Первые две попытки провести собрание 16 и 22 января успеха не имели. Больше нервничала «частная» сторона, усилившая охрану завода. «Привату» есть о чем переживать: центральный за последние годы проект по захвату очередного крупного полугосударственного актива в нефтегазовой отрасли находится под вопросом в свете надвигающихся политических перемен.
Необходимо отметить немаловажную деталь: многие успешные рейдерские броски были совершены днепропетровской группой именно в периоды политической нестабильности или смены власти. Именно в один из таких периодов, осенью 2007 года, когда правительство ожидало очередной ротации, был захвачен крупнейший НПЗ страны в Кременчуге. Сработала классика современного корпоративного пиратства: районный суд восстановил в должности бывшего председателя правления завода Павла Овчаренко, уволенного осенью 2004 года. Режиссеры действа обнаружили себя достаточно быстро, поставки нефти на завод и сбыт продукции быстро перешел структурам группы «Приват», они же занялись и «очисткой» завода от прежних хозяев.
В минувшем году 18%-ный пакет двух оффшорных акционеров через украинские суды был возвращен в собственность завода и продан с аукциона приватовской фирме «Корсан» (до этого владела 1,2% акций завода). Далее настала очередь пакетов татарских акционеров – самой Республики Татарстан (около 28%) и «Татнефти» (около 8% акций). Пакет что покрупнее планировали реализовать на конкурсе в конце года, однако якобы отказались от этой затеи (но об этом мы еще вспомним ниже). В любом случае провести собрание акционеров без государственного пакета невозможно, нет необходимого по закону кворума в 60% акций.
Для днепропетровской группы вопрос проведения собрания крайне важен и судить об этом позволяет повестка дня. Ключевой целью является смена органов управления предприятия – наблюдательного совета и правления, которые в последний раз назначались в 2006 году. Группе необходимо сформировать легитимный и «ручной» набсовет наподобие того, как это сделано в «Укрнафте» (в ней государству принадлежит 50% + 1 акция). Несмотря на большой пакет державы, днепропетровцы, владеющие 42% акций и контролирующие набсовет, уже несколько лет блокируют собрания акционеров, отодвигая государство от возможности получения дивидендов, не говоря уже о кадровом усилении менеджмента компании, полностью контролируемого «Приватом». Аналогичный сценарий очевидно хотят построить и в Кременчуге. Согласно уставу «Укртатнафты», наблюдательный совет может отзывать членов правления, утверждает глав управлений и отделов, дает «добро» на крупные сделки и инвестиционные проекты.
Не менее важно назначить и правление. Дело в том, что уже более года Правление «Укртатнафты» нелегитимно. Достаточно сказать, что на сегодня из 10 членов правления завода легитимность лишь одного из них – Виктора Бабиченко – не вызывает никаких сомнений. Однако даже если признать легитимность двух членов правления, восстановленных судом, а также вернувшуюся после предыдущего увольнения г-жу Оголяр, нынешнее правление «Укртатнафты» все равно не будет легитимным (см. табл. 1). Согласно уставу кременчугской компании, решение правления является правомочным, если на его заседании присутствует не менее половины избранных членов правления. Как видим, даже со всеми условностями только четверо из 10 избранных и восстановленных членов правления могут считаться таковыми. Это уже подтвердил Автозаводской районный суд Кременчуга, который 5 октября 2009 года восстановил в должности руководителя службы экономической безопасности «Укртатнафты» Степана Ткачука, оспорив как раз легитимность нынешнего правления (правда, это ему не помогло, на завод его так и не пустили). Таким образом, все принятые правлением «Укртатнафты» в 2009 году решения являются незаконными и поэтому могут быть оспорены. В этой связи утвердить финансовые результаты и легитимизировать решения правления, в частности об упомянутой продаже акций «Корсану», является еще одной целью «Привата» на собрании акционеров (этот пункт был отдельно внесен в конце декабря).
Табл. 1
Состав Правления АО «Укртатнафта»*
* Решение правления является правомочным, если на заседании правления присутствует не менее половины действующих членов правления.
По хозяйственной деятельности, которую предполагается утвердить на собрании, вопросы к менеджменту «Укртатнафты» возникнут у любого, кто только имеет глаза. С момента прихода «Привата» в Кременчуг прибыли там больше не видели. Согласно официальным данным «Укртатнафты», нераспределенная прибыль в объеме 87 млн грн по итогам 2007 года через год сменилась на 823,53 млн грн убытков. Еще более увесистый результат ожидается по итогам 2009 года: первые три квартала завод закончил с убытком 847 млн грн. Такая динамика позволяет уверенно прогнозировать, что в своих годовых «успехах» «Укртатнафта» перешагнет отметку в 1 млрд грн. Таким образом, двухгодичный итог работы «Привата» в Кременчуге ознаменуется суммарным убытком около 2 млрд грн.
В данных случаях акционеры обычно не только откладывают утверждение финрезультатов, а назначают дополнительный аудит, поскольку имеются признаки фиктивного банкротства. По официальным данным «Укртатнафты», в 2009 году продукция реализовывалась предприятием ниже себестоимости (цены на продукцию и договора купли-продажи утверждаются упомянутым правлением). Это и не удивительно, ведь четырьмя крупнейшими получателями нефтепродуктов с НПЗ в 2009 году были фирмы, афилированные с «Приватом», на долю которых пришлось более 65% произведенного топлива (табл. 2).
Табл. 2
Крупнейшие получатели нефтепродуктов на АО «Укртатнафта» в 2009 г.
Обращает на себя внимание и другая сюжетная линия в подготовке «Привата» к проведению собраний акционеров. В последние месяцы «Укртатнафта» методично наращивает долги, о чем сообщает официально в своей отчетности. За 9 месяцев кредиторская задолженность возросла до 2,11 млрд грн, дебиторская – до 1,5 млрд грн. Иными словами, за нефть предприятие рассчитываться не спешит, а готовую продукцию продает без предоплаты. Так, из 1,5 млрд долгов покупателей 1,45 млрд или 97% приходилось на упомянутые «Корнелис», «Укрнафта» и «Содалит». При этом тому же «Корнелису» за нефть «Укртатнафта» была должна 1,95 млрд или 92% от всей кредиторки.
Эти миллиардные цифры дают понимание того, как будет вести себя «Приват» в Кременчуге в зависимости от развития ситуации. Если события пойдут по благоприятному сценарию, задолженности будут «свернуты», завод продолжит работу в текущем режиме, т.е. останется не особо заметным с точки зрения финансовой и налоговой эффективности. По словам источника на заводе, в 2009 году отчисления НДС будут меньше в 6-7 раз, а о налоге на прибыль остануться одни воспоминания. Вдвое возросли отчисления акцизного сбора, что, правда, является следствием почти двукратного повышения их ставки на бензин с начала 2009 г. Кроме того, в конце года в Кременчуге освоили выпуск по сути безакцизных компонентов бензина КБ-92 и КБ-95, оптимизировав около 150 млн грн, так что полнота уплаты этого налога еще под вопросом.
В сфере управления нас очевидно ждет сценарий, который разыгрывается с «Укрнафтой». Обладая контролем над менеджментом и набсоветом, в последующих собраниях акционеров не будет смысла. Государство будет надежно и окончательно отодвинуто от управления крупнейшим отраслевым предприятием.
Если же события пойдут по негативному сценарию и собрание акционеров провести не удастся, то первое, что грозит «Привату», это уход военизированной охраны из бойцов внутренних войск, подчиняющихся Президенту Украины. Именно эти подразделения, буквально поселившие на заводе с первых дней захвата, отбивали у неприятелей любое желание и надежду войти на предприятие даже в сопровождении милиции. Отзыв внутренних войск сделает завод открытым для любого обладателя силового админресурса, а в нашей стране дефицита по этой части нет.
Второе, при наличии политической воли у государства есть все возможности установить не только свое управление, но владение этим НПЗ с созданием на его базе мощнейшего центра влияния на рынок нефтепродуктов. Здесь может быть реализован как вариант приобретения оспоренных пакетов акций, так и еще более интересный ход, который сегодня тлеет в судах. Речь идет о возврате в госсобственность целостного имущественного комплекса Кременчугского НПЗ, поскольку СП «Укртатнафта» с россиянами, куда был внесен завод, фактически перестало существовать. Очень может быть, что этот вариант окажется для государства единственным. Ведь очевидно, что в случае вынужденного катапультирования с завода «приватские» дебиторы «Укртатнафты» растворятся, унеся с собой миллиардные долги заводу, а вот днепропетровские кредиторы останутся. Созданный за последние два года идеальный механизм банкротства перейдет в активную фазу.
Назначив сразу шесть собраний, «Приват» надеется найти чиновника, который взял бы на себя смелость принять участие в собрании от лица государства. Шансы найти такого персонажа высоки, так как осознавая грядущие перемены, кто-то захочет сорвать финальный куш в виде мега-взятки. Посмотрим, соблазнится ли кто-то на столь заманчивое предложение. «Привату» важен сам факт регистрации госпакета на собрании, потом все будет решать большинство голосов. Есть мнение, что это большинство «Приват» уже имеет, присоединив к 20%-ному пакету «Корсана» еще 28% акций Татарстана, конкурс по которым якобы был отменен в конце декабря. А 48%, как известно, больше 43%, которые есть у государства…