Эту информацию на текущей неделе подтвердили обе стороны. Украинские чиновники преисполнены оптимизма. Однако независимые эксперты отмечают, что угроза дефолта сохраняется.
Тревожные прогнозы сделали на днях в интервью украинским СМИ два известных финансиста, занимавшие ранее ответственные посты в правительстве. Экс-министр финансов Виктор Пинзеник отметил, что украинская власть продолжает решать проблемы за счет привлечения новых займов, за последние три года внешний долг вырос в пять раз. «Причина – дефицит бюджета, то есть желание расходовать больше, чем получает правительство. И если страна будет расходовать столько, сколько зарабатывает, это остановит рост долга», – сказал он журналу «Фокус», отметив, что Украина еще не перешла в такой режим, а поэтому угроза дефолта сохраняется.
Экс-председатель Госфинуслуг Виктор Суслов уточнил агентству УНН, что до начала кризиса осенью 2008 года валовой внешний долг страны составлял около 101 млрд. долл., а к настоящему моменту превысил 120 млрд. Это, по данным экспертов, составляет свыше 84% ВВП и превышает показатель в 160% по отношению к объемам экспорта. Суслов обратил внимание на отрицательное сальдо во внешней торговле: в первые месяцы года импорт значительно превосходил экспорт, за пять месяцев негативная для Украины разница составила до 4 млн. долл. Эта тенденция сохранилась еще с прошлого и позапрошлого годов.
Суслов пояснил, что Национальный банк для поддержания валютного курса вынужден продавать резервы, что приводит к девальвации курса национальной валюты. А это, в свою очередь, увеличивает стоимость обслуживания внешних долгов. Эксперт считает такую политику замкнутым кругом, спиралью, закручивающейся в сторону очередного кризиса.
Хотя чиновники и аналитики жонглируют цифрами, истолковывая показатели по своему усмотрению, но приходят к выводу, что предпосылок для стремительного экономического роста, позволяющего безболезненно вернуть прежние долги, не накапливая новых, в Украине сейчас нет. Это означает, что уже второй стабилизационный кредит МВФ не выполняет своей роли: консервирует ситуацию, а не амортизирует качественные экономические преобразования. Но Пинзеник подчеркнул, что проблема не в действиях фонда, а в бездействии украинской власти.
Формально фонд пытается подтолкнуть Киев – и во времена работы оранжевой команды, и сейчас – к проведению реформ. Именно этой цели подчинены жесткие требования МВФ, направленные на снижение бюджетного дефицита. Правительство обязалось провести пенсионную реформу, повысить до рыночного уровня внутренние цены на энергоносители для всех категорий потребителей, провести реформы в системе национальной компании «Нафтогаз Украины», принять ряд других столь же непопулярных мер.
Если Юлии Тимошенко в свое время удалось схитрить, убедив фонд в необходимости отложить жесткие решения до завершения экономического кризиса, чтобы не вызвать социальный взрыв, то команде Виктора Януковича пришлось выполнить ряд требований МВФ. Впрочем, миссия фонда осталась недовольна темпами реформирования, а поэтому выделение очередного транша кредита несколько раз откладывалось.
На днях премьер-министр Николай Азаров сообщил, что следующий визит миссии состоится в сентябре. После чего украинская сторона ожидает перевода очередного транша или даже двух сразу. Азаров отметил, что с руководством фонда на днях встречались министр финансов и глава Минэнерго Украины. Они убедили кредитора, что Украина справляется со своими проблемами самостоятельно: правительство значительно сократило дефицит госбюджета, минимизировало дефицит бюджета «Нафтогаза» и при этом не отказалось от финансирования социальных программ, пояснил Азаров.
Директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин считает, что сейчас Украине удается балансировать на грани. Показатели по доходам ряда отраслей, в частности экспортно ориентированных, улучшились благодаря хорошей конъюнктуре. Однако структурные реформы в экономике так и не начались, поэтому никто не гарантирует благоприятную ситуацию в будущем. В этом году дефолт Украине не грозит, уверен эксперт, ведь государственный и гарантированный государством долг пока не превысил приемлемые величины и составляет примерно 40% ВВП. А Нацбанк располагает значительными резервами для решения актуальных проблем. Но Юрчишин отметил, что Украина занимает первое место среди стран Центральной и Восточной Европы по темпам наращивания внешних долгов. Если в текущем году платежи, связанные с возвратом и обслуживанием внешнего долга, проходят без проблем, то в 2012-2014 годах, на которые приходится пик выплат, ситуация будет напряженной, приходят к выводу эксперты.
04.07.2011 11:51