О главных проблемах бюджета-2016 и тонкостях налоговой реформы в эксклюзивном интервью корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA рассказал экс-министр экономики Украины, доктор экономических наук, президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой.
Новости Украины – From-UA: - Добрый день, Владимир Тимофеевич! Как Вы в целом оцениваете бюджетный и налоговый процесс. Где есть пробелы, а где и позитив?
Владимир Лановой: - Хочу подчеркнуть, что я не понимаю этого бюджета. В нем сохраняется 85 млрд. гривен открытого и еще как минимум 30 млрд скрытого дефицита. И это при том, что внешний долг Украины реструктуризирован, мы должны каждый год возвращать внешние займы на сумму до 4-5 млрд долл. – это 100 млрд грн. В 2015 и 2016 годах у нас появляется такая экономия, так почему у нас опять такой огромный дефицит бюджета?
Дефицит бюджета – это продолжение инфляции, продолжение девальвации курса гривны. Это значит, что банковская система будет находиться в состоянии хронического «больного» и кредиты предприятиям не будут поступать. А без кредитов восстановление экономики невозможно. Поэтому все разговоры правительственных чиновников о том, что будет рост экономики, что будет стабильная ценовая система в Украине – это все досужие вымыслы, лишь бы заговорить, закрыть дымовой завесой действительную картину. Мы находимся в состоянии депрессии, с разрушенной финансовой системой, которую никто не собирается восстанавливать.
Новости Украины – From-UA: - В чем главная специфика нового Налогового кодекса?
Владимир Лановой: - Налоговый кодекс – это слишком широкое заявление. Правительство вносит изменения в несколько налоговых ставок, вводят несколько новых налогов, и называют все это «новый Налоговый кодекс». Но ведь все это делается на основе еще азаровского кодекса. Заявления Яценюка и Яресько о том, что мы упраздним налоговую милицию, следственные действия, аресты имущества, переведем все это в какую-то финансовую полицию – это только разговоры, поскольку они же ничего не делают. Это невозможно сделать за одну неделю, это большая работа и реорганизация всей Налоговой службы. Параллельно все нормы, которые связаны с возмещением ущерба, нанесенного налоговиками предприятию из-за своих действий, - этого же нет, это даже не рассматривается. Вся эта говорильня, аресты и рейдерство – все это будет продолжаться.
Разговоры разговорами, но существует два варианта налоговых изменений, и они оба рискованные, ведь не предусматривают серьезной модернизации пенсионной системы. А без этого ничего не будет. Сокращение Единого социального взноса не увеличивает легальную часть заработной платы – взнос все равно остается, и никому не выгодно платить эти 20%. Нужно вообще уходить от него и вводить систему индивидуальных накопительных счетов, то есть накопительную пенсионную государственную систему, которая действует в Европе. А введение такой системы – это значительные отчисления от сумм зарплаты при параллельном снижении налогов на заработную плату. Это взаимосвязанные решения, но у нас никто не видит комплексного подхода, все думают: «Вот, мы сейчас снизим налоги – и все польется рекой». Ничего рекой не польется. Люди не верят власти и будут прятать деньги дальше, потому что наше государство может что-то делать - отменять, арестовывать или еще что-то - только задним числом. Так что недоверие населения к государству остается, а без доверия налоговая система работать не сможет.
Налоговая система должна быть декларативной, то есть люди должны хотеть показать свои доходы, потому что это им в каком-то смысле будет выгодно, как, например, отчисления в Пенсионный фонд. Если человеку будет выгодно отчисление на собственный счет, то он будет показывать: «Вот, я получил и отчисляю часть на такой-то счет». А без этого недоверие остается.
Кабмин сейчас пытается усилить налоговую полицию, но что это за реформа? Полицию усиливают, платить будут в 10 раз больше, а все остальные будут такими же бедными. Это что за жандармское государство? Это умышленная линия. Схожая ситуация и в отношении налогов: правоохранительные органы не будут заниматься и заводами, и торговлей, и другими предприятиями.
Новости Украины – From-UA: - То есть они просто вносят изменения в старый азаровский вариант, а не разрабатывают новый Налоговый кодекс?
Владимир Лановой: - Да. Но дело в том, что внести изменения в существующий кодекс практически невозможно – там просто текст не подходит. Он написан в стиле кондуитов советских времен. В те времена налоговики, которые тогда назывались ОБХСС, могли зайти и остановить любое предприятие, потому что был собственник. ОБХСС приходила от представителя собственника. А сейчас как может налоговик приходить и останавливать предприятие? Все это нужно изменить – все определения, нормы, потому что определения – это нормы для действия. Но этого никто не делает. Почему? Потому что право подготовки изменений отдали самим налоговикам, а они ничего другого не знают и не умеют.
Новости Украины – From-UA: - Существует три варианта проекта бюджета на 2016 год – правительственный, парламентский и компромиссный. Какой лоббируется правительством и у какого больше шансов на утверждение?
Владимир Лановой: - Верховная Рада сейчас рассматривает только проект бюджета Кабинета Министров, как это следует и из кодекса, и из самого парламентского регламента. Его особенности нам пока неизвестны, мы знаем только общие параметры. О некоторых я уже сказал, в частности, об огромном дефиците.
Хочу напомнить, что в Европейском Союзе при показателе более 3% ВВП сводить государственный бюджет не разрешается. Но это в устойчивых экономиках, а когда у нас экономика падает и в стране нет капитала, государство не имеет права забирать остатки этого капитала на свои нужды. У нас опять создается огромный монстр из госпредприятий и госмонополий с огромными бюджетными расходами и с дефицитами у всех остальных субъектов экономики.
Новости Украины – From-UA: - Наталья Яресько заявила, что социальные стандарты в 2016 году будут повышены на 12%, что соответствует уровню инфляции. Поможет ли эта мера компенсировать рост цен для простого населения?
Владимир Лановой: - Меня удивляет цинизм сегодняшнего правительства. В сентябре оно повысило минимальную заработную плату на 13%, при этом зарплаты чиновников, в том числе президента, премьер-министра, депутатов, министров, начальников разных государственных служб, устанавливаются по величине, кратной минимальной заработной плате. Так, например, у премьер-министра – 20 минимальных зарплат. Следовательно, в сентябре зарплата премьер-министра выросла уже на 13%, а с 1 декабря ставки окладов госслужащих повысятся еще на 25%. Следовательно, зарплаты чиновников, министров, правительства и т.д. в целом повысятся на 40%. Как это может быть в стране, где доходы вообще не растут, а только снижаются? И это при том, что, согласно официальной статистике, в этом году доходы граждан упали на 20%. У пенсионеров – больше, у занятых людей, работающих – около 12%. И при всем этом чиновники и правительство продолжают повышать себе зарплаты. Я думаю, что так поступать с людьми просто недопустимо.
Демократические правительства, которые у нас образовывались на каких-то этапах – Ющенко в 2000 году, Тимошенко в 2005 году, - пытались ввести хоть какие-то новые социальные инициативы, например, выплаты при рождении детей и другие новые инициативы по поддержанию граждан. А нынешнее правительство об этом вообще не думает. Украина сегодня – убогая страна с покалеченным населением и высокой степенью смертности, инвалидности, заболеваемости, а тут такое вообще непонятное правительство. Разве можно его считать лояльным к обществу?
Новости Украины – From-UA: - Изменения в налоговый кодекс также предусматривают бюджетную централизацию. Сейчас единый налог пополняет исключительно местные бюджеты, однако в новом бюджете 25% единого налога от всех территорий и 60% от Киева будет поступать в госбюджет. Это правильная мера?
Владимир Лановой: - Нам нужна не централизация, а наоборот – децентрализация. Кроме того, она не является одноактным действием. Надо не просто проголосовать за то, чтобы столько-то налогов поступало в такие-то бюджеты, а столько-то в другие. Децентрализация – последовательный процесс передачи полномочий центральных органов власти на места в части социально-экономического, инфраструктурного обустройства жизни людей, а также их жизненных потребностей. Это широкий спектр разных услуг. Из центра полномочия предоставляются только в тоталитарных государствах, поэтому мы постепенно должны расширять этот круг.
Для примера скажу о том, что у всех сейчас на слуху. Тарифы на ЖКХ-услуги не могут устанавливаться Киевом. Это вопрос местных властей, потому что в разных населенных пунктах, от сел до Киева, совершенно разные условия, разные мощности по производству этих услуг, разная конкуренция, разный потребительский уровень и уровень качества систем, жилья и доходов граждан. Не могут одинаковые тарифы работать по всей стране. Это полный абсурд. Повышение коммунальных тарифов сделано только для того, чтобы, как теперь известно, НАК «Нафтогаз Украины» все деньги забирал себе. Потому что оказалось, что деньги за газ и тепло поступают на счета не конкретных компаний, а в Нацкомиссию по регулированию энергетики (НКРЭ), которая распределяет это все по алгоритму. Это вообще нонсенс.
Бюджетная децентрализация – это последовательный процесс, и это, прежде всего, конечно, передача части налогов на места. Но при этом налоги должны быть не дифференцированные, а одинаковые, чтобы каждый регион или местный совет сам создавал экономические условия, сам добывал по этим ставкам увеличение доходов в бюджете, а не выравнивание, которое фактически продолжается и нивелирует желание местных самоуправляемых единиц вводить те или иные производственные объекты. Например, в Ивано-Франковской области не хотят открывать добычу сланцевого газа, ведь местный бюджет не получает ни копейки от рентной платы и других отчислений такого рода компаний. Это один момент. Дальше - самостоятельное формирование установления равных тарифов и цен на местных рынках. Плюс, нужна конкуренция на местных рынках, потому что такого сейчас нет.
И еще один момент – это контролирующие и антикоррупционные функции, передаваемые на места. Потому что если мы передадим деньги, а контроль останется только наверху, то внизу будет еще больше коррупции и злоупотреблений, чем сегодня, под каким-то хотя бы частичным общественным и вневедомственным контролем. То есть нужно на региональные уровни передать такое расширение полномочий. И это последовательный процесс, это целевые задачи, а не просто игра: деньги дали – не дали, и назвали это бюджетной децентрализацией. При этом все, что касается усиления возврата и формирование бюджетов только в центре, – это создание ресурсов для коррупции и ресурсной базы для присвоения денег чиновниками.