"Полет в Полтаву заставил Гитлера пересмотреть свои расовые взгляды"
20.06.2012 09:00
...окружило подразделение СС. Встречали фюрера лишь высокие армейские чины.

Полтавщину немецкое командование на то время считало одной из своих самых безопасных тыловых зон. Весной 1942-го в Полтаве расположились штабы группы армий "Юг", которым командовал генерал-фельдмаршал Федор фон Бок, и шестой армии генерал-лейтенанта Фридриха Паулюса. Сюда же из Берлина передислоцировались спецгруппа "Цеппелин" и карательные отряды дивизии СС "Мертвая голова". Осел здесь и специальный центр немецкой разведки "Орион".

Гитлер прилетел личным четырехмоторным "Кондором" фирмы "Фокке-Вульф". Он мог развить скорость до 340 км/ч. Выше 4-5 км не поднимался — фюрер плохо переносил высоту. В самолете каждого пассажира обеспечивали кислородной маской. Гитлер сидел в специально оборудованном кресле с парашютом. Если бы самолет подбили, мог нажать кнопку и через сделанный на такой случай люк скатапультироваться с сидением. Во время полетов в прифронтовую зону "Кондор" фюрера сопровождало до 10 истребителей.

"Самолет очень просторный, чрезвычайно скоростной. Внутри все очень скромно, ни малейшего намека на роскошь, — записал в тот день стенографист немецкого лидера Генри Пикер. — Единственное, что отличало место Гитлера от остальных сидений в самолете, — установленный перед ним письменный стол. У всех прекрасное настроение, и это — лучшее свидетельство наших военных успехов". Как раз закончилась битва под Харьковом, которая длились с 17 по 28 мая. Взяли в кольцо и разгромили более чем 250-тысячное группирование советских войск.


В поездках фюрера охраняло специальное подразделение "Лейбштандар Адольф Гитлер", укомплектованное специально подобранными эссэсовцами. Лицам, которые должны были сопровождать лидера, о выезде сообщали за час до этого — ради большей безопасности. Ездил Гитлер автомобилем "мерседес" с двигателем 150 конских сил или вездеходом марки "Штеер". Оба были бронированы, с пуленепробиваемым стеклом, оборудованы мощными прожекторными фарами. В ночное время могли ослеплять всех, кто ехал навстречу. Это делало невозможной прицельную стрельбу по машинам. Автомобили доставили Адольфа Гитлера, генерал-фельдмаршала Вильгельма Кейтеля и других высоких чинов в штаб фон Бока в центре Полтавы.

— Это здание, где был штаб группы армий "Юг", расположено напротив теперешней облгосадминистрации на углу улиц Фрунзе и Октябрьской, — рассказывает 72-летний Виктор Ревегук, доцент кафедры истории Украины Полтавского педагогического университета. — По приезде Гитлера там провели совещание генералитета — разрабатывали план летнего наступления. Сохранился и балкончик на втором этаже. С него Гитлер выступал перед немецкими солдатами.

После поражения под Москвой немецкое командование потеряло возможность наступать одновременно на всех стратегических направлениях. Поэтому главную летнюю кампанию 1942 года решили провести на южном участке фронта, чтобы получить доступ к нефти, сырью, продовольственным ресурсам. Докладывал фельдмаршал фон Бок. На совещании фюрер сказал фразу, которая вошла в учебники по истории:

— Если мы не приберем к рукам Майкоп и Грозный, я вынужден буду покончить с войной.

Обсудив сроки и план действий на Восточном фронте на летний период, Гитлер со свитой полетел в Финляндию на именины маршала Маннергейма. По другой версии, в "Волчье логово" — свою главную ставку в Восточной Пруссии. От полтавских старожилов можно услышать, что когда автомобиль с фюрером ехал по центральной улице к аэродрому, тот якобы остановил машину и угощал конфетами детей и женщин. Немецкая кинохроника, освещая тот визит Гитлера в прифронтовую зону, этого не зафиксировала.


Писателя Уласа Самчука в тогдашней Полтаве поразило, что местные девушки охотно ходили по улицам под руку с немецкими солдатами и офицерами.

"Тут слово "немец"стало названием воина, как было когда-то "москаль", — вспоминал. — И было здесь тех "немцев" довольно много, и видимо, их здесь никоим образом не чуждались. Много меньше, чем было там, например, во Львове, где для девушек "ходить с немцем" считалось нарушением определенных национально-этических принципов, а тут это делалось так же просто, как и лузгание семечек".

Генри Пикер по возвращении в "Волчье логово" записал: "За обедом шеф рассказал, что полет в Полтаву заставил его несколько пересмотреть свои расовые взгляды. В Полтаве он видел столько голубоглазых и белокурых женщин, что даже подумал, — вспомнив фото норвежек или даже голландок, которые передавали ему вместе с просьбами о браке, — не стоит ли вместо того, чтобы говорить о распространении северного типа, затронуть вопрос о необходимости распространять южный тип в наших северноевропейских странах". После войны свои записи Пикер издал книгой "Застольные разговоры Гитлера".

Есть свидетельства, что в лесу под Лубнами летом 1942-го планировали построить ставку фюрера. Возможно, поэтому в мае того года советские войска активизировались в районе Лубен, отчитывалась немецкая разведка. В квадрате Миргород-Зиньков-Гадяч-Лубны высадилось несколько групп парашютистов. На их поиск и обезвреживание бросили полицию, жандармерию, резервные войска.

Уже в июле 1942 года у генерал-фельдмаршала фон Бока возникли споры с Гитлером: критиковал распыление группы армий "Юг" на Сталинградское и Кавказское направления во время летнего наступления. 15 июля фон Бока отстранили от командования южным участком Восточного фронта и отправили в "резерв фюрера". Официальная формулировка — по болезни. До конца Второй мировой он больше не принимал участия в боевых действиях.


Из почти 350-тысячной шестой армии Фридриха Паулюса, разгромленной через восемь месяцев под Сталинградом, после войны живыми домой вернулись с шесть тысяч солдат.
Николай Марченко
Gazeta.ua