Частное лицо в президентском кресле
23.09.2005 13:39
...которыми приводил в относительную норму полномочия собственного секретариата и Совета по национальной безопасности и обороне, часть зала довольно отчётливо аплодировала.

Кому предназначались эти аплодисменты? Нельзя отрицать, что частично, конечно, Президенту. Но в основном люди аплодировали самим себе, законности и здравому смыслу.

Ведь, если говорить откровенно, вот уже скоро год (а вообще-то – значительно больше), как Виктор Ющенко выглядит беспомощно и несерьёзно. Но, наверное, ещё никогда он не выглядел более жалко, чем в те дни, когда в парламенте шёл процесс утверждения нового премьер-министра.

Беспомощной и неуместной выглядела его речь, когда он в первый раз представлял кандидатуру премьера. Президент будто бы не понимал, что время высокопарной болтовни об интересах страны, о верности идеалам уже прошло, и что со взрослыми людьми, какими являются его соотечественники и их избранники в парламенте, надо говорить серьёзно и по делу.

Президент старательно делает вид, будто не существует вопросов, которые возникают сами собою, когда он оглашает свои решения, в том числе и последние указы. Если уж лишать СНБО полномочий, которых у этого органа не должно было быть по определению, то почему тогда не объяснить, как они у него появились? То же самое относится и к секретариату. Надо честно признать, что, по сути, то были решения самодержца, не связанного никакими законами. Это было открытое злоупотребление доверчивым энтузиазмом Майдана.

Президент может долго и проникновенно объяснять, как так получилось. Допустим, Юлии Тимошенко действительно было обещано премьерское кресло, и неловко было нарушить данные ей обещания. Но скажите, пожалуйста, какое дело народу Украины до личных секретных (еще и письменных – вот смех!) соглашений господина Ющенко с госпожой Тимошенко или с кем бы то ни было?! До сих пор, кстати, никто не задал Президенту этого вопроса вслух. Какое отношение вся эта закулисная суета имеет к тем принципам демократической жизни, в верности которым нам так безудержно клянутся?

Украина – не личная лавочка Виктора Ющенко. Ведь если действительно считаешь, что нормальное, без незаконных сдержек и противовесов, премьерство того или иного человека, будь то Юлия Тимошенко или Иван Пупкин, не может быть полезно Украине, то как можно приносить государственный интерес и законность в жертву своим личным понятиям о чести? Это ведь поведение сентиментального юнца, а не государственного мужа. История знает примеры таких сентиментальных юнцов на тронах. И особо с ними не церемонится.

Да что тут говорить, если едва ли не все основные назначения на государственные посты, которые произвёл Виктор Ющенко после вступления в должность Президента, продиктованы мотивами личного или группового свойства. Государственными должностями (читай - государственными интересами) Украины, он рассчитывался с теми, кто вместе с ним стоял… нет, не на Майдане, а НАД Майданом. Николай Томенко, конечно, проявил исключительную морозоустойчивость и ораторскую находчивость, но какой из него вице-премьер? Или кому-то это было неясно? Оксана Билозир, Роман Зварыч… Нужно ли продолжать перечисление?

К счастью, государственный интерес даже такой неопытной страны, как Украина, пусть со скрипом, но пробивает себе дорогу. Сегодня мы можем видеть первые признаки действия этого исторического закона. Судьбы частных лиц его не интересуют – он переступает через них или растаптывает их, даже не замечая этого.

Об этом невольно думаешь, наблюдая за телодвижениями в президентском кресле частного лица по имени Виктор Ющенко.