...азербайджанский дуэт Ell and Nikki с песней «Running Scared». В следующем году песенный конкурс отправится в Баку.
Финал получился достаточно скучным с точки зрения песен (некоторые участники вообще не удосужились их написать). Статистические показатели и нюансы, связанные с организацией мероприятия, оказались значительно интереснее самих исполняемых композиций. Например, победительница прошлогоднего конкурса Лена Майер-Ландрут на «Евровидении» в Дюссельдорфе выступила дважды. Ее прошлогодний успех произвел на немцев настолько сильное впечатление (еще бы – это была первая почти за 30 лет победа Германии), что девушку сделали представительницей страны и в этот раз. В рамках конкурса Лена исполнила песню «Taken by a Stranger», набрала 107 баллов и заняла не стыдное, но и не выдающееся десятое место.
Финал традиционно начинается композицией, выигравшей в прошлом году. В Дюссельдорфе шоу открылось лениным «Спутником» («Satellite»). Правда, исполняла песню не сама Майер-Ландрут, за нее отдувался ведущий церемонии, в прошлом принимавший деятельное участие в становлении немецкой звезды «Евровидения». Посему он переиначил наивный поп-хит в драйвовый свинг и в конце даже посолировал на ударных. Ближе к финалу «Спутника» Лена все-таки поднялась ненадолго на сцену вместе с 42 своими клонами и даже успела взобраться на контрабас. Кстати, эта выходка идет вразрез с новым имиджем Майер-Ландрут. В прошлом году Лена предстала перед зрителями непосредственной девочкой-подростком. В этом же году песню «Taken by a Stranger» исполняла эдакая загадочная дама, переборщившая с макияжем. На результатах эта трансформация отразилась не очень хорошо.
Еще хуже выступил Алексей «это Россия, бл*ть» Воробьев. Ему не помог ни модный продюсер RedOne, ни написанная им песня «Get You», которая, судя по мелодичной линии припева, изначально предназначалась другой его протеже, Леди Гаге, но была той забракована. От греха подальше европейцы не поставили новоиспеченному Алексу Спэрроу ни единого высшего балла, дабы не повторять приснопамятное «в глаза смотреть» из полуфинала. Воробьев остался шестнадцатым с 77 баллами.
Еще один момент, связанный с организацией мероприятия: в этом году «Евровидение» прошло с заметно большим размахом, чем прошлогодний скромный конкурс в Норвегии. В частности, в трансляцию включили специальный мини-фильм, в котором рассказывалось о том, как площадку Esprit Arena готовили к конкурсу. Работа была проведена впечатляющая. Само шоу тоже получилось масштабным: пиротехника, лазеры, многометровый экран, эффектно лопающиеся стекла – в общем, задействовали чуть ли не все доступные средства. Интересно, что сразу несколько исполнителей предпочли ретро-эстетику. Речь, например, о Нине (Сербия) и Анне Россинелли (Швейцария) – у обеих видеоряд был прямой отсылкой к 60-м годам прошлого века. В ту же ретро-группу, наверное, можно отнести и итальянца Рафаэля Гуалацци. И действительно, куда же еще относить человека, ставшего лауреатом песенного конкурса в Сан-Ремо?! Впрочем, это не помешало ему в итоге занять почетное второе место, что стало для Италии, игнорировавшей конкурс последние 14 лет, радостным подарком. А вот Анне Россинелли ретро не помогло – она финишировала самой последней.
Что касается статистики, то, помимо традиционного набившего оскомину голосования по географическому принципу, тут интересно вот что: результаты голосования в этот раз оказались заметно более ровными по сравнению с показателями предыдущих лет. Скажем, в прошлом году Майер-Ландрут выбилась в лидеры довольно быстро. Лена набрала в общей сложности 246 баллов. Представители Турции, ее ближайшие конкуренты, отстали на 70 с лишним баллов. О победителе 2009 года Александре Рыбаке и говорить нечего – он со своими 387 баллами вообще стал абсолютным рекордсменом «Евровидения». Россия в 2008 году тоже выступила ударно. Билан набрал 272 балла, опередив занявшую второе место Украину на 42 балла.
Результат Азербайджана в 2011 году оказался скромнее – 221 балл. Однако этого хватило для победы. Правда, азербайджанский дуэт стал очевидным лидером только во второй части голосования. До этого в верхней тройке толкались несколько стран. Впрочем, стоит учитывать, что Азербайджан дебютировал на «Евровидении» только в 2008 году. Многие страны из года в год отправляют на конкурс своих, скажем так, перспективных артистов, но не добиваются успеха. Азербайджан шел к победе всего четыре года (притом, что его конкурсанты прошлых лет тоже занимали сплошь высокие места – 8-е, 3-е и 5-е соответственно), так что какая разница, сколько именно баллов получили его представители.
Кстати, стоит сказать несколько слов о дуэте Ell and Nikki и песне-победительнице. Ell – это мужская составляющая проекта, певец Эльдар Касимов. Ему 21 год, и он, если верить его же интервью, профессионально занимается музыкой с 11 лет. В 2005 году Касимов окончил музыкальную школу с красным дипломом, позже учился в школе вокала в Германии. Коллега Касимова по проекту – 30-летняя певица Нигяр Джамал (Nikki). В юном возрасте она тоже вроде как занималась музыкой (была участницей детского ансамбля), однако затем получила экономическое образование.
Интересно, что в отборочные туры в Азербайджане Касимов и Джамал проходили по отдельности. В стране вроде как проводилось смс-голосование, и оба упомянутых исполнителя не вошли в число фаворитов зрителей. Согласно некоторым источникам, результаты Джамал и вовсе оказались смехотворными – она получила 731 голос (при том что у лидера, певицы Ильхамы Гасымовой, было более 31 тысячи голосов). Но окончательное решение принимали не зрители, а жюри. В результате Джамал оказалась в пятерке лидеров отборочного тура, а затем и вовсе удостоилась чести представлять страну на конкурсе вместе с Касимовым. Отметим справедливости ради, что профессиональное жюри приняло верное решение. Идея объединить двух исполнителей, не вызывающих восторгов у зрителей, оказалась весьма плодотворной. Это, видимо, тот случай, когда минус на минус дает плюс. Или, если точнее, дает ноль: песня «Running Scared» получилась абсолютно безликой (запомнились разве что четверо девушек на подпевках со вступительным «о-о-о-оо»). Даже в рамках «Евровидения-2011» прозвучали заметно более динамичные и яркие композиции. Зато Джамал поднялась на сцену в чем-то вроде ночной рубашки. Этим, видимо, она и впечатлила зрителей Мальты, России и Турции (эти государства дали дуэту максимальный балл).
Кстати, уже четвертый год подряд азербайджанцы к «Евровидению» готовились в Украине. Подготовкой дуэта занималось несколько украинских компаний. По сути – это была промо-кампания «под ключ»: начиная от выбора песни, ее записи, постановки номера и заканчивая разработкой стратегии продвижения дуэта и их песни «Running Scared» в Европе. Эльдар Касимов и Нигяр Джамал провели в Киеве почти три месяца, занимаясь вокалом и хореографией. Так что можно сказать, что нынешняя победа на «Евровидении» – это и победа Украины.
Песня «Angel», исполненная нашей Микой со сцены Dusseldorf Arena, набрала 159 баллов, заняв почетное 4-ое место. И это при том, что до конкурса ходили слухи, будто Украина даже не пройдет в финал. Одним из бонусов, благодаря которому выступление Ньютон запомнилось, стала и песочная анимация Ксении Симоновой – такого на «Евровидении» еще не показывали.
Во время голосования вся украинская делегация пребывала в полуобморочном состоянии: еще бы, несколько раз наша страна выходила на первое место и вспыхивала надежда – а может, мы еще и победим?!
В финале Мика Ньютон выложилась на все сто. К слову, не обошлось и без курьезов. Те, кто был в зале, да и телезрители тоже заметили, что с включением музыки на украинском номере случилась заминка.
«Я стояла на сцене и понимала, что музыка уже должна звучать, но динамики молчали, – рассказала певица. – Такое случалось и на репетиции. Но я сильно испугалась и начала молиться. И звук пошел! Теперь думаю – это был хороший знак…»
Любопытно, что подобное ЧП произошло только перед номером Украины.
Хочется отметить, что «Евровидение» со временем становится все скучнее. Фриков уровня финской группы Lordi или хотя бы Верки Сердючки на конкурсе не было ни в этом, ни в прошлом году. Клоунады мероприятию явно не хватает. В 2011 году приступы веселья (да и то непродолжительные) вызывали разве что рэперы из Греции и Грузии, изображавшие губную помаду ирландцы Jedward и нелепые головные уборы группы Zdob si Zdub. (Интересно, все ли молдаване используют подобные шапки-антенны для общения с инопланетным разумом?!) Так что отправка «Евровидения» в Азербайджан в каком-то смысле кажется шагом логичным. Что с того, что хороших песен на конкурсе в следующем году, скорее всего, не прибавится? Какое зрителям дело до того, действительно ли Азербайджан является европейским государством? Главное – будет экзотика. В отсутствии хороших песен и выдающихся клоунов ею, видимо, и придется довольствоваться.
16.05.2011 10:59