Большинство работ были довольно поверхностны — они теряли часть сюжетных линий и персонажей (наиболее близким к оригиналу считается мини-сериал Михаила Швейцера с хронометражем в 388 минут).
1909. РЕЖИСЕР ПЕТР ЧАРДЫНИН
Назвать эту «пробу пера» фильмом получается с трудом — скорее это произвольный набор сценок из романа, перенесенных на экран. В роли Чичикова — актер немого кино Иван Камский. К слову, режиссер фильма, Чардынин, скончался в 1934-м году в Одессе, где перебивался случайными заработками, так как большевики отстранили его от кинопроизводства.
1960. РЕЖИСЕР ЛЕОНИД ТРАУБЕРГ
Эту картину учителя в школах шутливо предлагали нерадивым ученикам посмотреть в качестве «хрестоматийного» пособия — мол, хоть в нее и вошли лишь избранные линии из романа (фильм идет всего 104 минуты), но зато можно получить представление о чем, собственно, вещает книга Гоголя. В роли Чичикова — основательно ныне подзабытый Владимир Белокуров (в актерской копилке которого роль боцмана из «Полосатого рейса» и Медведя из «Королевы бензоколонки»).
1968. РЕЖИСЕР АЛЕКСАНДР БЕЛИНСКИЙ
Не совсем кино — скорее фильм-спектакль, снятый для Ленинградского телевидения. В роли Чичикова — харизматичный Игорь Горбачев. В роли Ноздрева — легендарный Павел Луспекаев (героический таможенник из «Белого солнца пустыни»). Что интересно, Горбачев был любимым актером Белинского, именно его он снимал в 1966-м в роли Остапа Бендера в одной из самых неудачных экранизаций «12 стульев».
1984. РЕЖИСЕР МИХАИЛ ШВЕЙЦЕР
На сегодняшний день считается лучшим киновоплощением романа. В роли Чичикова — Александр Калягин. Что интересно, поначалу этого же персонажа он собирался сыграть во МХАТе, но не сложилось. На выручку пришло кино: «Швейцер — удивительный режиссер, — признается актер. — Когда он начинал рассказывать о Гоголе, его эпохе, о России, провинциальных городах, помещиках, лакеях, рождалось чувство какого-то открывающегося космоса. Если бы не его постоянная поддержка, я не знаю, выдержал бы я ритм этой работы или нет. Девять месяцев, день в день, я провел на съемочной площадке».
2005. РЕЖИСЕР ПАВЕЛ ЛУНГИН
Российский сериал, снятый «ну очень сильно по мотивам романа». В роли Чичикова — Константин Хабенский. Cвоего персонажа актер видел эдаким... чертом, фантомом и и дьяволом в одном флаконе. Принцип работы над образом — чем он противнее, тем лучше. Сам же режиссер считал, что снимает не «Души», — а некую «Гоголиаду», втиснув в роман еще и «Шинель», и «Вия», и «Ревизора». Для Лунгина Чичиков — «образ русского капиталиста, который, ничего не делая, зарабатывает легкие деньги на продаже призраков».
МАСТЕРА: О ГОГОЛЕ В КИНО
Киношники рассказали, есть ли удачные экранизации произведений Гоголя, и насколько труды писателя вообще кинематографичны. Режиссер «Брата» Алексей Балабанов был категоричен: «Ни одна из экранизаций Гоголя мне не понравилась». С ним солидарен Алексей Герман («Хрусталев, машину!»): «Все, что снято, и близко не похоже на Гоголя. Взять сериал Лунгина — он же сделал с Гоголем нечто совсем для меня невозможное». А вот Сергей Урсуляк («Ликвидация») считает, что достойные картины все же есть: «Самым удачным фильмом по Гоголю я бы назвал «Шинель» (1960) Алексея Баталова. Уважение вызывает сделанная Михаилом Швейцером экранизация «Мертвых душ». Андрей Звягинцев («Елена») любит лишь одну картину по Гоголю — «Вий» (1967): «Ничего другого как-то и не вспоминается».
15.06.2012 09:00