Банкуй, ребята!

Украина, дескать, не Россия и не Америка. У нас нет «пiдстав» для кризиса финансовой системы. НБУ – регулятор рынка на страже державных интересов и маленьких украинцев, посему не допустит разбалансировки финансов своими могучими резервами.

В начале октября во многих СМИ состоялся массированный выброс мажорной информации о положении дел в горемычном ныне «Проминвестбанке». Руководство «ПИБа» заявляло, что репутацию этой мощной финансовой структуры пытаются подмочить искусственно, и уверяло, что абсолютно никаких причин для паники нет. Многословие подкреплялось газетными «малюнками» структуры кредитов банка, которые должны были убедить публику, что хозяйство старейшего и крупнейшего банка находится на подъеме. И в сравнении с другими банками выглядит просто молодцом: отношение капитала к своим обязательствам, отношение прибыли к активам, отношение прибыли к статусному капиталу просто несопоставимы с показателями любого банка из топ-десятки.

Еще не все прочитали бодрые реляции «пибовцев» и заказных аналитиков, как в центральном офисе «Проминвестбанка» появилась сутуловатая фигура зампреда НБУ Владимира Кротюка. Лучшему банкиру Украины всех времен (с ним мог тягаться только вороватый гетман Павло Полуботок, слямзивший 200 тыс. золотых монет у царя Петра) было объявлено об отстранении от руководства банком и введении внешнего управления. Причиной столь тяжких мер для народного поэта Украины и фактического владельца ПИБ стала не только паника среди вкладчиков, но и снижение доверия к этому финучреждению со стороны VIP-клиентов. Со слов главы НБУ Стельмаха, за несколько дней в начале октября из банка вывели 1,8 млрд. грн.

Вот тебе и могучий и непоколебимый банк, со всеми его славными рейтингами, коэффициентами дееспособности и рентабельностью активов. Стоило вывести 18% депозитов, и трест лопнул. Не спасли и 5 млрд. грн, которые НБУ аварийно впрыснул в закрома банка.

Я не буду останавливаться на вопросе – была ли это спланированная акция недругов пана Матвиенко, не это главное. Главное то, что все наши банки – это замки из песка. Надутые спекулятивные пузыри. Что бы они о себе не говорили, стоит только обозначиться сквознячку легкой паники вкладчиков, и все их мнимое благополучие «возметает ветр от лица земли».

Народ давно усвоил незамысловатую истину, что особенно темпераментно «значные» люди начинают врать перед кризисом и перед выборами. Потому начал потихоньку дерибанить свои депозиты. И в начале октября финансовый рынок Украины затрясло. Несмотря на то, что НБУ 3 октября израсходовал из своих запасов $175 млн., курс доллара на межбанке подпрыгнул на 2%, до 5,35 грн/$. Срочно посовещавшись, Совет НБУ расширил рамки допустимых курсовых колебаний в два раза, до 8%, установив диапазон колебаний в коридоре от 4,55 –5,35 грн/$. Настоятельно было рекомендовано правлению НБУ поддерживать с помощью интервенций на валютном рынке этот коридор. В воздухе запахло грозой.

И 7 октября гривна обвалилась до 5,65 грн./ $. А 8 октября торги начались с отметки 5,7 грн./ $. Пришлось срочно продать по бросовой цене 5,0 грн/$ 200 млн. из валютных резервов НБУ. Рынок немного охладился. Однако на следующий день ситуация осталась напряженной, хотя Центральный банк продал ещё почти $500 млн. Стало ясно, что растущий спрос на валюту (это не было новостью, это явление было ожидаемым) может разнести в прах всю хлипкую финансовую систему Украины. По мнению аналитиков, чтобы держать статус-кво на межбанке, НБУ должен ежедневно проводить интервенции на сумму не менее $500 млн. Увы, но поддерживать такой темп НБУ был не в состоянии, т.к. по мнению специалистов «в структуре резервов много срочных депозитов и других срочных инструментов». К тому же доля самих долларов в резерве менее 45%, а евро упал по отношению к доллару до минимального значения в этом году.

На межбанке сложилась угрожающая ситуация. Кроме НБУ никто не предлагал валюты, следовали только заявки на её покупку. Таким образом, с 3 по 12 октября Центральный банк лишился около $1 млрд. И это только при первых легких признаках кризиса!

Понятно, что Украина не в силах действовать так, как Америка – национализируя системообразующие банки и подставляя крупным проблемным банкам плечо размером в $700 млрд., или как действует Россия – предоставлять из огромного стабфонда займы основным банкам для рефинансирования внешних долговых обязательств.

НБУ не сможет национализировать банки-банкроты, потому что по закону не имеет права владеть акциями банков. А имущество проблемных финучреждений, которое в виде залога может отойти главному банку Украины, он обязан выставлять на аукционы. Правительство же не может напрячься и купить покосившиеся или рухнувшие банки, т.к. требуется внесение изменений в бюджет на законодательном уровне. Да если бы и работала вновь распущенная Рада, главный вопрос остался бы – где взять средства? И без того не выполняется добрая сотня социальных программ, предусмотренных госбюджетом. Юлия Владимировна не в состоянии наскрести (хотя по привычке и наобещала людям) по одной тысяче гривен на нос обманутых вкладчиков «Ощадбанка», причем тающих на глазах от галопирующей инфляции.

Потому «совет мудрейших» при НБУ сделал незамысловатый ход. Чтобы сбить легкую панику (население еще не включилось, что скоро шарахнет по-настоящему), 13 октября НБУ запретил украинским банкам досрочно возвращать депозиты. Тем самым изъял из обращения законное право граждан распоряжаться своими кровными накоплениями. Таким образом, если срочно понадобятся деньги, например, для удаления аппендикса или для других срочных мероприятий по поддержанию организма в рабочем состоянии (да мало ли экстренных житейских обстоятельств, требующих незамедлительного финансирования), то граждане уже не смогут воспользоваться сбережениями, в очередной раз опрометчиво отданными на хранение спекулятивным организациям.

Никто не ведает, как долго продлится мораторий. Мабуть, до лучших времен. Повторюсь, мы находимся только накануне кризиса. К концу года исчерпает себя возможность нейтрализации торгового дефицита притоком иностранных инвестиций (более чем на половину спекулятивного свойства) при уже начавшемся в сентябре резком сокращении объемов производства экспортоориентированной металлургической отрасли.

К тому же прямо на глазах обостряется проблема обслуживания общего внешнего долга Украины. В нынешних условиях мирового финансового кризиса избыточны упования на внешние заимствования для рефинансирования долговых обязательств. Не лишне напомнить, что от «большого ума» внешний общий долг за последние 7 лет вырос с $12,7 млрд. до $110 млрд. Рост долга в последние 3 года перешел в самовоспроизводящийся режим. Причем большая часть долга припадает как раз на банки. Финансовые обязательства их перед нерезидентами за последний год увеличились почти в 2 раза. Причем доля внешнего финансирования в обязательствах 10-ти крупнейших банков Украины колеблется в диапазоне 40-63%.

Но финансовая пирамида из долговых обязательств не может расти до небес. Власти, как всегда, великодушно предложат гражданам выкарабкиваться из-под её обломков в индивидуальном порядке. В конечном итоге биомасса все равно будет платить за кризис из своего кармана. Такова неофициальная, но культивируемая парадигма наших социально ориентированных вождей.
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Владимир Поляков
Поделиться в Facebook
Последние новости