы замечены даже случаи вскрытия голодными драконами свежих могил в поисках трупов. Так что теперь местные рыбаки усовершенствовали погребальный процесс – они заливают могилы усопших родственников бетоном, превращая их в саркофаги на манер Чернобыльского. Вот загадка будет для археологов XXX тысячелетия – для чего же трупы спрятали так надежно? Решат, наверное, что они были заразные или, к примеру, вампирами, но о драконьей версии вряд ли догадаются.
А в остальном же – деревня как деревня... Вот идем мы по ней – и нас постоянно в гости приглашают – выпить чаю или просто присесть на скамеечку поболтать о жизни. Неожиданно ловлю себя на мысли, что еще никогда в своих путешествиях я не видел в одном месте столько красивых лиц. Люди улыбаются, они рады, и ничто не напоминает о риске ежедневно быть съеденными.
Следы и когти
Возможно, именно потенциальная угроза сближает людей. Индонезия – в целом страна мусульманская, но в этом поселении живут и христиане, и индуисты, и буддисты, причем мирно живут. Наш капитан – мусульманин, мальчик-продавец – христианин. Кстати, мальчика, как оказалось, зовут Нинган, и сейчас он, превратившись в основную фигуру, ведет нас мимо мечети по деревне с очень гордым и важным видом – как-никак гости деревни именно им возглавлены...
Выйдя за пределы поселения, мы выходим на песчано-каменистый берег, усеянный ракушками и осколками кораллов.
«Тут я видел след дракона», – говорит Нинган, показывая на какое-то место впереди. Место это густо утоптано следами босых детских ног.
Ялли задумчиво чешет затылок – ему жаль впустую потраченного времени, ведь следов дракона тут давно уже нет, здесь с утра явно побывало все детское население деревни.
«Мистер! Так вы купите у меня когти дракона? – почти плача спрашивает Нинган. – Следы были тут, я вам клянусь».
Конечно же, когти мы покупаем. Да, чудовищ мы не нашли, но зато увидели идеальный устрой человеческого быта и близко познакомились с людьми, существующими по соседству с мерзкими тварями. Мы получили свою компенсацию.
Дорогие читатели! Если Вам есть что рассказать о своих приключениях за границей и не только, поделиться опытом, дать дельные советы или прислать фотоотчёт – милости просим! Текст и фото можно и нужно слать сюда – [email protected]. Материал обязательно будет опубликован за подписью автора. Вам – слава, нам – честь!