Орденоносцы, стройся!

О выдающемся орденоносце Леониде Брежневе, у которого все медали на груди не помещались, даже шутка такая ходила, мол, в связи с нехваткой места для орденов, предлагаем считать спину грудью!

Впрочем, традиция орденов – отнюдь не советское изобретение. Еще в 1698 году Петром Первым был учрежден первый в России орден Святого Андрея Первозванного. Им награждали за воинские подвиги и успешную государственную деятельность.

Орден представлял собой золотой крест, окаймленный голубой лентой, который красовался на серебряной восьмиконечной звезде, крепленой к золотой цепи. В центре звезды облюбовал место двуглавый орел с тремя коронами, на груди которого помещался косой синий крест. Поговаривают, орден с орлом достался даже Ивану Мазепе. Уж больно любил его Петр.

Интересная история и у георгиевского креста. На Руси Георгия Победоносца чтили с незапамятных времен. По легенде, этот славный воин избавил людей от страшного дракона. В XIV веке изображение воина на коне стало гербом Москвы. А в 1769 году был учрежден орден святого великомученика Георгия Победоносца, который в 1913 году был трансформирован в военный Георгиевский крест.

В советские времена традиция вручения орденов и медалей была возведена в ранг культа. При Сталине этим почетным занятием ведал дедушка Калинин. Самым популярным считался орден Ленина. А вот орден Сталина так и не был учрежден, хотя предложения увековечить «корифея всех наук» поступали отовсюду.

К орденам, которые, по большому счету, ничего не гарантировали (скажем, неприкосновенности) и являлись лишь формальностью (многие репрессированные в 1937–1938 годы были дважды и даже трижды награждены орденами Ленина), приучать начинали с детских лет.

Ребятам внушали, что значок – это предмет гордости. Недаром, свои значки существовали у пионеров и комсомольцев. Впрочем, не только у них. Мне, например, в конце 1980-х годов, на которые пришлось мое детство, трижды вручали значок с надписью «Умею плавать» за победу в соревнованиях. По плаванию, как вы могли догадаться.

Традиция вручения орденов, медалей и званий пережила и имперскую Россию и Советский Союз. Сегодня существуют ордена Святого Андрея Первозванного, Святой Ольги, Святой Варвары. С моей точки зрения, формулировка «орден Святой Варвары второй степени» звучит смешно, если не кощунственно. Мало того, что орден святого, так еще и со степенью.

Улыбку вызывают и звания – например, звания «заслуженных» и «народных» артистов. Впрочем, ладно, когда еще речь заходит о Владимире Высоцком, Олеге Дале, Андрее Миронове и других выдающихся артистах – вопросов нет: они своих «заслуженных» и вправду заслужили.

Однако сегодня в Украине «заслуженными» являются каждый второй второсортный певец или певица. Причем непонятно, кто и по каким признакам определяет, кому быть заслуженным, а кому еще служить и служить.

А о народных я и вовсе молчу. Иной раз диву даешься, нешто ее/его народ и вправду знает? Я вот никогда о таком (-ой) не слышала!

Словом, традиция пережила здравый смысл. Кстати, попробуйте, например, про себя произнести фразу: «народный артист Англии» или «заслуженный артист Америки». Правда, звучит комически? Но ничего не поделаешь. Традиции надо бережно хранить. Овсянка, сэр…
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Почетный орденоносец
Поделиться в Facebook
Последние новости