Почему продукты дорожают
29.08.2012 20:05
С 2002-го по 2008-й цены росли непрерывно. И, хотя финансовый кризис, обваливший сырьевые рынки, и хороший урожай привели к падению цен в 2009-м, впоследствии рост продолжился и в 2011-м пик 2008-го был превзойдён. С тех пор цены выросли ещё сильнее.



С начала 2000-х цены на продовольствие в мире удвоились, согласно данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН

Эта тенденция, безусловно, тревожна – и эксперты прогнозируют, что она продолжится. Так, Foresight – британский аналитический центр, занимающийся прогнозированием кризисов – в своём отчёте, опубликованном в 2011 году, прогнозировал рост цен на 50% в ближайшие десятилетия. Согласно базовому сценарию Департаменту сельского хозяйства США, цены на продукты питания в Америке вырастут к 2021 году на 25%. Похожие прогнозы дают и соответствующие правительственные организации в других странах.

Человек не может отказаться от потребления еды, потому её нехватка, проявляющаяся в росте цен, имеет катастрофические последствия. Согласно опубликованному в прошлом году отчёту Большой двадцатки, около миллиарда жителей планеты недоедают. Их число будет расти по мере роста населения – по прогнозу, к 2050 году в мире будет жить около 9 млрд людей, против 6.8 млрд сейчас.

Следует отметить, что цены на продовольствие подвержены сильным колебаниям и зависят от погодных явлений. Засухи, наводнения, пожары и тому подобные вещи в плохие годы искажают долгосрочные ценовые тренды, так же, как и аномально большие урожаи – в хорошие. Однако, тенденция к росту цен на продовольствие объективно существует.


Причины роста

Рост цен имеет под собой три причины, которые касаются как спроса на продукты питания, так и их предложения.

Первая причина – стремительно растущий спрос со стороны населения развивающихся стран. За последнее десятилетие благосостояние их граждан значительно выросло. Если в 80-90-х средние темпы реального (с учётом инфляции) роста ВВП составляли, по данным МВФ, 3,66%, то в 00-х они были равны 6,28%. Основной бенефициар этого роста – Китай, чей ВВП практически утроился с 2001-го по 2011-й.

Естественно, с ростом благосостояния меняются и паттерны потребления протуктов питания. Далеко не во всех развивающихся странах люди недоедали и стали наращивать абсолютные масштабы потребления пищи (хотя и это не редкость), но в большинстве случаев выросло употребление в пищу мясной продукции. В Китае потребление свинины росло в последние 20 лет, в среднем, на 3,4% ежегодно (сейчас эта страна потребляет около 45% мирового производства свинины), а птицы – на 8%. В 1980-м Китай потреблял порядка 10 млн тонн мяса, в 1990-м – 25 млн тонн, а в 2012-м – более 70 млн тонн.

По оценке Навина Раманкутты из Университета Макгилла, около трёх четвертей сельскохозяйственных земель мира используется для выращивания животных, либо корма для них. Проблема в том, что, с точки зрения производства еды, это крайне неэффективно – животноводство даёт всего лишь около 15% употребляемых калорий. Простой перевод наилучших земель под выращивание растительных культур мог бы увеличить предложение еды в мире на 50%. Однако, рост потребления мяса в развивающихся странах, наоборот, усугубляет тенденцию к использованию сельскохозяйственных земель для животноводческих нужд.

Похожую проблему создаёт и вторая причина роста цен – биотопливо. Быстрый рост цен на энергоносители в 00-х сделал выращивание таких культур как кукуруза, сахарный тростник и соя с последующей переработкой их в биотопливо выгодным занятием. В результате, к 2007 году четверть всей выращиваемой в мире кукурузы предназначалась для такой переработки. Естественно, это сократило объём сельскохозяйственной продукции, предназначенной для производства продуктов питания, что повлияло на цены. Согласно оценке ОЭСР, опубликованной в середине 2008 года, производство биотоплива:




«...в течении 10 лет увеличит средние цены на пшеницу примерно на 5%, на кукурузу – на 7% и на растительное масло – на 19%.»

Наконец, третьей причиной роста цен на продукты питания являются климатические изменения – расширение пустынь и ухудшение качества почв. Особенно сильно они бьют по наиболее бедным странам в Африке, однако проблемы есть и за пределами Чёрного континента. Многие учёные связывают эти явления с глобальным потеплением – важным фактором которого, к слово, является производящее большие эмиссии СО2 животноводство.



В краткосрочной перспективе угрозы для продовольственный безопасности представляют временные, но резкие, скачки цен. Как правило, их причиной являются разнообразные стихийные бедствия. В условиях постоянно поджимающего спроса даже несильное снижение производства вследствие засухи может иметь серьёзные ценовые последствия.

В этой связи стоит упомянуть и финансовые спекуляции на рынках сельскохозяйственных товаров, сильно разросшиеся за последнее десятилетие. Основную проблему представляет та часть этих сделок, которая заключается непрозрачным образом вне бирж, т.к. это не позволяет регуляторам отслеживать попытки манипуляции рынком и мешает производителям качественно хеджировать (перекрывать с помощью производных финансовых инструментов, таких как фьючерсы и опционы) свои риски.


Проблема в распределении

Лауреат Нобелевской премии по экономике Амартья Сен в своём эссе "Бедность и голод" проанализировал голод 1943 года в Бенгалии, когда умерло около 3 млн человек. Он показал, что голод не был вызван экстраординарным падением урожая, ведь штат продолжал экспортировать еду в то самое время, когда миллионы его жителей умирали. Его вывод: вовсе не обязательно причиной голода является нехватка еды. Не меньшую роль играют социальные факторы – распределение доходов и еды, распределение собственности и контроль граждан над властями (Сен отмечал, что история не знает ни в одной работающей демократии, в которой случался бы голод).

По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН в мире производится достаточно еды, чтобы обеспечить каждому человеку питание на уровне 2,700 калорий в день. Считается, что для полноценного питания среднему человеку необходимо потреблять около 2,100 калорий в день. Мяса же достаточно всего 90 грамм в день. В современном мире потребляется, в среднем, больше.

Таким образом, проблема состоит не только и не столько в производстве, сколько в очень неравномерном распределении еды – и в её потерях.

Так, в среднем американцы могут потребить около 3,800 (в среднем во всех развитых странах – 3,400) калорий в день, однако реально потребляется всего 2,700. 1,100 теряется в процессе приготовления, портится или просто не доедается. При этом, мяса потребляется в среднем около 250 грамм на человека в день, значительно больше, чем это необходимо.

В развивающемся мире среднее количество доступной еды в день на одного человека равно около 2,600 калорий. Если экстраполировать на них американские потери при готовке и хранении – 29% – получится всего 1840 калорий на человека в день, т.е. недостаточно для полноценного питания. В Центральной же Африке – наиболее голодном регионе планеты – эта цифра ниже 1,300.


К сожалению, маловероятно, что жители развитых стран в одночасье откажутся от своих пищевых привычек. Так же маловероятно, что к аналогичным пищевым привычкам не будут стремиться жители стран развивающихся. Ввиду этого, вряд ли проблема разрешима без трагедий и голода сугубо рыночными методами – международному сообществу придётся стимулировать производство еды и снижение её потерь. Впрочем, реклама здорового образа жизни и здоровой диеты – которые, как раз, и соответствуют адекватным уровням потребления пищи – также необходима.
Павел Кухта
Левый берег