Чтобы адекватно оценить это показательное чиновничье творение эпистолярного жанра, нужно сделать небольшую преамбулу.
В последние недели отечественная пресса довольно активно обсуждает головокружительные кульбиты в бюрократической судьбе стратегического для перспектив экономики страны документа под названием Концепция госпрограммы модернизации рынков капитала Украины.
При этом СМИ, независимо от политических предпочтений, проявили редкую в наших условиях солидарность в оценке последних событий, практически единогласно поддержав скорейшее принятие собственно госпрограммы и немедленный переход к практическим действиям по ее реализации.
Напомним, что Концепция, разработанная Государственым агентством по инвестициям и инновациям (Госинвестиций), предлагала стране четкую стратегию назревших реформ в инвестиционной, фондово-биржевой, депозитарной и инновационной сферах экономики, параллельно формулируя развернутое техническое задание на создание соответствующих механизмов и инструментов проведения преобразований.
Пройдя всестороннее обсуждение в экспертной среде, получив одобрение у большинства профессиональных участников рынка, Концепция окончательно приобрела официальный статус после ее утверждения осенью прошлого года специальным решением правительства.
Но на этом хорошие новости и закончились. Кабмин Тимошенко, сославшись на дефицит бюджетных средств (хотя соответствующее стартовое финансирование предусматривалось уже бюджетом 2008 года), неожиданно отменил решение предшественников, не высказав никаких содержательных претензий к тексту документа. После затянувшегося периода всеобщего шока, на прошлой неделе в ситуацию вмешался Президент, своим Указом отменивший соответствующие решения Кабмина, с одновременным представлением спорных документов на рассмотрение Конституционого Суда.
Самым пикантным во всей этой истории является то обстоятельство, что скоординированные атаки на разработки и предложения Госагентства по инвестициям и инновациям (а эти атаки не ограничиваются концептуальными спорами, о чем ниже) их инициаторы ведут под прикрытием имени Виктора Ющенко, постоянно ссылаясь на то, что они действуют по прямым поручениям Президента.
Честно говоря, такие утверждения изначально выглядели неубедительно. Хотя бы по той причине, что именно Виктор Ющенко был инициатором появления Госинвестиций, а само ведомство было создано его Указом в конце 2005 года. Кроме того, Президент неоднократно лично высказывался по актуальным, в том числе и узкоспециальным, вопросам функционирования в Украине рынка капиталов. И его оценки всегда совпадали с выводами специального госоргана, созданного для реформирования данной сферы, то есть Госинвестиций. Часть Президентских поручений была оформлена решениями СНБОУ, и в них тоже не набюдалось никаких противоречий с позицией Госинвестиций.
В то же время некоторые сомнения оставались, поскольку трудно было поверить, что чиновники ранга А. Балюка могут самовольно приписывать Президенту ту точку зрения, которую тот не высказывал.
И здесь самое время вернуться к началу статьи, то есть к письму Председателя ГКЦБФР. Поскольку оно хорошо иллюстрирует механизмы дезинформации профессионального сообщества и в целом общественного мнения, или, скажем мягче, искажения позиции Президента для последующей подачи заинтересованной публике «выгодных трактовок», с попутным предоставлением и самому высшему должностному лицу государства некорректной информации.
Формально в письме речь идет о будущем отечественной депозитарной системы.
Известно, что в последнее время резко активизировался процесс создания ОАО «Всеукраинский депозитарий ценных бумаг» (ВДЦБ). Этот очередной коммерческий проект бизнесмена (а с недавних пор и советника премьер-министра) Александра Гинзбурга, владельца монопольного рейтингователя ценных бумаг в Украине компании «Кредит Рейтинг», также контролирующего через оффшорную компанию «Oakroft Investments Ltd» 54,9% Украинской межбанковской валютной биржи, с самого момента своего появления на рынке захлебывался в благожелательном внимании высокопоставленных лоббистов.
В частности, 20 млн. гривен в уставной фонд нового депозитария перечислил Национальный банк Украины, хотя законодательство прямо запрещает НБУ владеть акциями в других хозяйственных обществах (кстати, именно по этой причине Нацбанк ранее вышел из состава учредителей Национального депозитария Украины).
Фактически никто не скрывает планов создания на базе ВДЦБ центрального депозитария страны, передав ему права на учетно-депозитарное обслуживание как государственных, так и наиболее привлекательных корпоративных ценных бумаг. Также не исключено, что истинная цель агрессивного продвижения ВДЦБ – получить неограниченный доступ к конфиденциальной информации о собственниках ценных бумаг отечественных эмитентов.
И все было бы хорошо у Гинзбурга с партнерами, если бы всеми без исключения действующими нормативными документами не предусматривалось создание центрального депозитария на базе совершенно другого учреждения - а именно, Национального депозитария Украины, 86% которого принадлежит государству.
Помочь устранить это «маленькое, но принципиальное недоразумение» и призвано было, по сути, упомянутое письмо А. Балюка Президенту. Необходимо было получить любую одобрительную визу главы государства. Все остальное представляло собой дело «голой техники».
Итак, в своем письме, фотокопию которого мы приводим, глава ГКЦБФР «констатировал» окончательный провал проекта под названием «Национальный депозитарий Украины» и предложил Президенту расширить сферу деятельности депозитария НБУ. При этом, вопреки утверждению автора письма, Национальный депозитарий создан и функционирует, в то время как депозитария Нацбанка или хотя бы соответствующего программного обеспечения и аппаратного оборудования в природе нет. Есть только небольшая группа специалистов, занимающихся учетом государственных ценных бумаг. Именно с этим предложением (в отношении НБУ) и согласился Президент, который, судя по всему, даже предположить не мог, что его просто дезинформируют.
На следующем этапе на рынок был запущен слух о существовании тайной переписки А. Балюка с В. Ющенко, в которой Президент Украины инициировал создание центрального депозитария страны на базе частного ВДЦБ.
После того, как эта «информация» прочно осела в нужных головах, пришло время для ее реализации. И уже в феврале 2008 года в интервью газете «Коммерсант Украина» глава ГКЦБФР заявил, что «ВДЦБ создается по инициативе президента Виктора Ющенко для ускорения процесса перевода ценных бумаг в бездокументарную форму… Это будет Центральный депозитарий. Уже есть договоренность с НБУ, что его депозитарий отдаст учет всех государственных бумаг новосозданной структуре».
Как пишут в учебниках математики, «чтд», то есть «что и требовалось доказать».
Кстати, вслед за письмом к Президенту, А. Балюк направил послание и в адрес Кабмина, предложив отменить (как неправильную) принятую в 2005 году госпрограмму развития национальной депозитарной системы, при этом очень последовательно написав там же, что основные положения этой программы к настоящему моменту практически полностью реализованы.
Возникает вопрос: а не аналогичным ли образом была отменена Концепция госпрограммы развития рынков капитала, на защиту которой впоследствии был вынужден стать Президент?
И еще: как долго глава государства будет мириться с тем, что его именем отменяют его собственные решения, не ставя его самого в известность?
От точного ответа на эти вопросы зависит, без лишнего пафоса, будущее отечественных рынков капитала.