Вся правда о списании внешнего долга: реструктуризация или репарации?
18.09.2015 10:28

После того, как пиар власти, прежде всего, в исполнении премьера Яценюка, вокруг так называемого списания части внешних долгов несколько поутих, выяснилось, что слухи о славной победе правительства и лично министра финансов Натальи Яресько над комитетом кредиторов Украины оказались слишком преувеличенными.

Дело даже не в том, что вместо ранее заявленных 40% долговых обязательств, держателями которых являются частные кредиторы, были реструктуризированы всего 20%. Проблема в том, что при определенном уровне роста экономики Украина должна будет компенсировать, по некоторым оценкам, до 90% якобы списанных долгов в силу заложенного в условиях реструктуризации «инструмента возобновления стоимости» (Value Recovery Instrument, VRI). Причем этот механизм будет действовать до 2040 года! Иными словами, страна должна будет платить этакую «колониальную ренту», своего рода репарации.

Единственным способом избежать уплаты репарации станет отсутствие сколько-нибудь существенного роста экономики в ближайшие четверть века, то есть стагнация или дальнейший обвал экономики, что почти наверняка приведет к развалу страны.

Напомним, что речь идет о переговорах Украины с комитетом кредиторов, в который вошли представители ведущих западных инвестфондов, в том числе Franklin Templeton, BTG Pactual Europe LLP, TCW Investment Management Company и T.Rowe Price Associates Inc. Возглавляет комитет Franklin Templeton, располагающий украинскими бумагами на саму большую суму среди всех остальных. Эти фонды являются держателями внешних долговых обязательств Украины на сумму около $10 млрд по номиналу.

Правда, есть версия, что спекулянты приобретали эти бумаги на вторичном рынке минимум с 50% дисконтом. Указанные $10 млрд составляют примерно половину общей суммы долговых обязательств.

Переговоры были долгими и мучительными. Вела их лично министр финансов Наталья Яресько, имеющая репутацию сильного переговорщика и человека со связями в финансовых кругах США, хотя результаты реструктуризационной эпопеи вызывают серьезные сомнения. Кредиторы не хотели идти на уступки.

Чтобы надавить на них, в июне 2015 года Верховная Рада даже приняла специальный закон, позволяющий правительству в одностороннем порядке прекратить выплаты по внешнему долгу, что равносильно дефолту.

Но это был блеф: по информации, просочившейся в СМИ, заокеанские кураторы правительства были категорически против дефолта Украины в любом виде. Хотя теперь звучат мнения о том, что дефолт был бы выгоднее, чем реструктуризация на подобных условиях.

И все же, реструктуризация была крайне необходимой, как минимум, правительству. Прежде всего, она предусмотрена условиями программы кредитования МВФ, согласно которым в 2015-2018 годах Украина должна получить около $40 млрд, из которых прямое финансирование МВФ составит порядка $17,5 млрд, остальное – кредиты других международных организаций, а также $15,3 млрд– средства, сэкономленные при реструктуризации долга – то есть величина, сопоставимая с самим кредитом.

Как видим, указанные условия уже не выполняются, поскольку величина реструктуризации составила менее $4 млрд.

Кроме того, в сентябре и октябре 2015 года Украине нужно было погашать бонды на $500 млн и 600 млн евро соответственно. Подобная массированная выплата при нынешней крайне шаткой ситуации на валютно-финансовом рынке повлекла бы за собой очередной виток дестабилизации с непредсказуемыми последствиями.

Наконец, 27 августа на заседании Кабмина премьер Яценюк заявил, что правительству удалось списать 20% долговых обязательств или $3,6 миллиарда США.

«Мало кто надеялся на то, что Украина успешно завершит переговоры с внешними кредиторами. Ожидаемый нашими врагами дефолт не состоится. Украина достигла договоренностей с комитетом кредиторов относительно реструктуризации и частичного списания наших долгов… Стоимость обслуживания наших кредитов не повышается в общем объеме, который совершает государственный бюджет на обслуживание кредитов. В ближайшие четыре года Украины не будет погашать тело кредита и наши обязательства, которые мы должны были платить, начиная с 2015 года переносятся на четыре года», – поведал Яценюк.

В сообщении Министерства финансов говорится, что сумма может вырасти до $3,8 млрд, если будут реструктуризированы гарантированные государством облигации госпредприятий и бонды Киева.

В свою очередь, глава Минфина Наталия Яресько заявила, что уровень коммерческого долга страны уменьшится с около $19,3 до15,5 миллиарда, сроки погашения той части, которая не списана, будут перенесены на 2019-2027 годы. Яресько также отметила, что это соглашение укрепляет финансовую стабильность Украины и является важным шагом на пути к экономическому росту.

17 сентября Верховная Рада Украины утвердила законопроекты, подготовленные Кабинетом министров Украины необходимые для завершения реструктуризации внешнего долга Украины. За законопроекты проголосовали 308, 309, 307, 309 народных депутатов соответственно, из 226 минимально необходимых.

Как заявлял Премьер-министр Украины Арсений Яценюк, неприятие этого пакета законов могло привести к дефолту Украины.

Относительно законопроекта №3058 нужно отметить, что он предусматривает введение нового вида ценной бумаги - государственный дериватив, который будет размещаться государством на международных фондовых рынках и подтверждать обязательства осуществить выплаты владельцу этой ценной бумаги в случае достижения определенных показателей валового внутреннего продукта Украины.

Эмиссия государственных деривативов составит часть бюджетного процесса и не подлежит регулированию Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Соответствующие решения о размещении государственных деривативов и условия их размещения будут приниматься в соответствии с Бюджетным кодексом Украины и другими законами Украины, что регулируют такие правоотношения.

Согласно законопроекта №3059 «О внесении изменений в раздел XX «Переходные положення» Налогового кодекса Украины относительно особенностей налогообложения при реструктуризации государственного и гарантированного государством долга и его частичного списания» предусмотрены правила налогообложения доходов налогоплательщиков, которые являются заемщиками по внешним долговым операциям гарантированными государством.

Такие заемщики перечисленные в распоряжении Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы совершения сделок в отношении изменения условий заимствований по внешним долговым обязательствам» № 318-р от 4 апреля 2015 года. Соответственно, в случае, если во время осуществления долговой операции у таких субъектов будет возникать доход по правилам бухгалтерского учета, сумма такого дохода будет исключена из базы налогообложения налогом на прибыль предприятий.

В рамках реструктуризации, вместо евробондов с полным погашением в 2015—2018 годах, Минфин выпустит 9 новых серий еврооблигаций, выплата которых должна наступить с 2019-го по 2027 г.

Процентная ставка по каждой из них составит 7,75%. Это всего на 0,53% выше усредненной ставки ценных бумаг, по которым велись переговоры. С другой стороны, это очень высокие проценты, если учесть, что Греция платит 2,5% по своим долгам, Украина платит 2,1% под гарантии правительства США и около 3% по кредитам МВФ.

Впрочем, как оказалось, высокие проценты – это «мелочи». Выступая с официальными победными заявлениями и Яценюк, и Яресько умолчали, что договоренность с комитетом кредиторов включает вышеуказанный «инструмент компенсации стоимости». Смысл его состоит в том, что правительство взяло на себя обязательство в 2021-2040 годах, то есть в течение 20 лет, выплачивать кредиторам дополнительные средства, если номинальный ВВП страны превысит $125,4 млрд, причем, по данным МВФ, этой величины ВВП Украины может достигнуть до начала 2019 года, причем на конец текущего года экономика Украины оценивается в $84,3 млрд.

Если рост ВВП составит 3-4%, кредиторы получат 15% этого прироста, а если рост ВВП превысит 4% – 40% от прироста свыше 4%. Если в первые пять лет вводится ограничение размера компенсационных выплат на уровне 1%, то есть $1,25 млрд, то затем, если предположить, что экономика будет показывать рост на уровне 7-8%, кредиторы смогут дополнительно к процентам и телу кредита получать, по некоторым оценкам, порядка $3-4 млрд в год.

Кроме того, непонятной остается ситуация с еврооблигациями на сумму $3 млрд, которые в конце правления Януковича были размещены на ирландской бирже и выкуплены Россией. Если эти облигации не будут признаны коммерческими, то в конце 2015 года кредит придется отдавать Москве, иначе - дефолт.

В случае же, если Москва согласится с условиями реструктуризации, $600 млн из 3 млрд будут списаны, начало выплат отсрочено на 4 года, но Россия получит возможность по оставшимся $2,4 млрд получать многолетнюю компенсацию наравне с другими держателями украинских долговых обязательств.

Чтобы как-то оправдать столь, мягко горя, неоднозначные условия, Министерству финансов приходится, образно выражаясь, принимать крайне неудобные позы. В ведомстве напоминают, что за все время независимости только 9 из 24 лет рост ВВП превышал 3%, а посему, дескать, вероятность того, что кредиторам придется выплачивать большие компенсации в течение длительного времени является крайне незначительной.

В Минфине информируют, что, по оценкам МВФ, ожидаемые платежи Украины по компенсационным выплатам составят всего 0,3% ВВП в 2021—2025 годах и 0,6% ВВП в 2026—2040 год.

Таким образом, обещая на словах невиданный экономический расцвет Украины, особенно с началом полноценного функционирования зоны свободной торговли с Европой, нынешняя власть закладывает на ближайшую четверть века стагнацию или дальнейшее падение экономики. Компенсационные выплаты станут еще одним фактором сдерживания экономического роста и будут толкать страну к дальнейшей офшоризации,

В то же время, МВФ уже в 2016-м ожидает рост украинской экономики в пределах 2%. Стремительное падение экономики в 2014-2015 годах вполне может смениться так называемым эффектом отскока и определенным ростом, обусловленным хотя бы даже крайне низкой базы сравнения, сформированной падением.

Есть вероятность того, что в 2021 году экономика покажет рост выше 3% ВВП. По некоторым данным, с МВФ обсуждались модели, согласно которым реальная стоимость компенсаций может составить 16-19% от суммы реструктурированного долга.

Весьма показательной является реакция международных рейтинговых агентств на информацию о реструктуризации части украинских долгов. В то время как правительство и лично Яценюк тщетно пытались преподнести соглашение как выдающуюся победу, агентство Fitch оценило соглашение как провальное, вследствие чего понизило рейтинг Украины с «СС» до «С», следующим за которым идет рейтинг «D», то есть дефолт.

Вслед за Fitch, свои комментарии относительно украинского долга перед Россией обнародовало агентство Bloomberg: «У Украины, по существу, нет других вариантов, кроме как выплачивать свой долг — иначе Киеву грозит прекращение кредитования со стороны Международного валютного фонда.

Правила МВФ не предусматривают выдачи кредитов для государств, которые не соблюдают свои обязательства. Что же касается государственного долга Украины, то эксперты МВФ пришли к заключению, что еврооблигации Украины на $3 млрд, принадлежащие России, являются государственным, а не коммерческим долгом».

Впрочем, вопрос о том, является долг перед Москвой государственным или коммерческим, похоже, висит в воздухе, многое здесь будет зависеть от позиции самой России, а там пока настроены получить до конца 2015 года свои деньги сполна.

Наконец, агентство Standard and Poor's отметило, что дефолт Украины состоится по долговым обязательствам в иностранной валюте, при этом как мораторий на выплаты, так и реструктуризация еврооблигаций будут считаться случаями дефолта. Иными словами, эксперты агентства считают реструктуризацию одной из форм дефолта.

Реструктуризация имеет, так сказать, политико-криминальный аспект. По сути, речь идет о многолетней дани, которую Украина обязуется платить финансовым спекулянтам, среди которых, возможно, есть и представители семьи объявленного вне закона экс-президента Януковича, о чем ранее заявляла сама Наталья Яресько.

Также среди кредиторов будут фигурировать российские банки, которые традиционно были крупнейшими покупателями украинских облигаций.

Есть и моральный аспект. Даже самые рьяные сторонники нынешней власти и западных «ценностей» не смогут отрицать, что западные кредиторы хотят неплохо нажиться на Украине, истерзанной войной и глубочайшим социально-экономическим кризисом. Соглашение о реструктуризации обеспечивает подобному плану юридическое обеспечение сроком на 25 лет.

Но другого выхода у представителей парламентского большинства нет, а потому соглашение было утверждено Верховной Радой, поскольку речь идет о сохранении нынешней власти.

Член коалиции, лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко в Раде прямо заявила, что никакого списания внешнего украинского долга нет. Есть реструктуризация и отсрочка. А на остаток долга, который не подлежит списанию, процент выплаты увеличивается с 7,25 до 7,75. По рассчетам Тимошенко, это значит плюс 15 миллиардов гривен к сумме долга.

Но…

Во-первых, «повесив» на страну обязательства по многолетней уплате мзды спекулянтам, правительство не испросило ни у кого разрешения. Ведь никаких директив и распоряжений Яресько и Яценюку никто не давал.

Все это очень напоминает ситуацию вокруг газовых контрактов: напомним, что при Януковиче экс-премьеру Юлии Тимошенко и бывшему руководству «Нафтогаза» инкриминировали именно самовольное заключение в январе 2009 года контракта с «Газпромом» без получения соответствующих директив от Кабмина и президента. Похоже, нынешние переговорщики, равно как и все правительство и, прежде всего, Яценюк, стремятся поделиться ответственностью с коллегиальным органом, каковым является парламент.

Во-вторых, правительство согласно на любые условия, лишь бы только втиснуть макроэкономические параметры в рамки соглашения с МВФ, чтобы получить доступ к займам фонда, Всемирного банка, других государств и международных организаций и удержать экономику от коллапса с непредсказуемыми последствиями уже этой осенью.

Тем самым, правительство решает проблему своего выживания, перебросив свою ответственность на граждан страны, которым придется расплачиваться за все в течение четверти века.