...сменился властью топ-менеджмента крупнейших корпораций мира. Частные самолеты, президентские номера в лучших гостиницах, шикарные рестораны и приемы, почести публики и внимание прессы породили особый класс людей. Рик Вагонер, Джек Уэлч, Джон Тейн, Ллойд Блэнкфейн, Берни Мэдофф и сотня других топов определили лицо американской и мировой экономики последних десятилетий. Эти люди имели почет, уважение, а также неизменно многомиллионные бонусы, «оправдывая» свое чуть ли не божественное предназначение. Однако разруха и скандалы, сотрясающие корпоративную Америку последние годы, стали результатом планомерной деятельности как раз этих звездных топ-менеджеров. Простые американцы с ужасом обнаружили чудовищные дыры в своих пенсионных счетах, оставленные вагонерами и медоффами.
Мир изменился после запуска в США в 1980-х годах пенсионной реформы, породившей рынок акций для народных масс. Частная собственность на заводы и фабрики оказалась распыленной среди миллионов мелких акционеров. Влияние этих людей на деятельность предприятий, частичками которых они владели, - немногим больше демократии по-советски. А собрания акционеров походят скорее на сельские сборы в колхозе им. XVIII съезда КПСС, чем на серьезные мероприятия.
В условиях несовершенного рынка топ-менеджеры склонны больше доверять своему «великолепному» чутью и интуиции, забывая об экономических расчетах и риск-менеджменте. Одновременно даже в современные печальные времена они не забывают выписать себе многомиллионные бонусы. И это тем более удивительно, если посмотреть на потерю мировой экономикой $4 трлн. в результате кризиса. То есть акционеры теряют, а топ-менеджеры по-любому зарабатывают. Обвальное падение котировок акций обесценило множество капиталов и стоило огромных денег владельцам акционерных компаний. В то же самое время, когда современные капиталисты выгребали убытки, топ-менеджеры получали гигантскую заработную плату и бонусы. Самое интересное, что бонусы оказались совершенно независимы от финансовых результатов возглавляемых этими топ-менеджерами компаний. Власть ли это капитала? Конечно же, нет. Прямо как в Советском Союзе, где власть народу реально никогда не принадлежала.
Экономический строй последних лет - это власть топ-менеджеров, выродившаяся в уТОПизм. Свободная рыночная экономика с минимальным государственным вмешательством умножила эффект этой утопии.
Удивительно, что даже в Украине, только начавшей осваивать классические формы капитализма, тоже появились свои топ-менеджеры, которые успешно «проели» деньги акционеров и при этом весьма неплохо заработали. Украина не избежала проблем и общемировых тенденций последних лет. Владельцы компаний, обернитесь вокруг и посмотрите на людей, которых вы назначили управлять вашими деньгами и компаниями! Достойны ли они своего вознаграждения, действительно ли они зарабатывают адекватно своим усилиям и результатам?
У осознания исторических тенденций есть весьма полезное предсказательное свойство. Я могу с уверенностью ожидать от будущих десятилетий перехода власти к бюрократии. На смену капитализму и уТОПизму приходит бюрократизм. Всемирное давление на оффшорный бизнес является важным элементом этого перехода. Ведь главным инструментом реализации власти бюрократии является государственный бюджет. Государства перегружены публичными долгами и социальными обязательствами. Поэтому чиновники будут усиливать налоговое давление на бизнес и работающее население. Попытка выскользнуть из-под налогов угрожает власти бюрократии. Интересно, кстати, что размер и порядок расчетов и уплаты налогов устанавливается той же бюрократией - нас ведь ни разу никто не спросил, за что и сколько мы готовы платить.
Разговоры о необходимости создания единого мирового центробанка и еще большей координации действий крупнейших стран по преодолению мирового экономического кризиса путем создания наднациональных финансовых органов также являются показательной тенденцией. Вот уже и Украине указывают, сколько Нацбанк должен печатать гривен и на что госбюджет их может тратить.
Самое интересное, что власть бюрократии является лишь переходным этапом к новой империи. Ведь кто будет контролировать эмиссию всех денег, международные денежные переводы, наказывать в любой точке планеты за некие проступки (финансово-экономического характера), тот и будет править миром. Новым миром на планете Земля.
Прошло две тысячи лет с тех пор, как Древний Рим преобразовался из республики в империю с наследственной передачей власти по родословной линии. Произошло это на волне народного недовольства против аристократического Сената - древней помеси бюрократии и крупных капиталов. Похоже, колесо истории вновь на рубеже двухтысячелетних эпох завершает круг, и через каких-нибудь десять-двадцать лет мы будем радоваться новой империи.
Через экономический бардак проложен путь к диктатуре.
05.05.2009 15:34