Бомарше на секретной службе

…создавая свои шедевры, вдохновляются стремлением компенсировать ярким вымыслом серость повседневной жизни.

Однако человек, о котором пойдёт речь, не может пожаловаться на скучную биографию. Действительно, хотя пьесы Пьера-Огюстена Карона де Бомарше до сих пор с успехом ставят в лучших театрах, реальная судьба этого драматурга гораздо увлекательнее всех перипетий его героев – настолько, что её описание читается как авантюрный роман.

Как он стал Бомарше

Для начала расскажем, как наш герой обрёл свою знатную фамилию. Родившись в семье часовщика Карона, Пьер-Огюстен до поры до времени не испытывал особого интереса к профессии отца, предпочитая ей амурные похождения.

Когда младший Карон в который раз вернулся с любовного свидания под утро, отец попросту выгнал 18-летнего Пьера из дому. Впрочем, вскоре старик смягчился и позволил сыну вернуться домой – с тем условием, что он отныне не будет думать ни о чём, кроме ремесла.

Нехотя смирившись со столь жёсткими условиями, Пьер погрузился в работу с часами. Вскоре он освоился с ней настолько, что улучшил анкерный спуск и сумел отстоять свои авторские права, когда один из знакомых попытался присвоить это изобретение. Узнав об этом, сам Людовик ХV заинтересовался нашим героем и заказал у него часы.

После этого круг клиентов молодого Карона стремительно вырос. Как-то в его лавку зашла молодая дама и попросила починить часы своего дряхлого мужа – контролёра военного интендантства Франке. Выполнив ремонт, Пьер собственноручно занёс часы заказчику. При этом он сумел настолько понравиться ревнивцу Франке, что стал другом его семьи, а вскоре и поверенным в делах.

А дела эти были не всегда чисты – Франке и его коллеги не гнушались брать взятки с подрядчиков и приписывать мнимые расходы. В результате, когда старик умер от инсульта, большая часть его доходов осталась у его сослуживцев, отнюдь не спешивших их вернуть.

Жаловаться Марии Франке было некому, ведь операции её мужа были незаконны и не могли быть оспорены в суде. Вот тут-то у Пьера и появился шанс показать всё, на что он способен. Сговорившись с вдовой, он засыпал коллег Франке письмами от придуманного им кюре покойного, в которых, грозя разоблачением их делишек, требовал вернуть мадам причитающиеся ей деньги.

Всполошившись, интенданты стали разыскивать знатного кюре, дабы передать через него деньги. Однако вместо духовника на назначенное свидание пришёл Карон и, заявив, что кюре занят и послал его, получил желанную сумму. Оценив ловкость Пьера, вдова Франке вскоре стала его женой, подарив ему, кроме всего прочего, титул «де Бомарше» в честь одного своего поместья.

Вот как надо спасать честь семьи!

В феврале1765, когда Бомарше уже год был младшим компаньоном миллионера Дюверне, два неприятных события всколыхнули его душу.

Сначала был подписан Парижский договор, по которому Франция отдавала Англии большую часть своих колоний. Только Луизиана, загодя переданная союзной Испании, избежала этой участи.

А потом пришло письмо из Мадрида, в котором сестра Лиза сообщала Карону о том, что её жених Хосе Клавихо отказывается от брака. Этой ситуацией решил воспользоваться Дюверне. Он настоял, чтобы Пьер отправился в Мадрид ко двору Карла III и, решая свои семейные проблемы, заодно втайне от Англии договорился о совместном владении Луизианой.

В Мадриде Бомарше снял комнату в доме, где жил Клавихо. Не раскрывая своего имени, он познакомился с обидчиком Лизы и в ответ на вопрос, что его привело в Испанию, рассказал Хосе историю о неком проходимце, который 2 года назад обещал жениться на его сестре, добился под этим предлогом должности главного архивариуса, а, разбогатев, стал под разными предлогами тянуть со свадьбой, параллельно распространяя грязные слухи о своей невесте. Изложив всё, Пьер встал и крикнул в глаза Клавихо: «Эта девушка – моя сестра, а этот негодяй – вы!»

Грозя дуэлью, Бомарше добился от Хосе бумаги с признанием в своём недостойном поведении. Однако уже через день Клавихо написал Пьеру, что хочет стать мужем его сестры. Лиза согласилась, но только нотариус заверил подписанный ей и Хосе договор, жених куда-то исчез. А вскоре один испанский офицер сообщил Карону, что по доносу Клавихо его вот-вот арестуют за принуждение к браку, и посоветовал бежать…

Бомарше отправился к графу Валю, бывшему министру Карла III. Показав графу письма Клавихо, он убедил его в своей невиновности. Именно с подачи Валя Клавихо лишился места в архиве, а с Бомарше сняли все обвинения и помогли найти достойную пару для Лизы. А вскоре сам Карл III пригласил Пьера во дворец и по ходу светской беседы о его несчастьях довольно легко согласился на учреждение совместной Луизианской концессии на условиях, выгодных для Парижа…

(Окончание следует)
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Александр Заблоцкий
Поделиться в Facebook
Последние новости