...страничка из мужского журнала «Максим», на которой в разных привлекательных позах, голенькая, позирует Алиса Селезнева. Я отнюдь не ханжа и посмотреть на красивую девушку всегда приятно, особенно, если это не откровенное порно, а довольно качественные эротические снимки. Сразу же пришла мысль о том, что это та самая Алиса, из культового фильма середины 80-х «Гостья из будущего», но, прочитав заметку, понял, что это некая российская телеведущая эротических шоу, попутно подрабатывающая моделью. Однажды она даже снялась в каком-то эпизоде какого-то фильма.
О себе она рассказывает довольно откровенно: «Вообще, если меня спрашивают, как я попала на телевидение – через кастинг или через постель, – я отвечаю: да, был кастинг через постель. Ну, а как по-другому?»
И про будущего мужа тоже все предельно ясно: «Мне еще надо, чтобы он зарабатывал больше меня. Не потому, что мне нужны его деньги, а для того, чтобы не комплексовал. Состоявшийся мужчина мне нужен! И обязательно с чувством юмора!»
Короче, типичная современная девица, видно, что не круглая дура – мечта состоятельных мужчин, объект мастурбации для недорослей и зависть девчонок-подростков, мечтающих о карьере модели, актрисы, на худой конец, вот такой телеведущей. Эдакая обаяшечка с красивой фигуркой, круглой попкой и невнятными следами интеллекта. Ее карьера типична для сегодняшних девушек и считается верхом успеха, это не беготня официанткой в какой-то забегаловке, не возня офисной мышкой за компьютером или обвешивание торговкой на базаре. Это мечта современной молодежи – стать успешной, узнаваемой, иметь кучу поклонников и зарабатывать приличные деньги.
Казалось бы, ничего плохого, но мне вспомнилась настоящая Алиса Селезнева из фильма, и девочка, сыгравшая эту роль, судьба которой сложилась сегодня совершенно иначе, чем у ее однофамилицы. Она выбрала свой путь в жизни, несмотря на огромную популярность, мешки писем, которые к ней возили машиной от влюбленных подростков всего Союза. Повзрослев и снявшись еще в одном фильме, она не стала продолжать артистическую карьеру, а реализовала свою детскую мечту. Окончила Московский институт тонкой химической технологии, стала биохимиком и сейчас работает начальником производства иммунобиологических препаратов в научном институте. Вышла замуж, родила дочь и воспитывает ее. О своей былой славе вспоминает с ужасом, рассказывая, как ее приходилось провожать из школы и в школу, в подъезде и на деревьях вокруг дома сидели толпы пацанов, и так продолжалось несколько лет. Сегодняшним малолеткам даже в голову не может прийти, как это можно отказаться от известности, телешоу, карьеры актрисы и стать обыкновенным биохимиком, а Наталья Гусева, сыгравшая Алису, чувствует себя прекрасно, счастлива и утверждает, что ее прошлый успех у подростковой аудитории – обычная случайность, так как на ее месте могла оказаться любая другая девчонка, а вот своим сегодняшним положением она обязана только себе.
Пересказывать сюжет фильма, думаю, нет необходимости. Там все просто, как кирпич. Пионер Коля из 1984 попадает в 2084, где встречается с Алисой, спасает миелофон, читающий мысли от космических пиратов, а те гонятся за ним в прошлое. Туда же отправляется и Алиса, чтобы вернуть миелофон в свое время. Дальше идут приключения наших героев в Москве, обычные сцены советского быта и школьной жизни. В конце пиратам таки удается похитить Колю и добраться до миелофона, но одноклассники с Алисой и еще одной взрослой пришелицей из будущего отбирают прибор, вяжут пиратов, и гостья из будущего прощается с новыми друзьями, попутно немного рассказывая им о том, что ждет их в будущем. Звучит прощальная песня «Прекрасное далеко», зрители вытирают слезы и возвращаются к своим делам.
Сейчас это кино выглядит очень простенько на фоне компьютерных спецэффектов и массовых батальных сцен, снятых с участием толп статистов. Но в то время им засматривались миллионы ребят, все ребята были влюблены в Алису, а девчонки делали себе прически «а-ля Алиса Селезнева». Это был последний советский детский фильм, имевший такой бешеный успех и ставший классикой. Его с удовольствием смотрят и все сегодняшние подростки.
А как бы выглядел это фильм, если бы его сняли не в 1984, а, например, в 1944 и 2004-м?
Итак, «Мосфильм», 1944 год. «В гости к Гестапо»
Советская пионерка Алиса, мама которой направлена партизанским командованием работать уборщицей в местное отделение гестапо, придя к ней на работу, видит открытый сейф и берет из него секретный прибор, предназначенный для мгновенного поиска работающих в окрестности партизанских раций. С этим прибором она отправляется на явку, но за ней устраивают погоню фашисты. По дороге ей попадается пионер Коля, и она передает ему этот прибор, чтобы он доставил его в партизанский отряд. Обоим удается ускользнуть от погони, и они разными дорогами отправляются в лес на партизанскую базу. Фашисты устраивают за ними погоню с собаками и берут в плен Колю, которого сдал врагам предатель, живший в одном из сел. Но старания гестаповцев оказались напрасными. Коля сумел передать Алисе секретный прибор через своих товарищей пионеров.
Фашисты бросают пионера-героя в свои застенки и начинают пытать, но он молчит, не сказав им ни слова о дислокации отряда. В это время Алиса добирается до партизанской базы, сообщает командиру о том, что Коля попал в засаду, и отдает ему уникальный прибор. Товарищи решают отбить Колю у фашистов и устраивают налет на отделение гестапо. Завязывается неравный бой с превосходящими силами противника, и тут бы все герои и полегли, если бы не разведвзвод, специально отправленный нашим командованием из центра, на помощь партизанам. Бойцы вместе с партизанами захватывают вражье логово, освобождают изувеченного пытками мальчика-героя и отправляются в лес на базу.
Туда прилетает самолет с «большой земли» и забирает Алису с прибором в Ставку Верховного главнокомандования, где сам товарищ Сталин вручает ей орден «Красного Знамени». Пионер Коля получает звание Героя Советского Союза.
Воспользовавшись прибором, наши контрразведчики вылавливают всех фашистских шпионов, что помогает закончить войну победой, с меньшими жертвами.
Сценарий второй: «Мосфильм», 2004 год. «Гостья за правдой»
Дочь оппозиционного лидера Алиса пробирается в дом крупного капиталиста и мафиози, соперника своего папы на выборах в губернаторы. Ее папа — честный российский инженер, который хочет искоренить коррупцию в области. Там ей удается похитить компрометирующие документы, показывающие все звериное нутро олигарха. За ней организуется погоня киллеров, нанятых главарем мафии. По дороге ей удается ускользнуть от преследователей и передать компрометирующие материалы мальчику Коле, занимающемуся восточными единоборствами. Он вступает в битву с киллерами, и в этом ему помогают его товарищи из школы боевых искусств.
Дальше следуют несколько зрелищных схваток, в которых сыпятся удары, ломаются кирпичи, головы, руки и ноги. Нейтрализовав на некоторое время киллеров, Коля встречается с Алисой и передает ей документы, чтобы она могла доставить их отцу. В конце концов, девочке удается добраться до папы, и тот выступает с разоблачениями по телевизору. На олигарха-мафиози надевают наручники, а его подручные также отправляются в тюрьму.
Справедливость торжествует. На выборах побеждает честный инженер и наводит порядок в городе и области.
Сценарий третий. «Кіностудія ім. Довженко» незалежної України, 2004 год. «Гостья за салом»
Сын оппозиционного депутата Коля, учащийся Кловского лицея, случайно находит машину времени и отправляется на ней в будущее. Там на дискотеке он знакомится с Алисой, папа которой изобрел прибор, читающий мысли. Коля просит Алису дать ему на время этот миелофон, для того чтобы разоблачить «злочинну владу». Взамен Коля обещает рассказать Алисе рецепт «Сала в шоколаде», которым владеет его мама, но утраченным в будущем. Девочка отдает ему прибор, и Коля отправляется в свое время.
Там в это время проходят президентские выборы, и Коля отдает прибор своему отцу. Тот пробирается с ним в избирательный штаб Януковича, читает его мысли и узнает, что готовятся массовые фальсификации. С этими сведениями он является в штаб оппозиционного кандидата Ющенко и передает ему эти сведения. Но его проникновение не осталось незамеченным. За ним посылают двух шахтеров-убийц, которые должны отобрать прибор и наказать оппозиционера. В это момент появляется Алиса, отправившаяся из будущего забрать свое имущество и рецепт. Вместе с Колей она вступает в битву с охотниками за миелофоном, и вдвоем они побеждают их.
Ющенко побеждает на выборах, папе Коли дают пост министра Чрезвычайных ситуаций, а сам Коля с Алисой отправляются в ночной клуб, где весело проводят время со своими сверстниками, празднуя победу Ющенко.
Коля отдает Юле рецепт «Сала в шоколаде», и она, счастливая, возвращается домой.
Спасена еще она страница истории, и теперь в будущем снова смогут наслаждаться необычайным вкусом украинского стратегического продукта — сала.
Сценарий четвертый. Голливуд, 2004 год, блокбастер «Гостья за смертью»
Юный герой-супермен Ник отправляется со специальным заданием на остров диктатора, чтобы разоблачить его коварные планы по захвату всей планеты и развязыванию бактериологической войны. Там он случайно знакомится с дочерью этого самого диктатора Алисой, и та, покоренная его смелостью, отдает ему прибор, который должен распылить смертельный вирус в самом центре Вашингтона и уничтожить все руководство США. Но передача этого прибора не остается незамеченной охранкой диктатора. За Ником и Алисой организуется погоня.
Ник косит врагов сотнями из различных видов огнестрельного оружия, а Алиса, оказавшаяся чемпионкой мира по карате, кунг-фу и айкидо, руками, ногами и мечами добивает тех, с кем не справился сам герой. В конце концов, им удается пробиться к побережью, где их ожидает подводная мини-лодка, и они отправляются в США, но за ними организуется погоня двух ниндзя, которые во что бы то ни стало должны не только забрать смертельный прибор, но и привести его в действие.
Ник с прибором отправляется к своему руководству в ЦРУ, а Алиса отправляется к его друзьям, но по дороге Ник попадает в засаду, и смертельный прибор оказывается в руках ниндзя. Те сразу же приводят его в действие, и в Штатах вспыхивает эпидемия смертельного заболевания. Случайно выживший во время схватки Ник пробирается через весь город к Алисе, у которой есть формула вакцины, которая может спасти человечество от смертельного хомячкового гриппа. Ему удается добраться живым до ее убежища, и они вместе отправляются в лабораторию фармацевтической компании, где ученые должны изготовить вакцину.
Об их планах узнают ниндзя и организовывают за ними погоню. Бешеная гонка по улицам завершается успехом. Сотни исковерканных горящих машин, головоломные трюки, прыжки через пропасти — и вот наши герои прибывают в лабораторию, где ученые создают вакцину и спасают человечество. Ниндзя оказываются пойманными отрядом коммандос и отправляются в тюрьму для террористов Гуантанамо.
Хэппи энд
Окровавленный и обгоревший Ник выносит на руках Алису из здания лаборатории, и они отправляются в его квартиру зализывать раны.
* * *
Ну, это все шутки. А вот в реальности есть несколько интересных моментов. «Гостья из будущего» снималась в 1983-84 годах на киностудии им. Горького кинорежиссёром Павлом Арсеновым по мотивам фантастической повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд». Фильм появился на телеэкранах в марте 1985 года одновременно с приходом к власти Горбачева. Всем нам была предложена модель прекрасного будущего, и фильм действительно смотрели не только дети, но и взрослые. Я в то время заканчивал институт, но мы всей семьей с удовольствием смотрели это кино. Чуть позже началась Перестройка, организованная Горбачевым и его подельником Яковлевым.
Вовсю заговорили о демократии и гласности. Начала уничтожаться экономика и армия, но в первую очередь переформатировалось сознание людей. Нам внушали, что капитализм — это совсем не страшно, а частичная безработица принесет пользу государству. Нас лишили коллективного психического иммунитета.
«Гостья из будущего» преследовала прекрасные цели, показывала чувство товарищества, коллективизма, борьбу со злом, но этим фильмом был нанесен удар по сознанию, в первую очередь, молодежи. Все, что происходило в стране, воспринималось в свете прекрасного далека.
Люди поверили, что вот он, пришел Мессия с пятном на лбу, который приведет нас в это далеко, но очень скоро они жестоко разочаровались.
В этом фильме мы, наверное, в последний раз видим детей в пионерских галстуках, помогающих друг другу. В 1990 году Всесоюзная пионерская организация имени Ленина была преобразована в Федерацию детских организаций. А в 1991 году, незадолго до распада СССР, пионеры получили право не носить галстуки. За 5 лет была уничтожена огромная организация, занимавшаяся воспитанием детей, а на смену ей пришли американские мультики и фильмы, калечащие психику.
Автор текста песни Юрий Энтин как будто предчувствовал, что нас ждет, когда писал строки «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко». Но его призыву никто не внял. В 90-е годы поколение 80-х, вступив во взрослую жизнь, столкнулось со всеми «прелестями» дикого капитализма. Они гибли от «паленой» водки, становились наркоманами, проститутками, вынуждены были ехать торговать на европейских базарах, выполнять самую грязную работу за рубежом. Они получили психологическую травму на всю жизнь и не все смогли с ней справиться.
Массовая безработица, когда тысячами закрывались заводы и фабрики, распродавались на металлолом, а рабочие выбрасывались на улицы. Сотни закрытых КБ, НИИ, клубов и библиотек. Интеллигенция, вынужденная торговать на базарах тряпьем, чтобы выжить.
Как же сложилась судьба ребят и артистов, сыгравших в фильме?
Дети
О Наташе Гусевой, сыгравшей роль Алисы, я уже писал. Она нашла себя в жизни. Сегодня ее иногда приглашают на телевидение, где она рассказывает о своей жизни. В России создан фан-клуб любителей фильма, существует официальный сайт в Интернете.
Второй главный герой фильма Алёша Фомкин (Коля Герасимов) снялся в нескольких выпусках киножурнала «Ералаш», потом отслужил в армии, после нее работал подсобным рабочим во МХАТ, потом маляром. Переехал в небольшую деревушку и там работал мельником. Потом женился и переехал во Владимир. Погиб при пожаре в 1996 году.
Марьяна Ионесян (Юля Грибкова), подруга Алисы по фильму. Больше в кино не снималась. Окончила философский факультет МГУ, эмигрировала в США, работает бизнес-консультантом.
Наталья Шанаева (Лена Домбазова) хотела стать, но так и не стала актрисой. Живёт в Москве, многодетная мать.
Взрослые
Елена Метёлкина (Полина) работает менеджером по работе с клиентами в образовательном центре.
Евгений Герасимов (робот Вертер), актёр и режиссёр, много снимался в фильмах и сам снимал фильмы. В 2010 году депутат Московской гордумы, и. о. главы Союза Кинематографистов России.
Вячеслав Невинный (Весельчак У) стал Народным артистом СССР (1986). Продолжал озвучивать мультфильмы (до 1991) и сниматься в кино. В 1987 г. снялся вместе с Наташей Гусевой в фильме «Лиловый шар» в роли Громозеки, но фильм не имел особого успеха. Болел сахарным диабетом, перенес ампутацию обеих стоп. Умер в 2009 году в Москве.
Михаил Кононов (Крыс), больше известен зрителям по главной роли Нестора Петровича в еще одном культовом советском фильме – «Большая перемена». После 1990-го года снимался всё реже, критиковал новый российский кинематограф. Был всеми забыт. Умер в 2007 году в полной нищете. За две недели до смерти Кононов с пневмонией лёг в больницу, однако в больнице его состояние лишь ухудшалось, денег на лекарства у него не было, и никто из старых друзей и товарищей о нем так и не вспомнил, а новому государству его жизнь оказалась не нужна. Написал книгу мемуаров, которые никто так и не издал.
Гостья из Будущего... из плохого будущего, которое оказалось жестоким
Вот такая история фильма и его героев. А знаете, это ведь еще не будущее. Речь ведь шла о 2084, а у нас на дворе сейчас 2012, так что каким будет наше будущее, зависит от нас сегодняшних. Все еще можно изменить, а нынешнюю ситуацию рассматривать, как промежуточный этап – тупиковый виток истории.
Спасибо официальному сайту фильма «Гостья из будущего» за интересную информацию.
23.04.2012 11:00