Объединение девяти украинских высокотехнологичных предприятий в консорциум «ЕДАПС» неизменно привлекает пристальное внимание. Это и неудивительно: консорциум уникален, успешен и приносит несомненную пользу государству. Естественно, такое положение консорциума подразумевает наличие многочисленных завистников и недоброжелателей, в основном – из армии украинских чиновников. Достижения «ЕДАПС» в области производства электронных документов, защитных оптических элементов, программного обеспечения и т.п. признаны во всем мире. Парадокс – но в Украине консорциум постоянно пытаются шельмовать, приписывая мифические «грехи». Развеять мифы вокруг «ЕДАПС» и внести ясность во многие интересующие общественность вопросы мы попросили генерального директора консорциума Евгения Павловского.
Наш Продукт: Упоминание консорциума «ЕДАПС» некоторыми чиновниками и политиками нередко сопровождается словами «монополист», «частная компания» и т.п. Насколько соответствуют действительности их заявления?
Евгений Павловский: Вообще не соответствует. Это чушь. К сожалению, лидерству консорциума «ЕДАПС» сопутствуют ненависть и зависть отдельных украинских чиновников. Консорциум по определению не может быть монополистом, поскольку это объединение девяти высокотехнологичных предприятий. Скажите, как монополистом могут быть сразу девять компаний? Это нонсенс. Что касается понятий «частная» или «государственная», то здесь они тоже неуместны. В консорциум входят разные по структуре собственности компании. Есть предприятия, на 100% принадлежащие государству (в частности, МВД) – это Государственный центр персонализации документов. Есть предприятия с 50%-ной долей государства. Например, завод «Знак» по производству пластиковых бланков документов и карт. В нем 25% принадлежит МВД Украины, еще 25% – Минфину Украины. В состав учредителей специализированного предприятия «Голография» входит Национальная академия наук Украины.
То есть государство участвует в акционерном капитале практически всех предприятий консорциума. Так о каком монополизме идет речь? Объединение или консорциум из девяти предприятий, которые выполняют разные функции в рамках одного проекта, в принципе некорректно называть монополистом.
Заявления же о монопольном статусе консорциума «ЕДАПС», и тем более о некой «частной компании» или «частной монополии», свидетельствуют об абсолютной юридической безграмотности некоторых наших чиновников. Чиновников, зачастую не имеющих настоящего высшего образования. Прошу, не путать с наличием у них на руках «левых» дипломов о высшем образовании.
Н.П.: Какие предприятия входят в консорциум «ЕДАПС» и для чего было создано это объединение?
Е.П.: В консорциум «ЕДАПС» входят специализированное предприятие «Голография», предприятие «Знак», компании «КП ВТИ», «Полли-Сервис», «Фирма «З-Т», полиграфический комбинат «Зоря», Коммерческий Индустриальный Банк, ГП «Государственный центр пресонализации документов» МВД Украины и корпорация «Инком».
Все предприятия – лидеры рынка высоких технологий в своих отраслях. Это производство защитных голограмм, высокозащищенных бланков идентификационных документов, платежных карт, создание информационных систем, программного обеспечения, банковские услуги, персонализация документов, платежных карт и многое другое.
Специально для тех же безграмотных чиновников и политиков: ни консорциум, ни предприятия, в него входящие, не занимаются выдачей каких-либо документов. Наша функция – производство бланков документов, защитных элементов к ним и создание информационных систем, обеспечивающих безопасный оборот документов.
Указанные предприятия объединились в консорциум, который выполняет функции интегратора того или иного масштабного проекта и который не получает прибыль от конкретного проекта. Подчеркну, что нужды консорциума, как координатора, обеспечиваются членскими взносами каждого из участников.
Только объединение предприятий в консорциум может противостоять всемирной глобализации, когда крупные иностранные корпорации поглощают более мелкие компании. Поэтому совсем странно на этом фоне выглядит позиция чиновников, которые усложняют жизнь отечественным производителям.
Н.П.: Вы про попытки развязать дискуссию о несуществующей «частной монополии»?
Е.П.: Не только об этом. Отдельные чиновники всячески противодействуют тому, чтобы на украинских рынках работали высокотехнологичные украинские компании, создавали в стране новые рабочие места, платили в казну налоги, являлись бюджетообразующими для украинской экономики.
Зато для иностранцев Украина, благодаря таким чиновникам, что называется, всегда «открыта». Вам известны случаи, чтобы кто-то вот так просто пустил хоть одно украинское предприятие на рынки Европы, США, Японии и др.? Таких примеров нет. Где в развитых странах культивируется так называемая рыночная демократия, открывающая двери перед всеми? Ответственно заявляю: нигде.
Консорциум «ЕДАПС» с большим трудом, можно сказать, «кровью и потом» пробивается на международный рынок, выигрывает крупные тендеры у известных компаний со столетней историей. Это, например, проект по производству электронных паспортов для INTERPOL, создание демографического реестра в Кении с использованием биометрических технологий и др.
А нашим чиновникам хоть кол на голове теши. Их кашей не корми, дай съездить посмотреть на иностранные компании или пригласить в Украину иностранцев, которые пытаются учить здешних специалистов, как выпускать высокозащищенные документы. Недавний пример – представители некой неизвестной на мировом рынке бельгийской компании были приглашены нашими функционерами в Украину, чтобы поделиться несуществующим опытом в области производства е-паспортов.
А вот посетить украинские высокотехнологичные предприятия мало у кого из чиновников хватает решимости. Ведь тогда обвинять непонятно в чем украинский консорциум и ездить в заграничные командировки на смотрины к иностранцам они не смогут. Действия украинских функционеров абсолютно нелогичны. Это все равно, что если бы немцы начали покупать «Мерседесы», сделанные в Украине.
Н.П.: И все-таки, может, чиновники ищут на международном рынке выгодные предложения с точки зрения цены?
Е.П.: Выгодные цены для кого? Для самих чиновников? Если бы они действительно решали вопрос с государственных позиций и реально оценивали экономический эффект от работы с отечественными предприятиями. Я вас уверяю, и мы неоднократно об этом заявляли, что наши ценовые предложения на производство документов, защитных элементов в несколько раз ниже, выставляемых иностранными компаниями. При этом качество нашей продукции находится на самом высоком мировом уровне, что признали ICAO, ОБСЕ, INTERPOL, Еврокомиссия и другие авторитетные организации.
А бездоказательные инсинуации и спекуляции на этой теме делают люди, не знающие мирового рынка защищенной печати. Но дело не только в цене за бланк документа.
Любая иностранная компания только за разработку будущей технологии (производства документа, информационной системы) потребует предоплату. А это сотни миллионов, а то и миллиарды долларов налогоплательщиков.
При этом консорциум «ЕДАПС» поставляет государству продукцию с немыслимой отсрочкой платежей. Приведу пример. С 2005 года по 2008 год, в рамках реализации госпрограммы по созданию государственной автоматизированной паспортной системы был накоплен государственный долг перед консорциумом в размере 53 млн грн.
Более того, консорциум «ЕДАПС» все технологии разрабатывал и разрабатывает за собственные средства, инвестируя в развитие украинской науки и препятствуя оттоку украинских «мозгов» за рубеж. Напомню, что недавно консорциум заявил, что готов бесплатно (за свой счет) внедрить в Украине автоматизированную систему по оформлению биометрических паспортов, которых от нас требует ЕС в рамках безвизового диалога.
Н.П.: Но чиновники-оппоненты заявляют, что консорциум зарабатывает на государственном бюджете, внедряя технологии по защите документов.
Е.П.: Это примитивное передергивание фактов. Из госбюджета деньги мы не получаем. Речь идет лишь о специальных фондах, из которых нам идет оплата только за поставленную ранее продукцию. И эту продукцию государству на 100% оплатили граждане. То есть оплата идет даже не по факту поставки, а с отсрочкой платежей. Какая иностранная компания будет работать с Украиной на подобных условиях?
Но дело не только в этом. Технологии защиты документов, о которых вы упомянули, – это бюджетообразующие технологии. Почему-то чиновники-оппоненты о данном факте говорят с неохотой.
Возьмем, к примеру, голографические защитные элементы (ГЗЭ), производимые специализированным предприятием «Голография». Изготовление бланков строгой отчетности с ГЗЭ для нужд ГАИ обеспечивает ежегодные поступления в спецфонд МВД Украины приблизительно на 1 млрд грн. А за семь лет использования ГЗЕ на марках акцизного сбора госбюджет дополнительно получил десятки миллиардов гривен.
Ну и сами предприятия консорциума «ЕДАПС» исправно платят налоги, что позволяет нам быть одним из наиболее крупных налогоплательщиков в Украине. Только в 2010 году было уплачено свыше 300 млн грн. налогов и сборов. Всего же предприятия «ЕДАПС» за время своей деятельности заплатили в бюджет почти 1,6 млрд грн.
А что Украине взамен дадут иностранные компании? Я, может, и максималист, но глупо не поддерживать отечественные предприятия там, где они по уровню собственных высоких технологий давно оставили позади большинство компаний с мировым именем.
Личный портрет
Евгений Павловский, генеральный директор консорциума «ЕДАПС»
Родился: 3 сентября 1969 г.
Образование:
1996 г. – окончил Национальную юридическую академию Украины им. Я. Мудрого (г. Харьков), специальность – правоведение, квалификация – юрист;
1999 г. - получил свидетельство на право занятия адвокатской деятельностью Киевской городской квалификационно-дисциплинарной коллегии адвокатов
Карьера: 23-летний трудовой стаж; с 2000 г. – главный юрисконсульт юридического управления Коммерческого Индустриального Банка; с 2005 г. – генеральный директор консорциума «ЕДАПС»
Семейное положение: женат, воспитывает сына и дочь
17.02.2011 10:10