В августе этого года ветерану Уолл-стрит Ирэн Бергман исполнится 100 лет. Несмотря на возраст, она продолжает успешно управлять ценными бумагами своих клиентов. Bloomberg Business написал профайл этой удивительной женщины, а «Секрет» выбрал из него самое важное.
Начинающим брокерам Ирэн Бергман может дать один важный совет: «Не совершайте глупостей». В свои 99 лет финансовый консультант компании Stralem & Co продолжает работать прямо из своей квартиры в Нью-Йорке, увешанной полотнами голландских мастеров. «Обдуманные вложения всегда принесут прибыль», — продолжает она.
Большинство инвесторов зациклены на быстрой прибыли, но это неправильно. Должно пройти как минимум три года, прежде чем станет понятно, удачными ли были инвестиции. «Но не бойтесь пересматривать свои решения, — говорит она. — Если исследования говорят, что нужно менять стратегию и действовать, делайте это».
«Чем дольше я в этом бизнесе, тем большим пессимистом становлюсь», — продолжает Бергман. Сегодня акции, по её мнению, стали стоить неоправданно дорого: «Я могу определить игру на повышение, когда смотрю на биржевые котировки, так как помню, сколько бы эти акции стоили сорок лет назад».
Один из самых старых работников в сфере, которой управляют мужчины вполовину младше Ирэн, она обладает уникальным опытом. Раньше, когда на Уолл-стрит главными были небольшие частные фирмы, основанные немецкими евреями в конце девятнадцатого столетия, порядки были образцовыми, считает Бергман.
Сегодня атмосфера в Финансовом квартале изменилась — все конкурируют между собой, думают только о прибыли. «Теперь на Уолл-стрит чаще можно получить нож в спину», — говорит Ирэн.
В своей квартире в самом центре Манхэтенна Бергман живёт больше 60 лет. Гостям здесь предлагают водку или виски, едва те сядут в антикварные кресла, сделанные в Европе ещё до Первой мировой войны. Круглосуточно при Ирэн дежурят четыре её личных ассистента: в любой момент 99-летнему трейдеру может понадобиться связаться со своей компанией Stralem & Co.
Когда ей приходится изучать конкретные ценные бумаги, Бергман подключает к работе всех, включая председателя правления компании. Ирэн никогда не выходила замуж и даже не думала заводить детей — работать на фондовой бирже она мечтала ещё со школьной скамьи. Впрочем, сейчас вместе с ней живёт мальтийская болонка по кличке Фанни.
Главным ориентиром в карьере для Бергман был её отец, который работал до Второй мировой войны на Берлинской бирже. «В его присутствии мир оживал, — вспоминает 99-летний трейдер. — В своих школьных эссе я писала, что хочу быть похожей на него». Когда к власти в Германии пришли национал-социалисты во главе с Гитлером, Ирэн пришлось забыть о своих мечтах.
Нацисты преследовали семью Берман сначала в Германии, а затем и в Нидерландах. В итоге им удалось уехать в США, где в 1942 году Ирэн стала работать банковским секретарём. Пятнадцать лет спустя она устроилась в инвест-банк Hallgarten & Co и начала работать на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Женщин на Уолл-стрит тогда было мало, поэтому Бергман пришлось менять работу, пока в 1973 году она не попала в Stralem & Co, где к ней впервые стали относиться как к равной. Сегодня эта компания управляет активами почти на $2 млрд и занимается мониторингом рынков.
Ирэн работает в инвестиционном комитете и персонально занимается деньгами 11 клиентов. Ежедневно ходить в офис она перестала только в декабре прошлого года.
Ирэн не соблюдает никакую особую диету, а своё долголетие объясняет хорошими генами. Впрочем, немалую роль играет и физическое развитие: до 80 лет она занималась верховой ездой.
Выходить на пенсию Бергман отказалась осознанно, чтобы держать свой ум в тонусе. Большое влияние на неё оказал послевоенный опыт. Вернуться к прежнему уровню жизни Бергманы смогли только через десять лет после переезда в Нью-Йорк. Поэтому сам процесс накопления капитала для Ирэн принципиально важен.
«Сегодня инвесторам работать стало гораздо проще — они могут за несколько часов продать большие пакеты акций. Раньше для этого потребовались бы недели», — говорит Бергман. С другой стороны, в том, что всё стало происходить быстрее, Ирэн видит и недостаток: на биржу приходят люди без особых способностей, а излишняя спешка только вредит качеству их работы.
Начальник отдела трейдинга в Stralem & Co Филипп Лабон уверен, что именно присущая Ирэн осторожность в делах лишь укрепляет лояльность клиентов: «За 20 лет моей работы в фирме я ни разу не видел, что от неё кто-нибудь уходил. Разве что некоторые счета закрывались после смерти их владельцев», — говорит он.
«Самое важное в этом бизнесе — добиться доверия клиентов», — продолжает советовать Ирэн. Благодаря тому что она богата, ей всецело доверяют: раз ей удалось так приумножить свой капитал, то и с их деньгами она сделает то же самое.
Единственное, о чём жалеет Ирэн, так это о том, что в своё время она не оценила потенциал акций Apple: «Я проворонила их. Для меня это всё было уже слишком», — говорит она.
Но Бергман советует брокерам не бояться нести ответственность за свои решения: «Я всегда делала только то, что считала нужным, — поэтому винить в своих промахах кого-то другого я не могу».