Почему бы нам не вспомнить классику – проверенные временем мелодрамы и романтические комедии? Представляем вашему вниманию перечень самых романтичных лент, вышедших не менее десяти лет назад и до сих пор любимых зрителями.
«Реальная любовь/ Love Actually» (2003)
Романтики мало не бывает! Зачем рассказывать одну любовную историю, если в два экранных часа можно втиснуть десяток нежных, забавных и неожиданных романтических сюжетов? Именно так поступил в своем режиссерском дебюте британский сценарист Ричард Кертис, собаку съевший на ромкомах и показавший 13 лет назад, что этот жанр еще далеко не исчерпан.
Пожалуй, главная прелесть «Реальной любви» в том, что в картину вошли самые разные истории, от счастливых до печальных и от трогательных до фарсовых. И каждая получилась по-своему замечательной. Немало режиссеров и сценаристов с тех пор пытались подражать Кертису, но никому не удалось создать столь же блестящую любовную антологию.
«История любви/ Love Story» (1970)
Даже если вы никогда не видели классическую голливудскую мелодраму Артура Хиллера, вы знаете ее сюжет, потому что за последние полвека он был использован в десятках романтических постановок. Парень любит девушку, девушка любит парня, но в их страстные отношения вмешивается смертельная болезнь…
Во времена, когда 80-миллионные сборы первого «Крестного отца» считались потрясающим достижением, «История любви» собрала в мировом прокате более 130 миллионов долларов.
В пересчете на инфляцию она до сих пор остается одной из самых коммерчески успешных лент в истории США. Но, конечно, ее вклад в историю кино не в этом, а в том, что она все еще остается одним из главных шедевров слезоточивого жанра «он, она, любовь и рак».
«Перед рассветом/ Before Sunrise» (1995)
Чтобы снять замечательный романтический фильм, не обязательно тратиться на трюки, эффекты и массовки. Американский артхаусный постановщик Ричард Линклейтер в своей лучшей картине обошелся всего тремя персонажами – мужчиной, женщиной и Веной, на улицах которой герои проводят ночь, случайно познакомившись в поезде.
Сюжет фильма был навеян реальной историей из жизни режиссера, и картина получилась удивительно прочувствованной, свежей и интеллигентной – отличный подарок для публики, которой претят мейнстримные голливудские романтические ленты. В дальнейшем Линклейтер снял два сиквела, рассказавших о последующей жизни Джесси и Селин, но в золотой фонд мирового кино вошел только «Перед рассветом».
«Касабланка/ Casablanca» (1942)
В начале Второй мировой войны многие в США полагали, что страна не должна вмешиваться в европейский конфликт и что американским солдатам не стоит умирать за чужие государства.
Поскольку среди влиятельных голливудцев было много эмигрантов, сохранивших связь с Европой, они пытались убедить публику, что Гитлер – угроза для своего человечества, и создавали фильмы вроде классической «Касабланки», главным героем которой был американец, живущий во французской колонии в Африке.
В первую очередь режиссер Майкл Кертис (эмигрант из Венгрии) снял военную картину, но сейчас «Касабланку» помнят и обожают как душевнейшую мелодраму о людях, которые любят друг друга, но ставят долг выше нежных чувств.
«Анжелика – маркиза ангелов/ Angelique, marquise des anges» (1964)
Несколько лет назад французы сняли новую экранизацию «Анжелики». Но зачем было тратить время и деньги, если фильм Бернара Бордери все еще считается классикой европейского романтико-приключенческого кино?
Напомним, что действие «Анжелики» развивается во Франции XVII века и что картина рассказывает о юной красавице, которую насильно выдают за одного из богатейших людей страны.
Поначалу Анжелика презирает своего уродливого супруга, но со временем она осознает, что граф де Пейрак – один из благороднейших и добрейших мужчин Франции. Так завязывается страстный роман, который развивался на протяжении еще четырех картин о приключениях Анжелики и ее мужа.
«Грязные танцы/ Dirty Dancing» (1987)
В начале 1990-х актриса Дженнифер Грей уничтожила свою карьеру, когда сделала ринопластику и уменьшила свой «еврейский» нос. Интересно, чем она думала, если ранее именно типичная «этническая» внешность принесла ей ее самую известную роль – роль дочери состоятельного врача, которая влюбляется в нищего, но исключительно обаятельного преподавателя танцев?
Фильм Эмиля Ардолино был основан на воспоминаниях сценаристки Элеанор Бергштейн о ее молодости в Америке 1960-х и о трениях между разными народами, и потому актриса с менее выдающимся «румпелем» на роли Бэби не подошла бы. Впрочем, главной звездой «Грязных танцев» все же был Патрик Суэйзи. Он уже был известен зрителям, но «Танцы» (и, конечно, его танцы с Грей) сделали его настоящей экранной знаменитостью.
«Ромео и Джульетта/ Romeo and Juliet» (1968)
Рассказывая о мелодрамах, ставших киноклассикой, мы не могли упустить из виду «двойную классику» – лучшую в истории экранизацию легендарной пьесы Вильяма Шекспира. Голливудцы, правда, обычно ставят на первое место свою «Вестсайдскую историю», осовремененную интерпретацию «Ромео и Джульетты».
Но нам американский патриотизм не указ, и мы предпочитаем аутентичное европейское кино с британскими звездами, итальянским режиссером Франко Дзеффирелли и подлинными средневековыми зданиями в кадре. Восхитительный пример постановки, которая уважает прошлое и при этом передает не только букву, но и душу великой трагедии.
«Как украсть миллион/ How to Steal a Million» (1966)
При всей любви, которую к этой восхитительной авантюрно-романтической комедии питают на Западе, у нас фильм Уильяма Уайлера всегда любили сильнее. Наверно, тут дело в том, что для советских зрителей «Как украсть миллион» был воплощением притягательного западного гламура, одновременно стильного и ироничного.
Кроме того, действие фильма вращалось вокруг состояния, нажитого незаконным путем (торговлей подделками), и это превосходно рифмовалось с коммунистической идеологией.
Сейчас эта идеология у нас уже не государственная, но «Как украсть миллион» остается превосходным романтическим кино, идеально подходящим для представителей обоих полов. Чего, к сожалению, о многих фильмах этого направления не скажешь…
«Привидение/ Ghost» (1990)
«Пока смерть не разлучит нас» – сильные слова, но недостаточные для настоящего романтика. В мистической драме Джерри Цукера главный герой даже после своей гибели продолжает заботиться о любимой девушке и защищать ее от убийцы и предателя.
Когда картина создавалась, ей прочили провал, поскольку она сочетала признаки множества жанров, не поддавалась строгой классификации и выделялась на фоне голливудского мейнстрима. Но любовь победила скепсис, и «Привидение» почти сразу после выхода в прокат было признано современной классикой.
Отметим, что это второй в нашем хит-параде фильм, где главную роль сыграл Патрик Суэйзи – определенно один из самых романтических актеров в истории Голливуда.
«Римские каникулы/ Roman Holiday» (1953)
Когда Грегори Пек и Одри Хепберн начинали сниматься в комедийной мелодраме Уильяма Уайлера, Пек считался единственной звездой постановки. Предполагалось, что в титрах только его имя будет написано крупным «звездным» шрифтом. Однако ближе к концу съемок Пек настоял на том, чтобы Хепберн, в то время начинающая киноактриса, также получила свой «звездный» титр.
И это было не проявление галантности, а трезвая оценка реальности. «Каникулы» – история о юной принцессе, которая сбегает из посольства своей страны в Риме, чтобы хотя бы на время почувствовать себя обычной девушкой, – получился фильмом не Пека, а Хепберн.
«Каникулы» сделали актрису звездой, а та, в свою очередь, сделала «Каникулы» одной из самых нежных и очаровательных голливудских романтических лент. Кстати, сценаристом фильма был Далтон Трамбо – знаменитый американский коммунист от искусства и герой недавно вышедшего байопика «Трамбо».
«Дневник памяти/ The Notebook» (2004)
Попросите современную американку, не задумываясь, назвать известный романтический фильм, и она с большой вероятностью вспомнит картину Ника Кассаветиса. Рассказывающая о любви длиною в жизнь душещипательная картина по мотивам романа Николаса Спаркса стала символом «женского» кино последних десятилетий.
Кто-то «Дневник» обожает, а кто-то по его поводу иронизирует, но равнодушным он не оставляет никого – вернейший призрак по-настоящему мощной постановки. Исполнитель главной роли Райан Гослинг как-то заявил в интервью, что фильм состоялся в первую очередь благодаря игре его партнерши Рэйчел МакАдамс.
При всем уважении к нему, Гослинг погрешил против истины. Успех «Дневника» был в первую очередь его заслугой, потому что зрительницы шли в кино не ради МакАдамс.
«Служебный роман» (1977)
Трудно придумать менее романтический зачин, чем «недотепистый мужчина заигрывает с непривлекательной начальницей, чтобы она повысила его по службе». Но напарники-драматурги Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский так развили этот сюжет, что создали один из лучших советских фильмов.
Оказалось, что вовсе не обязательно быть Венерой и Аполлоном, чтобы пережить романтическое приключение, и что даже советские бюрократические нравы не могут стать на пути у большой и чистой любви. При этом «Роман» великолепен не только как трогательная мелодрама, но и как уморительная комедия. Многие его шутки давно стали поговорками.
«Москва слезам не верит» (1979)
Всего несколько фильмов в истории советского кино получили «Оскар». Один из них – фильм Владимира Меньшова, удостоенный голливудской статуэтки в 1981 году. Откровенно говоря, «Тень воина» Акиры Куросавы тогда больше заслуживала победы в категории «лучшая картина на иностранном языке».
Но дареному коню в зубы не смотрят. К тому же награда «Москвы» отнюдь не была сугубо политическим жестом. Самая романтическая лента советского кино, рассказывающая о личной жизни московской «лимитчицы», заслуживала признания не только на родине, где она стала прокатным хитом.
Кстати, Меньшов узнал о своей победе из программы «Время» – его в Америку не пустили, и никто из советских чиновников не удосужился сообщить режиссеру о голливудском признании.
«Титаник/ Titanic» (1997)
Джеймс Кэмерон снимал одну из своих самых масштабных постановок как фильм-катастрофу с любовной линией. На деле, однако, обреченная любовь Джека и Роуз подмяла под себя грандиозные спецэффекты, и «Титаник» получился мелодрамой на фоне знаменитой трагедии «непотопляемого» океанского лайнера. Впрочем, Кэмерон никогда на это не жаловался.
Ведь фильм принес ему два «Оскара» (продюсерский и режиссерский) и бессчетные миллионы долларов – проценты от запредельного прокатного дохода «Титаника». Не будем сетовать и мы – следить за Леонардо Ди Каприо и Кэйт Уинслет куда приятнее, чем думать о том, сколько жизней унесло столкновение судна с айсбергом.
«Унесенные ветром/ Gone with the Wind» (1939)
Если американская политическая культура продолжит развиваться в том же направлении, в каком она развивается сейчас, то «Унесенных ветром» в скором времени признают преступлением против чернокожих американцев. Только подумайте – это фильм не о бравых неграх, сражавшихся за свободу во время Гражданской войны, а о белых богачах-южанах, заработавших состояния на эксплуатации рабов!
Но пока что никто из критиков «Унесенных» не снял столь же выдающуюся романтическую картину о XIX веке, мы продолжим считать полотно Виктора Флеминга главным достижением в этом жанре. Политика политикой, а любовь любовью, и они не должны мешать друг другу.
Ни в кадре, ни за кадром, в учебнике киноистории. Кстати, в пересчете на инфляцию «Унесенные ветром» и сейчас остаются самым финансово успешным голливудским фильмом. Если бы они вышли в 2016 году, их сборы составили бы 3,5 миллиарда долларов. Даже «Аватару» не удалось преодолеть эту планку.