Кто не любит перекусить за просмотром интересного кино? Однако далеко не каждый режиссер заботится о чужом аппетите: от некоторых блюд, употребляемых героями фильмов, попкорн может натурально встать поперек зрительского горла. Мы вместе с порталом Film.ru вспомнили десять кинокартин, персонажи которых по разным причинам съели нечто такое, о чем не принято говорить в приличном обществе.
Забавная ферма (Funny Farm, 1988)
Заставить серьезного человека съесть какую-нибудь дрянь – что может быть веселее? Так решили создатели комедии «Забавная ферма», герой которой, спортивный журналист из Нью-Йорка Энди Фармер (Чеви Чейз), переезжает с женой в Вермонт и, не будучи знакомым с сельской кухней, лопает в местной таверне блюдо, на поверку оказывающееся бараньими тестикулами. Нужно видеть глаза Чеви Чейза, когда становится ясно, из чего на самом деле изготовлена «ягнячья поджарка»!
К чести режиссера, «Забавная ферма» вовсе не ставит за цель доконать аудиторию шутками «ниже пояса» – достаточно сказать, что видавший виды король кинокритиков Роджер Эберт, весьма чуткий ко всякого рода пошлости, был картиной Джорджа Роя Хилла совершенно восхищен, называя ее «маленьким чудом».
Соглашаясь с экспертом, многие зрители считают, что эта комедия затыкает за пояс даже прославившие Чейза хитовые «Каникулы». О вкусах, конечно, не спорят – кого-то смешат дохлые собаки и пьяные дети, а кому-то милей бараньи яйца, – но прислушаться к гласу народа в таких случаях всегда имеет смысл.
Индиана Джонс и Храм судьбы (Indiana Jones and the Temple of Doom, 1984)
Согласно сюжету ленты Стивена Спилберга «Индиана Джонс и храм судьбы», на званом обеде американскому археологу и его друзьям предлагается отведать «блюда индийской кухни» – змею, фаршированную живыми угрями, запеченных гигантских жуков и суп из глазных яблок.
На десерт идет охлажденный обезьяний мозг прямо в черепах, с которых предусмотрительно срезали крышку. В фильме подобное меню заставило кое-кого из гостей свалиться в обморок, в реальной же, не киношной Индии оно вызвало нешуточный скандал, приведший к временному запрету спилберговской картины.
Можно любить или не любить индийскую кухню, но перечисленные в фильме «лакомства» в ней отсутствуют (хотя есть свидетельства того, что обезьяний мозг когда-то ели в Африке и Китае, а насекомых и сегодня активно потребляют в Таиланде). Собственно, по этой причине Спилберг и не получил изначально разрешения на съемки в Индии: сценарий там сочли расистским и потребовали переделать. Режиссер отказался, и в итоге ленту пришлось снимать в оказавшейся более сговорчивой Шри-Ланке, а сцена банкета стала одним из ее подлинных украшений.
Пусть даже в злополучном «обеденном эпизоде» все выдумано от начала и до конца – это все равно смешно.
Поцелуй вампира (Vampire's Kiss, 1988)
Достоверно не известно, действительно ли героя Николаса Кейджа, литературного агента по имени Питер Лев, укусил вампир или сей господин просто тронулся умом, однако внешние признаки его постепенного превращения в кровососа присутствуют в комедийном хорроре Роберта Бирмана «Поцелуй вампира» в ассортименте: Лев демонстрирует боязнь дневного света, неуемный сексуальный голод, спанье под диваном (почти как в гробу!) и на закуску – поедание живых тараканов.
Кейдж, всегда подходивший оригинально к выбору ролей, не стал спорить с тем, что искусство требует жертв, и действительно сожрал огромное насекомое перед камерой.
Кто-то скажет, что ничего такого сногсшибательного актер не сделал: в той же Азии, например, жуки и тараканы – популярный деликатес. И это все, конечно, так, но даже во всеядном Таиланде насекомых перед употреблением обжаривают со специями в масле.
Похрустеть чем-то по вкусу напоминающим чипсы – это одно. А вот съесть живого таракана, дергающего лапками… Мы бы на всякий случай не советовали вам это повторять в домашних условиях.
Живая мертвечина (Braindead, 1992)
В культовой новозеландской зомби-комедии Питера Джексона еде и связанным с ней рефлексам отведено самое пристальное внимание. Так уж вышло, что мать главного героя, укушенная бешеной обезьянокрысой с острова Черепа, разлагается заживо. В этом состоянии ей приходится принимать гостей и угощать их обедом, в результате чего решивший дождаться десерта мистер Матесон ест и нахваливает пудинг с гноем, а сама хозяйка жует упавшее в тарелку собственное ухо.
Этим малоаппетитным эпизодом молодой постановщик не ограничился: в одной из следующих сцен он появляется уже собственной персоной в роли рассеянного помощника бальзамировщика и поедает сэндвичи, которые за неимением стола разложил прямо на готовящемся к похоронам трупе.
«Живая мертвечина», считающаяся одним из самых мясорубных сплэттер-фильмов всех времен (до этого еще никто не пытался шинковать зомби газонокосилкой), вышла в свет в 1992 году; с тех пор утекло немало воды, да и сам Питер успел сменить творческое кредо, обосновавшись в Голливуде и переключившись с «ужастиков» на подростковые фэнтези-саги по мотивам книг Дж. Р.Р. Толкиена.
Но использовать гной в качестве варенья ни до, ни после него никто больше так и не осмелился.
Экзистенция (Existenz, 1999)
Компьютерная игра нового типа, в которую в один прекрасный день проваливаются центральные персонажи канадского сай-фая «Экзистенция», до ужаса похожа на нашу с вами реальность. Виртуальный мир даже можно было бы перепутать с настоящим, однако…
Зоркому зрителю все становится ясно, когда, заказав в китайском ресторане фирменное блюдо (оказавшееся набором мерзких на вид амфибий-мутантов), герой Джуда Лоу играючи конструирует из обглоданных костей пистолет и заряжает его собственными зубами.
Способно ли такое «органическое оружие», нераспознаваемое металлодетекторами, стрелять? Еще бы. Когда у руля постановки стоит сам Дэвид Кроненберг – попробовало бы только не выстрелить…
Ганнибал (Hannibal, 2001)
Вы, конечно, знаете доктора Ганнибала Лектера – утонченного каннибала, за последние пару десятков лет превратившегося в одно из главных голливудских кинопугал наравне с Фредди Крюгером, Джейсоном Вурхисом, Кожаным Лицом и Майклом Майерсом. Доктор Лектер предпочитает есть на обед печень неприятных ему людей с зеленым горошком и бутылочкой кьянти.
Но в ленте «Ганнибал» он несколько отступает от традиции: дабы сделать приятно симпатичной даме из ФБР по имени Кларисса Старлинг, доктор сажает перед ней накачанного наркотиками грубияна Пола Крендлера из департамента юстиции, срезает Крендлеру крышку черепа и режет его мозг ломтиками, которые обжаривает и скармливает их же владельцу.
В фильме Ридли Скотта дама не оценила эффектного жеста и к трапезе не присоединилась, чего не скажешь об исходной книге Томаса Харриса… Впрочем, согласно сюжету литературного «Ганнибала» Кларисса, как и ее освежеванный недоброжелатель Крендлер, находилась под действием психотропных веществ, а в таком состоянии чего только не съешь.
Король вечеринок (Van Wilder, 2002)
Враждующие студенческие братства к каким только ухищрениям ни прибегают, лишь бы насолить конкурентам. В «Короле вечеринок» в ход идут булки, заправленные вместо майонеза… собачьим семенем – под видом подарка от девушек-поклонниц злоумышленники подбрасывают их в корзинке к чужому крыльцу.
После чего камера долго и злорадно смакует то, что, пожалуй, ни в каком даже порно не увидишь. Если бы предназначалось данное блюдо не отрицательным героям, смотреть на это было бы совсем тяжело – но, к счастью, угощаются им первостатейные ублюдки, что несколько примиряет зрителя с омерзительной, без дураков, ситуацией.
Выпущенная вдогонку к «Американскому пирогу» лента Уолта Беккера была достаточно популярной, дабы породить целых два продолжения, однако вряд ли Райан Рейнолдс сегодня гордится тем, что исполнил в ней главную роль: кроме его имени и возмутительной сцены с доением собаки, среднестатистический зритель об этом фильме сегодня ничего не помнит.
Впрочем, это был еще не венец комедийной карьеры Райана: несколькими годами позже он снялся в другом гастрономическом кошмаре – комедии «Большая жратва», в которой залихватски кормил посетителей ресторана соплями и прочей гадостью. Какой из этих двух киношедевров менее подходящ для просмотра за романтическим ужином, так с ходу и не скажешь.
Спасительный рассвет (Rescue Dawn, 2006)
Кристиан Бэйл известен своей вдумчивой работой над персонажами – достаточно посмотреть на него в «Машинисте», чтобы поверить, что для роли живого скелета, в которого от вечной бессонницы превратился его персонаж, актер сбросил 30 килограммов.
В «Спасительном рассвете» для роли американского военного летчика, сбитого над Лаосом, Кристиан снова похудел на 27 кг, по ходу дела приобщившись к азиатской кухне в не самом аппетитном ее проявлении: сыгранный им военнопленный Дитер Денглер с удовольствием ест на экране личинок, запихивая их в рот горстями.
Личинки для фильма Вернера Херцога использовались самые настоящие – никакой компьютерной графики. Кристиан посчитал, что в кинокартине, в основу сюжета которой легла реальная история, все должно быть «по-чесноку». «Это были настоящие личинки. Очень даже настоящие, – рассказывал он позже. – Для меня было не проблемой ими закусить, но сперва я поинтересовался их происхождением.
Где этих личинок откопали?» Личинки, как выяснилось, имели вполне приличную родословную, так что больше у актера вопросов не возникло. После окончания съемок сцены, от которой у любого зрителя способен перевернуться желудок, Бэйлу заботливо выдали зубочистку.
Олдбой (Oldboy, 2003)
Экранизация культовой манги «Олдбой», осуществленная режиссером Пак Чхан-Уком, предлагает зрителю сцену, в которой главный герой О Дэ Су поедает живого осьминога. Данная гастрономическая традиция не то чтобы чужда Южной Корее, но обычно осьминога перед употреблением режут на кусочки, здесь же актеру Чхве Мин Сику пришлось буквально рвать животное зубами.
Знаменитую сцену сняли с четвертого дубля, что стоило жизни четверым осьминогам, и перед поеданием каждого актер произносил молитву и просил у Будды прощения. От самого блюда он остался не в восторге, найдя его «слишком соленым».
Позже, получая Гран-при на Каннском фестивале, постановщик ленты в числе прочих участников проекта поблагодарил и осьминога – правда, не уточнил, которого именно из съеденной четверки он имел в виду. Заметим, что в американском ремейке 2013 года сцена с октопусом хоть и присутствует, там уже никого на части не рвут.
И это, в общем, понятно: тем, кто в Голливуде осмеливается шутить подобным образом с обществом защиты животных, прямая дорога в лузеры бокс-офиса.
С кем переспать?!! (The To Do List, 2013)
В комедии 1981 года «Гольф-клуб» (к слову, с Чеви Чейзом в главной роли) есть знаменитая сцена с бассейном, в который кто-то бросил шоколадный батончик. Дети в ужасе бегут из воды прочь, а чистильщик бассейна, распознав в коричневой субстанции вполне безопасное лакомство, с удовольствием им закусывает, вызывая обмороки у присутствующих.
В ленте «С кем переспать?!» работники бассейна решили подшутить над своей коллегой Бренди (Обри Плаза), подбросив в воду уже вполне настоящую какашку. Чтобы доказать, что ее на мякине не проведешь, Бренди вылавливает и демонстративно ест «шоколадку»…
Это, конечно, далеко не первый случай, когда персонажи кино закусывали фекалиями – вспомнить можно и «120 дней Содома», и «Американский пирог 3», – но там персонажи хотя бы сознавали, что именно они кладут себе в рот.
«Я отнеслась к этому просто как к горькой пилюле, которую надо проглотить, – делилась Плаза впечатлениями после съемок. – То есть я понимала, на что иду. Но по-настоящему вы никогда не знаете, как это будет выглядеть, когда вам нужно съесть перед камерой кусок дерьма». Что ж, Обри, оператор не сплоховал: по итогу все именно так и выглядело.