Только не по лицу!
09.04.2004 17:45
…стран нанимали себе в охрану славянских богатырей. Видимо, в те времена грубая сила ценилась больше и была надежнее, чем прыткость и изворотливость всяких «ушуистов» и «каратистов».

Во всяком случае, рукопашный бой в любой его форме «является невидимым оружием, которое нельзя обнаружить, пока его не применишь, и нельзя отобрать, пока человек жив».

Упоминание о кулачных боях в форме своеобразного народного гуляния встречается еще в 1274 году в писаниях митрополита Кирилла (хотя обычай этот зародился намного раньше). Надо заметить, что почтенный церковнослужитель не одобрял этих мирских увеселений и приказал отлучать от церкви всех, кто участвовал в боях, а случайно погибших в «народном побоище» постановлено было не отпевать.

Но это ничуть не смущало удалых бойцов. Они по-прежнему, особенно зимой, на масленицу, собирались на пустырях, чтобы померяться силушкой. И вплоть до середины XIX века славянские народы таким образом веселились повсеместно.

Нужно сказать, что кулачные бои на Руси не были похожи на обычную драку, где каждый норовит надавать соседу тумаков. Правила у игрищ все же были.

Начинались народные гуляния с наиболее массовой части – «свалки-сцеплянки», где могли поучаствовать и малые, и великие. Правда, подростки должны были обязательно меряться силой со своими ровесниками, как и старики – со своими. Не имел права сильный бить слабого. Также строжайше запрещалось бить в спину и добивать лежачего – за это могли нешуточно наказать.

В «свалке-сцеплянке» каждый был сам за себя, чего нельзя сказать о турнире «стенка на стенку», который был вторым номером в боевых гуляниях. В нем могли также участвовать все желающие, но драться теперь уже приходилось за свою «стенку».

Правила были простыми: две соревнующиеся «команды» строились в ряд (которых могло быть и несколько), плечом к плечу подступали к противнику и принимались колотить его, что есть мочи.

Но все-таки самым зрелищным видом кулачных боев были поединки один на один. Особых правил тут не было. Бойцы сами договаривались, как и куда запрещалось бить. К примеру, в большинстве случаев не разрешалось класть в перчатки всяческие утяжеления, также не приветствовались удары по голове, особенно по лицу.

Летом бои устраивали на площадях или на пустырях, зимой – на льду, на замерзших реках. Зевак, разумеется, сходилось неимоверное множество, причем не только из крестьян и торговцев, но и из знати – всем было охота поглазеть на русских «гладиаторов».

Членовредительство в таких боях случалось редко, до смертей тоже практически никогда не доходило. Однако же и такие случаи имели место. Поэтому этот вид народного гуляния стали запрещать.

К примеру, в 1823 году, когда Александр I путешествовал по югу империи, на одном турнире богатырей произошел неприятный случай. Некий мещанин Герасимов забил до смерти мещанина Сыроватникова. Об этом стало известно императору, и он кулачные бои повсеместно воспретил. За участие в состязаниях или простом наблюдении за ними могли заслать в Сибирь на каторгу.

А вот его прабабка императрица Елизавета Петровна вполне нормально относилась к богатырским увеселениям и разрешала молодцам колотить друг дружку.

В наше время традиция кулачных боев, как ни странно, жива. И не только в специальных спортивных клубах и институтах физкультуры. Время от времени в деревнях устраиваются такие вот веселые акты членовредительства. Впрочем, без особых ущербов для здоровья, а лишь чтобы разогнать кровь да поразмять руки-ноги.