...«бриллиантовую свадьбу» и рассказали о том, как сохранить любовь длиною в жизнь.
В обычной двухкомнатной квартире в центре Севастополя меня встретили очень тепло. Лилия Григорьевна — красивая блондинка, которая выглядит намного моложе своих 79 лет — с порога принимает меня как близкую знакомую и тут же идет на кухню ставить чай. Николай Степанович уже подготовил на столике несколько своих книг о Великой Отечественной войне, написанных на основе реальных писем, документов и собственных воспоминаний.
Но об этом позже, а пока пара, которая до сих пор смотрит друг на друга с любовью, принялась рассказывать о далеком послевоенном времени, когда им суждено было встретить друг друга.
«Наша история началась в городе Новоград-Волынский, что в Житомирской области, в 1950 году. За четыре года до этого в провинциальное городишко приехали мы — моряки-курсанты из пермского Военно-морского училища связи и авиации, — рассказывает Николай Степанович. — Это было событие! Местные девушки с замиранием сердца смотрели на нас, приходя на танцплощадку в городской парк и на пляж речки Случь, где проходили соревнования по плаванию и водному поло среди курсантов. Там я и увидел белокурую Лилечку».
По словам Лилии Григорьевны, симпатия оказалась взаимной: «Он как раз выходил на берег после заплыва и вода стекала по его волосам. Мое сердце екнуло! Он первый подошел к нам с подружкой и пригласил меня на свидание, а у меня даже коленки затрусились». Николай Степанович подхватывает: «Написал ей записку: «Приходите завтра в парк, под колонны. У меня увольнение, буду ждать...». Пришла, мы гуляли по безлюдной аллее, я взял ее за руку и показалось, будто искры пробежали по телу».
Однако влюбленным пришлось на какое-то время скрывать свои отношения и ходить на встречи тайком: «У меня был очень строгий папа — военный прокурор гарнизона, к тому же я была еще молоденькая — всего 17 лет, разница в возрасте с Николаем — почти шесть лет, — вспоминает Лилия Григорьевна. — Сначала о том, что за мной ухаживает курсант, узнала мама, но она была не против. А вот отец стал подозревать, даже поручил своему помощнику следить за мной. Но познакомился с будущим зятем, уже когда тот пришел официально просить моей руки в красивой форме и с огромным букетом полевых цветов».
Спустя какое-то время молодым людям пришлось расстаться — Николая Шестакова перевели в Москву, а Лиля осталась в Украине заканчивать школу. «К счастью, в Москве жила моя сестра, я поехала к ней поступать в институт. Николай Степанович к тому времени уже стал настаивать на нашей женитьбе. Так, 1 января 1953 года мы сыграли скромную свадьбу, на которой присутствовали только близкие друзья». После этого пара прожила в Москве еще три года, где у них родился сын Александр. «Меня перевели в Таллин. Из Таллина — на Новую землю, где открылся первый ядерный полигон, потом в Балтийск, потом снова на Новую землю. И вот уже более 30 лет мы с моей Лилечкой живем в Севастополе», — говорит Николай Степанович.
На мой вопрос — «Как сохранить любовь?» — чета Шестаковых ответила просто, но в этом ответе прозвучали самые важные истины: «В первую очередь нужно уважать друг друга, понимать и поддерживать. Но при этом должна быть любовь, настоящие чувства. Без них счастья не будет! И конечно же, никаких «право-лево», надо быть верными и жить по-человечески: если уже сделал выбор, храни семью».
Шифровал отчеты Сахарова и Курчатова
Николай Степанович Шестаков не только прошел войну и сделал успешную карьеру, но также стал писателем и журналистом. «В 1958 году, когда я служил в штабе авиации флота, у меня прорезался «журналистский зуб», — смеется Николай Степанович. — Тогда в нашей газете «На вахте» вышла моя первая публикация. А дальше — я стал работать внештатным спецкором в таких изданиях, как «Советская авиация», «Флаг Родины», «Красная звезда». По словам Николая Степановича, первый свой серьезный гонорар он потратил на любимую супругу: «Я получил около 400 рублей — это были большие деньги, почти половина офицерской зарплаты. Мы сразу же купили Лилечке красивый перстень».
Кроме публикаций в самых известных в Советском Союзе военных газетах, среди которых был и первый в стране репортаж с борта ракетоносца «ТУ-16», Николай Степанович начинает писать повести и рассказы.
«Я уже был не в состоянии не быть в печати, у меня стали появляться друзья — знаменитые поэты и писатели того времени: Николай Рубцов, Владимир Лазарев (автор слов марша «Прощание славянки». — Авт.), Сергей Смирнов».
Сейчас на счету Шестакова пять книг о Великой Отечественной войне и послевоенном времени, написанных на основе реальных писем и документов. «Я был шифровальщиком на секретной службе — единственный с курса, кого после окончания училища назначили в Генштаб. Там работали закрытые связисты, которые шифровали и передавали сообщения, в том числе и особой важности. Я передавал отчеты Сахарова и Курчатова, очень многое из того до сих пор нельзя рассекречивать», — говорит Николай Степанович.
14.02.2013 09:00