На минувшей неделе комиссия Таможенного союза, где первую скрипку играет Россия, ввела пошлины на украинский металл, трубы, синтетические нейлоновые нити и даже на болты с гайками. Еще раньше Россия оградила себя от украинской карамели и повысила пошлины на сахар, картофель и капусту. К тому же Таможенный союз забраковал украинские молоко и мясо.
На Таможенный союз жалуются и украинские нефтепереработчики. «Создание Таможенного союза… представляет реальную экономическую угрозу для нефтеперерабатывающей отрасли», – говорится в открытом письме Делового совета «Украина - ЕС». Нефтеперерабатывающие заводы России, Беларуси и Казахстана покупают российскую сырую нефть со скидками без экспортной пошлины.
От первых ограничений пострадали интересы таких украинских олигархов как Виктор Пинчук, Игорь Коломойский и Александр Ярославский. Досталось и крупным бизнесменам - Анатолию Гиршфельду и семье Атанасовых. Но Таможенный союз вредит и российским интересам.
От чего страдает Россия
Россия силится воссоздать «экономический СССР», где Москва будет иметь большое влияние. Ведь последние 10 лет это влияние она только теряла. По подсчетам «Ведомостей», доля России в экспорте четырех из восьми стран СНГ за это время заметно сократилась. Беларусь в 2000-м году поставляла в Россию половину всего экспорта, теперь только треть. Молдавия отправляла 45 %, теперь 20 %. Казахстан ввозил 20 %, теперь – 9 %. Объединение рынков России, Беларуси и Казахстана оживит торговлю между этими странами.
Другая функция Таможенного союза (ТС) – это защита производителей от иностранных конкурентов, то есть протекционизм.
«Торговые ограничения являются неблагоприятными для экономического роста в долгосрочной перспективе», – говорит экономист украинской инвесткомпании Phoenix Capital Александр Лозовой. По его словам, выигрывают от Таможенного союза российские машиностроение, металлургия и добывающая промышленность. Но только в краткосрочной перспективе. Экономика в целом сбавляет темпы роста.
При этом рядовые россияне выгоды не получат. «Их благосостояние вряд ли изменится от образования Союза даже в краткосрочной перспективе», – говорит Лозовой.
Таможенный союз полон внутренних противоречий, добавляет директор экономических программ украинского Центра им. Разумкова Василий Юрчишин. «Страны Южной Америки также объединялись в экономический союз MERCOSUR. Там были и Бразилия, и Венесуэла, и Уругвай, и Парагвай, и Аргентина. Но из-за внутренних противоречий этот союз так и не заработал на должном уровне. Похоже, это ожидает и Таможенный союз. Там нет равноправия, все решает Россия», – говорит Юрчишин.
В ВТО, например, каждая страна – даже самая бедная – имеет один голос, а решения принимаются консенсусом (в исключительных случаях – путем голосования). Тогда как в комиссии ТС у России 57 % голосов, у Беларуси и Казахстана – по 21,5 % голоса. А решения принимаются 2/3 голосов.
Об отраве протекционизма говорят не только украинские экономисты. Возьмем, например, книгу «Мифы экономики» ректора Российской экономической школы (ведущий экономический университет России по количеству научных публикаций) доктора экономических наук Сергея Гуриева. Одним из мифов он называет веру в пользу протекционизма.
«В долгосрочной перспективе протекционизм вредит национальным интересам, а либерализация торговли полезна даже в одностороннем порядке», – пишет ученый. Он добавляет, что «длительная защита неэффективных отраслей… сдерживает развитие более конкурентоспособных секторов». На цифрах экономист доказывает, что выгоды отдельных предприятий от протекционизма всегда меньше, чем потери потребителей.
Лучше всего вред от ограничений демонстрирует российский (а равно и украинский) атопром. В обеих странах автомобильная промышленность защищена от конкуренции со стороны западных автогигантов пошлинами, стоимостью оформления автомобиля с пробегом (подержанные иномарки составляют хорошую конкуренцию даже новым отечетвенным авто) и другими ограничениями. В Украине после вступления в ВТО действовала 13 %-я «антикризисная» пошлина на автомобили. Надо ли говорить, что защищенные от конкуренции заводы так и не выдали на-гора ничего путного?
Почему Украина против
На первый взгляд Украина несет одни убытки от невступления в ТС. В прошлом году на долю России приходилось 26,1 % украинского экспорта и 36,5 % импорта (треть – энергоносители). Теперь экспортировать будет сложнее.
«Пока что меры, которые были приняты Таможенным союзом, не сильно влияют на Украину. Часть ограничений (например, по металлу) действовали и раньше. Теперь они распространились на Казахстан и Беларусь, которые не занимают заметной доли в нашем экспорте. Но в будущем запреты могут сильно повлиять на украинскую экономику», – говорит Александр Лозовой.
Мы могли бы подмахнуть соглашение, и уже получали бы дешевые нефть и газ, что сразу сказалось бы на конкурентоспособности украинских товаров. Россияне оценивали нашу выгоду от снижения цен на газ в $ 8-11 млрд. (!) в год.
Но экономист Александр Лозовой предупреждает, что выгода была бы временной: «Внутренние цены на газ в России будут расти до рыночных с учетом транспортных затрат».
К тому же Союз поставил бы крест на европейской перспективе Украины. В Европе прямо сказали, что невозможно быть и в Таможенном союзе, и в Зоне свободной торговли с ЕС одновременно. А такая Зона – первый шаг к безвизовому режиму между Украиной и ЕС, а значит, и к возможному вступлению Украины в Евросоюз в будущем.
Плюс Украине пришлось бы снова договариваться со странами, которые входят в ВТО. Ведь сейчас средний импортный тариф в Украине составляет 4,5 %, тогда как в Таможенном союзе в два с лишним раза больше – 10,25 %.
Вот почему президент Украины Виктор Янукович предложил ТС сотрудничество в формате «3+1». По логике гаранта, это уравнение никак не равно четырем. Украина согласна сотрудничать с Союзом только в тех частях, которые не помешают ее европейской интеграции. По сути это вежливая форма отказа.
Как скажется на Украине
Любые ограничения больно бьют по украинским производителям. Переориентироваться на новые рынки очень сложно. Но лекарство бывает горьким.
На днях стало известно, что холдинг «Вертолеты России» не дал согласия на поставки двигателей украинского «Мотор-Сич» для легких российских вертолетов «Ансат» на Казанском вертолетном заводе. Украинские инженеры зря трудились? Вовсе нет – «Мотор-Сич» будет продавать вертолетные моторы на внутреннем рынке, и на рынках Юго-Восточной Азии.
В книге российского экономиста Ларисы Бураковой «Почему у Грузии получилось» есть и другие примеры.
В 2004-5 годах Россия четырежды повышала цены на газ для Грузии. В ответ Грузия провела реформу электроэнергетики и диверсифицировала поставки газа. Сейчас у Грузии четыре поставщика «голубого» топлива. А цена на газ даже ниже, чем в 2007 году. Россия также ввела запрет на ввоз грузинского вина. В ответ Грузия повысила качество вина и начала поставлять его в Украину и в ЕС.
То же самое придется делать и украинским производителям.
Справка
Ограничения для Украины, о которых уже известно:
До 18 ноября 2015 года будут действовать антидемпинговые пошлины на обсадные трубы в размере 18,9 % в странах Таможенного союза, насосно-компрессорные трубы – 19,9 %, нефтепроводные и газопроводные трубы диаметром до 820 мм – 19,4-37 %.
До 13 мая 2012 года в странах Таможенного союза введена антидемпинговая пошлина в размере 21,8 % на машиностроительный крепеж (болты и гайки) отдельных видов, кроме продукции «Дружковского метизного завода».
До 24 сентября 2013 года в странах Таможенного союза будут действовать антидемпинговые пошлины в размере 11,6 % по отдельным видам синтетических нейлоновых нитей.
Таможенный союз повысил пошлину на импорт сахара-сырца до $ 85 за тонну в июле с $ 50 в июне. В августе, когда начнется переработка свеклы, пошлина может снова вырасти.
Правительство России с 8 июля взимает с импортной карамели пошлину в размере почти $ 294,1/т, и предлагает ввести пошлину в остальных странах Таможенного союза.
Таможенный союз установил антидемпинговые пошлины на кованые валки для прокатных станов. Пошлины составят 26 % от таможенной стоимости и будут действовать три года.
27.07.2011 11:49