...делают для нашей страны еще более важными любые инвестиционные средства, привлеченные для развития украинской экономики. И хотя «дареному коню в зубы» не смотрят, особенно в теперешних условиях, необходимо все же более тщательно подходить к вопросу выбора инвестора. Чтобы не случилась такая же ситуация, как с госпредприятием «Ильичевский морской торговый порт» (ИМТП). Этот третий по объему перевалки грузов и первый в стране по объему перевалки контейнеров порт, владеющий семью погрузочно-разгрузочными терминалами с 29 причалами, складским комплексом на 1,5 миллионов тонн груза сегодня пытаются вывести из-под контроля государства.
Все началось в 2005 году, когда ИМТП подписал договор о совместной деятельности с оператором контейнерного терминала Ильичевского порта компанией «Укртрансконтейнер» (УТК), за которой стоит российский бизнесмен Виталий Южилин. Перед подписанием договора никто не утруждал себя проверкой легитимности инвестора и наличия планируемых к инвестированию денежных средств. Никто не проверял экономической истории этого частного предприятия, никто не оценивал его материального и финансового положения. А зря.
И так - договор подписан. Согласно договору, УТК должен был внести инвестиций на сумму 495 миллионов долларов США, а также оборудование. Однако уже на первом этапе реализации договора, когда порт передал в совместное пользование четыре причала, УТК выполнил свои обязательства лишь частично. То есть средств у «инвестора» не оказалось. Однако руководивший портом с февраля по август 2006 года Руслан Родзяховский, почему-то был не против передачи УТК еще двух причалов.
От банкротства ИМТП спас приход в августе 2006 года на должность начальника порта Геннадия Скворцова. Пересмотрев условия договора о совместной деятельности, новый начальник обнаружил, что все имущество, которое находится на четырех причалах, а также складские площади, которые насчитывают десятки гектаров территории порта, было оценено и передано всего за 17 миллионов 613 тысяч долларов США. Для сравнения, за пользование почти не обустроенным причалом, порт платит частному лицу лизинговые платежи в размере 6 миллионов долларов.
Выли в договоре и другие странности не в пользу украинской стороны. Одним из пунктов договора, очевидно, был заложен механизм банкротства порта, который предусматривал потерю государственного имущества порта, а вклад порта и его доля при разделе прибыли уменьшались до 10%. Неудивительно, что в результате реализации первого этапа договора, доля прибыли порта составила 25%, а частного инвестора – все 75%.
13 декабря 2005 года Президент Ющенко заявляет о необходимости расторжения договора заключенного на неприемлемых и невыгодных для государства условиях. Выполняя указание Президента, и принимая во внимание то, что договор был не согласован с Минтрансом, порт обратился в суд. И хотя суд отказывает порту, Минтранс принимает решение о пересмотре условий договора между УТК и ИМТП, а Президент это решение поддерживает. Дело в том, что порт смог привлечь кредит ЕБРР для самостоятельного развития своих производственных мощностей. Однако это кредит был получен лишь с условием передачи двух причалов в совместную деятельность на конкурсной основе. УТК сначала соглашается на пересмотр договора, но после получения кредита, резко меняет свою позицию.
Убрав с помощью судебных решений других партнеров порта, УТК подает в суд уже на сам ИМПТ с целью заставить передать в совместную деятельность весь имущественный комплекс «контейнерного терминала 1-го причала» (такого понятия по документам вообще нет). Несмотря на то, что УТК так и не выполнил свои обязательства, а договор о совместной деятельности вовсе не обязывает порт передавать какой-либо терминал, а лишь предусматривает проведение переговоров и получение разрешений от Минтранса, Фонда госимущества на дальнейшее развитие совместной деятельности, суд удовлетворяет этот иск.
Не успели государственные исполнители совместно с представителями УТК составить бумагу о том, что имущество у порта изъято и передано УТК, как бывший директор Руслан Родзяховский подал иск в суд целью восстановления на своей должности. Вряд ли это можно назвать совпадением, но запросу главы парламентского комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Игоря Калетника (фракция КПУ) на предприятии проходила внеплановая проверка комиссии КРУ. В это время Геннадий Сквороцов был временно отстранен от должности. И хотя суд не удовлетворил иск Родзяховского, слухи о готовящемся силовом захвате порта структурами УТК и последующем увольнении тысячи работников активно ходят в порту. И судя по тому, что происходит в стране на других предприятиях, еще один очаг социального напряжения может взорваться в Ильичевске. Массовые увольнения шахтеров и металлургов только подливают масла в огонь в этом спровоцированном конфликте. А вся проблема лежит в тривиальной коррупции – очередной попытке отобрать за бесценок государственный стратегический объект. Но то, что в Украине проходило «незамеченным» еще пять-шесть лет назад, сегодня вызывает общественную бурю. Майдан пробудил народ. И у правительства Тимошенко накоплен немалый опыт возвращать в казну награбленные чиновниками миллиарды
19.11.2008 12:18