Не стало классика отечественной фантастики: знаменитый писатель Борис СТРУГАЦКИЙ скончался сегодня вечером в Санкт-Петербурге. Об этом журналистам сообщил его друг, депутат питерского Заксобрания Борис ВИШНЕВСКИЙ, написавший книгу о Стругацких. Легендарный автор всего несколько месяцев не дожил до своего 80-летия.
По словам Вишневского, в последние несколько дней врачи оценивали состояние здоровья Стругацкого как крайне тяжелое. Причиной смерти писателя стали проблемы с сердцем. В последние годы Борис Натанович много болел, у него была ишемическая болезнь сердца. Он перенес несколько инфарктов, врачи едва успели его спасти. Из-за болезни писатель не посещал общественных мероприятий, но продолжал активно работать дома и являлся главным редактором альманаха «Полдень».
Борис Стругацкий был одним из самых известных советских и российских писателей-фантастов XX века. Вместе с братом Аркадием он написал около 30 романов и повестей, в том числе ставшие культовыми «Понедельник начинается в субботу», «Трудно быть богом» и «Пикник на обочине». По их произведениям был снят фильм Андрея Тарковского «Сталкер», «Дни затмения» Александра Сокурова, «Чародеи» Константина Бромберга и «Обитаемый остров» Федора Бондарчука.
- Мюзикл получился недурной, - отзывался Борис Стругацкий о фильме «Чародеи», снятом по его произведению "Понедельник начинается в субботу" - Сначала он мне, признаться, не понравился совсем, но посмотревши его пару раз, я к нему попривык и теперь вспоминаю его без отвращения. Кроме того, невозможно не учитывать того простого, но весьма существенного обстоятельства, что на протяжении множества лет этот мюзикл РЕГУЛЯРНО и ЕЖЕГОДНО идет по телевизору под Новый год. Значит, нравится. Значит, народ его любит. Значит, — есть за что…
Борис Стругацкий: «Аркадий мне снится по ночам»
В 1991 году не стало Аркадия Стругацкого. После его смерти Борис Стругацкий самостоятельно написал два романа - «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» и «Бессильные мира сего». О том, как трудно ему было работать без своего брата и постоянного соавтора, Борис Натанович рассказывал в интервью «Экспресс газете»:
Аркадий и Борис СТРУГАЦКИЕ (фото РИА "Новости")
- Чувствую себя как человек, которому приходится пилить огромное бревно двуручной пилой в одиночку. Кто пилил, знает, как это неудобно и тяжело. Может быть, поэтому покойный Аркадий мне часто снится. Каждый раз я очень радуюсь и говорю: "Слава богу, ты приехал. Тут у меня есть текст незаконченный, сейчас мы его с тобой быстренько доведем до ума". Но, увы…
- Не редко с годами у людей меняется мировоззрение. Вы за собой не замечаете "возрастной" переоценки?
- Мое мировоззрение окончательно установилось где-то в середине 70-х. Если что-то и менялось с тех пор, то разве что по мелочам. Вдруг оказалось, что мне не так уж важно танцевать под магнитофон и ухаживать за прекрасным полом… Равно как совершенно пропал интерес к преферансу, шахматам и коллекционированию анекдотов. Другое дело - компьютерные игрушки. Их я действительно люблю.
Справка
Борис СТРУГАЦКИЙ родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде.
* Окончил Ленинградский университет по специальности "звездный астроном". * Работал на счетной станции обсерватории инженером.
* С 1955 года начал писать романы в соавторстве со своим братом Аркадием. Первое произведение братьев Стругацких — «Страна багровых туч» — было написано на спор, ставкой в котором стала бутылка шампанского.
* У писателя остался сын и четверо внуков.
Наиболее любимые читателями произведения А. и Б.Стругацких:
"Страна багровых туч" - 1959 г.
"Стажеры" - 1962 г.
"Трудно быть богом" - 1964 г.
"Понедельник начинается в субботу" - 1965 г.
"Пикник на обочине" - 1972 г.
"Жук в муравейнике" - 1979 г.
"Град обреченный" - 1989 г.
Проклятие «Сталкера»
По роману братьев Стругацкий был снят один из самых выдающихся фильмов советского кинематографа – «Сталкер» Андрея Тарковского. Фильм получил Приз международного жюри на XXXIII МКФ в Каннах в 1980 году.
Андрей ТАРКОВСКИЙ снял своего "Сталкера" по роману братьев СТРУГАЦКИХ "Пикник на обочине"
- Нам посчастливилось работать с гением, сказали мы тогда друг другу. — Это значит, что нам следует приложить все свои силы и способности к тому, чтобы создать сценарий, который бы по возможности исчерпывающе нашего гения бы удовлетворил, - рассказывал Борис Стругацкий. Как вспоминал писатель, никакое другое произведение не отняло у них столько сил: он считал работу над сценарием «Сталкера» бесконечно изматывающей. Сценарий переписывался неоднократно прямо по ходу съёмок, которые продвигались тяжело и медленно. Тарковского совершенно не устраивали результаты, он жаловался Борису Стругацкому, что «всё не то и не так». Как вспоминал Борис Натанович, они с братом дошли до отчаяния и, наконец, выдумали Сталкера-юродивого. Этот вариант в итоге понравился Тарковскому.
Фильм часто называли роковым для его создателей. В начале 1990-х погибла в пожаре монтажёр картины Людмила Фейгинова. Вместе с ней сгорели черновые материалы первых вариантов картины. Многие из тех, кто работал над «Сталкером», рано ушли из жизни, в том числе сам Тарковский (1986), Гринько (1989), Аркадий Стругацкий (1991) и Кайдановский (1995).
20.11.2012 09:00