Об особенностях пенсионной реформы и тонкостях внедрения накопительной пенсионной системы в Украине в эксклюзивном интервью корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA рассказал руководитель компании по управлению активами и администрированию негосударственных пенсионных фондов «Опека» Роман Мельченко.
Новости Украины – From-UA: - Добрый день, Роман Алексеевич! С 1 января 2017 года должна вступить в действие накопительная пенсионная система. В чем ее суть и что может помешать процессу перехода?
Роман Мельченко: 9 июля 2003 г. был принят Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», в котором было определено, что пенсионная система Украины будет состоять из 3-х уровней: солидарной государственной системы (1-й уровень), накопительной государственной системы (2-й уровень) и системы негосударственного пенсионного обеспечения (3-й уровень). На данный момент в Украине работают 2 уровня – солидарная система, которая представлена Пенсионным фондом Украины (ПФУ), и система негосударственного пенсионного обеспечения, представленная, в основном, негосударственными пенсионными фондами (НПФ). Предполагалось что 2-й уровень начнет работу с 2007 года, но до настоящего времени его внедрение постоянно откладывалось.
На данный момент объемы НПФ чрезвычайно малы, поэтому мы можем говорить лишь о солидарной пенсионной системе Украины.
Суть солидарной системы проста - работающие содержат пенсионеров. И государство лишь обещает проконтролировать будущие поколения работающих на предмет содержания ими будущих пенсионеров. Т.е., по сути, родители вынуждены полностью зависеть от детей. Здравого смысла в этом немного. Я лично не хочу зависеть от кого бы то ни было.
Результатом существующей солидарной системы является средняя пенсия в размере, близком к 1670 грн. в месяц, или 75 долларов США по рыночному курсу, что по этому показателю делает Украину одной из беднейших стран мира! Это уже не в разы, а в десятки раз меньше, чем в развитых странах. Например, в США средняя государственная пенсия составляет около 1200 долларов США, в Нидерландах – около 1900 долларов США, в Польше – около 500 долларов США. На мой взгляд, это, по сути, гуманитарная катастрофа, т.к. при таком обеспечении пенсионеры поставлены на грань выживания.
При этом проблемы лишь усугубляются. Старение населения будет увеличивать нагрузку на работающих. По прогнозам ООН, к 2025 году в Украине соотношение работающих и пенсионеров составит 1 к 1, а к 2050 г. – 1 к 1,25, т.е. один работающий вынужден будет содержать более одного пенсионера. Сегодня этот показатель составляет порядка 1 к 0,9.
Вывод прост: солидарная система не в состоянии обеспечить приемлемый уровень пенсионного обеспечения.
Выход также прост – работающему необходимо НАКОПИТЬ себе на пенсию САМОСТОЯТЕЛЬНО. Именно для этого и внедряется накопительная система. Суть ее в том, чтобы часть дохода работающего поступала в накопительную систему – в Накопительный государственный фонд (НГФ) или по желанию человека в НПФ – субъект 2-го уровня, где деньги будут инвестированы в различные финансовые инструменты - банковские депозиты, ценные бумаги и др., что обеспечит сохранность и приумножение капитала до выхода человека на пенсию. Т.е. человек сможет дополнительно к пенсии из солидарной системы получить пенсию из накопительной.
В развитых странах накопительная система в разных вариантах успешно работает уже десятки лет. И именно она обеспечивает большую часть пенсии западному пенсионеру. Альтернатив такой системе просто не существует.
Что может помешать переходу на накопительную пенсионную систему? Вопрос риторический. Чиновники, по своей глупости, боязни брать на себя ответственность, а также из-за банальной жадности и корысти (всем известно, что пенсии чиновников в разы, а иногда и в десятки раз выше средней) постоянно откладывают внедрение накопительной системы. И сейчас, в одном из последних своих интервью, министр Розенко говорил о сопротивлении и, по сути, шантаже со стороны депутатов, которые вместо голосования за внедрение накопительной системы настаивают на сохранении т.н. «спецпенсий» чиновников. Т.е., к сожалению, ничего не меняется.
Новости Украины – From-UA: - Как решить проблему дефицита Пенсионного фонда и спецпенсий, которые так устраивают нынешних чиновников?
Роман Мельченко: - Главным формальным аргументом, исходя из которого чиновники отказываются внедрять накопительную систему, является дефицит ПФУ (в 2015 г. это около 80 млрд. грн. при расходах ПФУ около 250 млрд. грн.), который покрывается за счет бюджета страны. Т.е. существующих отчислений работающих недостаточно даже на нынешние мизерные пенсии. Одними из причин формирования такого дефицита являются т.н. «теневые зарплаты» и т.н. «спецпенсии».
По оценкам экспертов, размер «теневых зарплат» в стране составляет порядка 200 млрд. грн. в год. Понятно, что с этих денег не платятся ни налоги, ни взносы в ПФУ. Отчисления в ПФУ и соцфонды на сегодня составляют около 40% от фонда заработной платы. Бизнес не желает нести дополнительные расходы, поэтому «теневые зарплаты» имеют место быть. Соответственно, для того, чтобы вывести их из тени, нужно снизить налоговую нагрузку. Недавно были внесены изменения в Налоговый кодекс, но результата они не дали. Значит, они недостаточно приемлемы для бизнеса, нужны другие решения. И их нужно проводить, по-другому не получится.
«Спецпенсии» чиновников также формируют определенную часть расходов ПФУ. Какой у них объем, я не знаю, но для меня понятно, что такому явлению не место в нормальном демократическом обществе. Их нужно отменить всем чиновникам, кроме силовиков, которые действительно каждый день рискуют своими жизнями, что и прописано в законопроекте.
Новости Украины – From-UA: Накопительная система предполагает, что с 2017 года ставка взноса составит 2% и каждый последующий год будет увеличиваться на 1%, пока не достигнет 7% в 2022 году. Разъясните механизм отчислений сбора.
Роман Мельченко: - Согласно предлагаемому законопроекту, начиная с 01.01.2017 г. 2% из заработной платы работающего будет перечисляться в накопительную систему. Далее этот взнос будет увеличиваться на 1% в год до 7% в 2022 г., и одновременно, начиная с 01.01.2018 г. и до 2022 г., на 1 % в год будет уменьшаться единый социальный взнос, который работодатель начисляет на фонд заработной платы и таким образом финансирует ПФУ и соцфонды.
В накопительной системе каждому участнику будут открыты индивидуальные счета, и человек будет видеть, сколько он накопил. Деньги будут аккумулироваться, как упоминалось выше, в Накопительном государственном фонде или по желанию человека - в Негосударственном пенсионном фонде, получившем специальную лицензию, дающую право работать во 2-м уровне пенсионной системы. Активами таких фондов будут управлять лицензированные Компании по управлению активами (КУА), задачей которых будет сохранить и приумножить капитал.
Новости Украины – From-UA: - А как же галопирующая инфляция? Или же средства ПФ будут использованы в экономике? Например, покупка ценных бумаг на фондовом рынке, инвестиции в инфраструктуру и т.д.
Роман Мельченко: - Наиважнейшая задача – сохранить и приумножить на долгие годы те средства, которые будут накапливаться. Деньги накопительной системы будут инвестироваться в акции и облигации компаний, государственные и муниципальные облигации, банковские депозиты. При этом они будут диверсифицироваться, т.е. инвестироваться во множество объектов - в разные банки, компании, дабы снизить риски потери капитала.
Здесь основная проблема кроется в нашей экономике, которая, к сожалению, во многих отраслях не способна конкурировать с экономиками развитых стран.
Если вы помните, гривна была введена в оборот в 1996 году с курсом 1,87 грн. за долл. США, сейчас же среднерыночный курс составляет около 23 грн./долл. Соответственно, по отношению к доллару США всего лишь за 19 лет своего существования наша денежная единица обесценилась в 12 раз, т.е. потеряла 92% своей стоимости! Среднегодовая инфляция за последние 10 лет по доллару США составила чуть более 2%, а по гривне – порядка 14%. То есть гривна по сравнению с долларом США обесценивается в 6,5 раза быстрее! И к моему сожалению, я понимаю, что данная ситуация быстро не изменится.
Для меня, как для управляющего активами, не понятно, куда в рамках Украины инвестировать будущие миллиарды пенсионных накоплений. Фондового рынка, т.е. рынка корпоративных ценных бумаг, у нас практически нет. Остаются полубанкроты - банковская система и рынок государственных облигаций.
Казалось бы, выход прост – инвестирование в зарубежные активы. Но и здесь наше государство в лице НБУ и НКЦПФР «постаралось» - создало условия, при которых это невозможно.
Посыл чиновников понятен: украинские деньги должны работать на Украину. Но я задаю простой вопрос: что плохого в том, чтобы владеть, например, акциями автоконцерна BMW (за 10 лет +200% в евро и регулярные дивиденды 3-4% годовых) или акциями производителя электроники APPLE (за 10 лет +2300% в долларах США)? И таких компаний десятки, они создают лучшие продукты в мире. Они прозрачны, они понятны, они платят дивиденды. Для меня, как управляющего активами, главная задача - сохранить и приумножить капитал своих клиентов. И если я, как специалист, знаю, что у акций BMW шансов выполнить такую задачу в разы больше, нежели чем, например, у акций АвтоЗАЗа, почему мне запрещают покупать BMW? Я считаю это несправедливым. Государство не вправе запрещать мне распоряжаться моими деньгами. Те, кому надо - крупный и средний бизнес, выводят средства и покупают то, что им нужно. А страдает, как обычно, народ. Поэтому необходимо снять юридические преграды и разрешить свободно инвестировать наши с вами средства в зарубежные активы. И сделать это нужно уже с началом ввода накопительной системы.
Новости Украины – From-UA: - Для украинцев до 35 лет накопительная система будет обязательной, то есть взнос будет автоматически отчисляться с зарплаты. А если человек получает зарплату в конверте? Официально не оформлен.
Роман Мельченко: - В таком случае он сможет самостоятельно накапливать в системе НПФ 3-го уровня. Всегда можно сэкономить несколько процентов от дохода.
Да, для украинцев до 35 лет накопительная система будет обязательной, а в возрасте от 35 до 55 лет граждане смогут добровольно присоединиться к накопительной системе.
Новости Украины – From-UA: - Украинцы понимают все преимущества официального трудоустройства. Но существует другая проблема – работодатели часто отказываются официально оформлять людей из-за высоких налогов или нежелания выплачивать услуги соцпакета. Как решить эту проблему?
Роман Мельченко: - У бизнесмена все очень просто. Для него главное – прибыль. Поэтому причина банальна – работодатель не желает нести дополнительные затраты в размере около 40% от фонда зарплаты (т.н. единый социальный взнос - ЕСВ), и т.к. у него есть возможность получить наличные гораздо дешевле, он идет туда, где дешевле. Этой проблеме не один год, с ней пытались бороться, но безуспешно.
Я не специалист в налогообложении, но с точки зрения здравого смысла единственным вариантом решения этой проблемы считаю уменьшение ставки ЕСВ. Даже ставка в 10% на ту часть зарплаты, которая сейчас «в тени», а это, как упоминалось, выше около 200 млрд. грн., позволила бы государству получить дополнительно 20 млрд. грн. в год.
Новости Украины – From-UA: - А если человек все же работает неофициально, может ли он напрямую, а не через работодателя, заключить договор с Пенсионным фондом и накапливать таким образом себе пенсию самостоятельно?
Роман Мельченко: - Он сможет заключить договор с НПФ – субъектом 3-го уровня. Система НПФ работает с 2003 г. Сегодня работающих фондов порядка 50. Накопленных активов суммарно во всех НПФ порядка 2,2 млрд. грн., из них около 1,6 млрд. грн. в НПФ Национального банка Украины. В основном, средства вносят предприятия, стимулируя таким образом своих сотрудников.
НПФ – самый простой и, я бы сказал, незаметный способ накопить на пенсию. Если молодому специалисту 22 года, у него впереди 30-40 лет до пенсии, регулярные взносы в размере, например, 5% от дохода однозначно позволят накопить существенную сумму.
Новости Украины – From-UA: - В пенсионной реформе предполагается создание специальных пенсионных фондов и негосударственных пенсионных фондов. В чем их специфика и главные отличия?
Роман Мельченко: - Негосударственные пенсионные фонды, как субъекты 3 уровня пенсионной системы, существуют уже с 2003 г. О них я упоминал выше.
Второй уровень подразумевает создание Накопительного государственного пенсионного фонда и получения существующими Негосударственными пенсионными фондами специальной лицензии на право работать во втором уровне. Т.е. у человека будет выбор между государственной структурой и частными. Каждый, исходя из результатов деятельности фонда, а оценивать работу нужно по полученной доходности, структуре активов, сервису и т.д., сможет перевести свои накопления из НГФ в НПФ, а также из одного НПФ в другой. Конкуренция однозначно будет, поэтому фонды будут бороться за деньги клиентов и стремиться к максимальным результатам.
Новости Украины – From-UA: - Украинцы традиционно не доверяют власти: коррупция, воровство и просто глупость. За годы независимости развелось большое количество структур, которые «собирают» деньги с граждан, а потом бесследно исчезают, оставив людей ни с чем. Так было с исчезнувшими средствами со Сберкнижек СССР, так делают многочисленные финансовые пирамиды и коммерческие банки, которые не возвращают людям депозиты. Смогут ли НПФ на этом фоне сломать стереотипы? Поверят ли им люди?
Роман Мельченко: - Думаю, смогут. Конкуренция сделает рынок максимально прозрачным. Нормальные и честные компании будут раскрывать на своих Интернет-сайтах результаты своей деятельности: размеры полученной прибыли или убытка, структуру активов, т.е. куда конкретно вложены деньги – в какие банки и под какие проценты, в какие ценные бумаги, размеры полученных взносов и выплат и т.д., а также сколько фонд платит обслуживающим компаниям.
Человек, проанализировав такую информацию, сможет сделать правильный выбор.
Новости Украины – From-UA: - Имеют ли право НПФ принимать взносы в иностранной валюте?
Роман Мельченко: - Нет, взносы осуществляются в гривне. Но эту гривну я, как управляющий активами, должен инвестировать, то есть что-то на нее купить с целью сохранения и приумножения капитала. Соответственно, я должен выбрать те инвестиционные инструменты, которые дадут при минимальном риске максимальную доходность на долгосрочном промежутке времени.
Новости Украины – From-UA: - Что НПФ могут предложить украинцу уже сейчас? В чем их особенность?
Роман Мельченко: - Повторюсь, на мой взгляд, НПФ - это наиболее оптимальный способ накопить на пенсию. Инструмент предельно прост. Активы НПФ – это собственность его участников, и в случае смерти участника наследуются, как любое другое имущество. Обслуживающие компании, а это КУА (управляет активами), администратор (ведет учет взносов участников, рассчитывает и выплачивает пенсии), банк-хранитель (в нем открыт расчетный счет и хранятся ценные бумаги), аудитор и др., получают от фонда оплату за свои услуги, на сегодня это суммарно не более 7% от стоимости активов фонда в год. Взносы можно осуществлять в любом размере, с любой последовательностью. Отсутствуют какие-либо штрафы в случае, если участник приостановит внесение средств. Пока он не достигнет определенного возраста, на сегодня это минимум 50 лет, и не получит свои накопления, они являются его собственностью и продолжают «работать», т.е. приносить инвестиционный доход. Забрать деньги из фонда до выхода на пенсию можно только по уважительной причине - наступление критического состояние здоровья, инвалидности, выезда на ПМЖ за рубеж.
Новости Украины – From-UA: - Стоит ли ожидать прихода западных НПФ? Ведь многие украинцы скорее доверят свои сбережения иностранцам, нежели доморощенным финансистам.
Роман Мельченко: - Теоретически, да. Сегодня, например, на украинском рынке присутствуют как минимум две иностранные компании по страхованию жизни (у них также есть продукты, касающиеся пенсионного обеспечения) – американская «МетЛайф» и нидерландская «Эйгон». Последняя, кстати, пришла в Украину буквально недавно, пару лет назад.
Поэтому интерес западных НПФ к Украине возможен. Но, думаю, проблема для них в том, что сегодня стоимость активов всех украинских НПФ, кроме НПФ Нацбанка, составляет немногим более 600 млн. грн. В долларах США это около 27 млн. Ясно, что это не те деньги, ради которых иностранцы готовы сюда прийти. Для них это «копейки». Например, активы НФП США оцениваются более чем в 22 трлн. долл., Великобритании – более 3 трлн. долл. и т.д. Но если накопительная пенсионная система начнет работать, то интерес с их стороны может появиться. По подсчетам экспертов, только в 2017 году на накопительных счетах появится уже около 5 млрд грн. Когда объемы вырастут, то вполне возможно, что в Украину начнут приходить и западные НПФ.
Этого не нужно бояться. Конкуренция – это благо. Украинским НПФ будет чему поучиться у иностранных.
Новости Украины – From-UA: - А как не попасться на удочку монополизма во внедрении накопительной пенсионной системы? Чтобы эти фонды не стал кто-то «крышевать» и концентрировать в одних руках?
Роман Мельченко: - Я думаю, такого не будет. Конкуренция есть, и она будет усиливаться. Можно провести аналогию с банковской системой. У каждой ФПГ есть свой банк, но при этом на рынке существуют еще много других отечественных мелких и средних банков, банков с иностранным капиталом, а также госбанки. Т.е. выбор есть.
Система НПФ достаточно прозрачна. Уже сейчас регулярно раскрываются основные результаты деятельности большинства фондов, а некоторые сознательно раскрывают всю информацию, в том числе и структуру активов. Для человека должно быть важно, куда именно фонд инвестирует деньги. Если Вы, например, видите, что в активах НПФ депозиты в мелких неизвестных Вам банках, ценные бумаги неизвестных украинских компаний, он платит максимально возможные вознаграждения контрагентам, то, соответственно, туда нести деньги нельзя.
Просто нужно осознанно подходить к делу, не поддаваться рекламе, а самостоятельно анализировать. Никто не сможет заставить человека принести свои деньги в конкретный фонд.
Хочу подытожить словами Оскара Уайльда: «Когда я был молод, я думал, что деньги – самая главная вещь в жизни. Теперь, когда я стар, я точно знаю – так оно и есть».
Каждому решать, каким будет его будущее.