Капойи (Kapolyi) заключил договор со «снайперами»
Политическая воля социалистов явилась инициатором и движущей силой секретной акции, повлёкшей за собой огромные затраты
В конце 2002 года частное детективное бюро получило заказ на слежку за уходящим главой правительства Виктором Орбаном (Orbán Viktor), бывшим председателем Государственного Налогового Управления (APEH) Лайошем Шимичкой (Simicska Lajos), бывшим президентом и генеральным директором Венгерской Почты Иштваном Калмаром (Kalmár István). В обязанности частного детективного бюро входило не больше не меньше как документальный сбор о данных лицах такого компромата, который был бы достаточен для их осуждения в рамках возбуждённого против них уголовного дела. Только издержки на проведение противозаконного следствия, которое планировалось провести в течение полугода, составили приблизительно сто миллионов форинтов. Однако, и при данных обстоятельствах заказчик нашёлся.
От нашего корреспондента
Предложение Частного Детективного бюро, Finder Bt., в отношении проведения секретного и строго конфиденциального расследования, упало в плодородную почву. Его финансирование попало в руки мецената-миллиардера, председателя Социал-демократической партии Ласло Капойи, занимающего ныне место в социалистической фракции парламента. Помимо финансовых аспектов, личность Капойи явилась гарантией выполнения цели, сформулированной в предложении фирмы Finder: «в целях эффективного функционирования сети руководителям профессионального уровня необходимо дать такое, подкрепляющее легитимность организации поручение, которое в действительности выразит политическую и властную волю».
За предложением последовали действия: стороны - Finder и фирма Капойи System Consulting - 18 декабря 2002 года заключили договор, который спустя несколько месяцев с тем же самым содержанием изменили так, чтобы договорной стороной стало частное лицо - Л.Капойи. Тогда же уточнили и формализовали предложение Finder Bt., из которого видно, что оба - директор фирмы Дьюла Штоц (Stocz Gyula) и Л.Капойи рассчитывали на плодотворное сотрудничество (по сведениям Вестей Венгерского Телевидения (MTV) от имени частного детективного бюро действовал Золтан Губузнаи (Gubuznai Zoltán), ранее работавший в Государственном Налоговом Управлении в качестве советника председателя Управления. Таким образом, за Л.Шимичкой, бывшим председателем Государственного Налогового Управления, «охотился» как раз его бывший советник. В настоящее время Губузнаи находится в предварительном заключении, в связи с подозрением в шантаже главы банка ОТР (венгерский Сбербанк) Шандора Чани (Csányi Sándor).
Содержание контракта зафиксировали следующим образом: «стратегическое планирование, экспертные услуги, раскрытие доказательств, их фиксирование, анализ каждого материала с доказательствами по отдельности, обобщенный анализ доказательств, поиск заслуживающих доверия свидетелей, анализ показаний свидетелей с особым вниманием к отделению замеченных фактов от выводов свидетелей, организация и проведение рейдов вместе с компетентными ведомственными органами». Были зафиксированы сроки, по сравнению с предварительными предложениями, для выполнения задач были назначены более рациональные сроки, в соответствии с которыми избранных для охоты лиц хотели в течение полугода посадить на скамью подсудимых: «Принятие у заказчика и его окружения наметок по стратегии и тактике - 1 месяц. На этом основывалось и происходит уже с самого начала осуществление плана, последующий контроль, срок которого - 3 месяца, и который по необходимости может быть продлён (2 года).
В тот же самый день Капойи Ласло выдал доверенность Finder - «на полноправные действия в соответствии с содержанием договора».
Стоит заглянуть также и в бюджет секретного следствия. В соответствии с этим команда состоит из шести экспертов и двух профессиональных руководителей. Если первые работают за полмиллиона в месяц, то вторые за руководство секретным следствием получают в месяц два с половиной миллиона. По всей вероятности, во избежание последующих споров, в договоре стороны зафиксировали на договорной основе, что данные нужно подразумевать в форинтах, т.е. в отечественной валюте. «На телекоммуникационные издержки» «снайперы» на каждого планировали по 50 тысяч форинтов, не считая налога с оборота, ежемесячно, на затраты на транспорт и гостиницу - по 200 тысяч в месяц. Последняя сумма, возможно, объясняется тем, что, хотя офис фирмы находится в Будапеште, и наблюдаемые лица также проживали и проживают в столице, Finder Bt. действует в городке Карцаг. О многом говорит и тот факт, что учреждённая в 2000 году фирма Finder Bt. начала с нуля, кроме опыта её учредителей у неё ничего другого не могло быть. Руководители фирмы считали необходимой разовую инвестицию в информатику - 15 миллионов, а тридцать миллионов просили на «предварительную разовую покупку информации для наступления». За этим последовали две статьи по десять миллионов, в которых была необходимость - цитируя спецжаргон документов - «в покупке обновлённой информации для наступления». Таким образом, издержки, без налога с оборота составили 95 миллионов форинтов.
Через несколько дней после подписания договора, 23 декабря 2002 года, Finder Bt. отправила фирме Капойи System Consulting счёт на 55 миллионов форинтов плюс налог с оборота, и акция сразу же могла быть запущена.
Мы предаем огласке также и размер оплаты за работу. Итак, в отношении расчёта этого стороны выбрали метод несколько сложнее, чем это происходит в бюджете, а что касается успешного выполнения задачи, в её определении как будто бы проскальзывает некоторая неуверенность: «Оплата за работу: по системе комиссионных вознаграждений за успешное выполнение - 10% от возмещённого ущерба».
Сюрприз, естественно, мы готовим и на завтрашний день. Мы отчитаемся о том, к чему пришло секретное расследование, и, кроме трёх, целевых лиц, кто попал ещё в кругозор Finder Bt.
Правительственное расследование. Дюрчань Ференц (Gyurcsány Ferenc) хочет разобраться с ролью правительственных кругов в скандале, связанном со слежкой, ведь премьер-министр вчера выдал поручение министру канцелярии Петеру Киш (Kis Péter), получить информацию в нашей газете в отношении раскрытого дела, и, при необходимости, начать расследование. Спикер правительства, Давид Дароци (Daróczi Dávid), заявил: правительство Дюрчаня никогда никому не давало поручение вести противозаконное наблюдение. Он, однако, не говорил о том, (Medgyessy) могло ли произойти такое в период правительства П.Меддеши. Петер Меддеши на вопрос телекомпании «Hír Televízió» ответил, что ничего не знает об этом деле.
Министр по делам спецслужб Дьердь Силваши (Szilvásy György) заявил, что не знает о том, чтобы в последние годы по поручению социалистических политиков проводился бы сбор данных о руководящих фидесовских политиках. Силваши исключил то, что за новейшими скандалами, связанными со слежкой, стоят правительственные организации. Министр, отвечая на вопрос журналистов, напомнил о том, что сбор информации о политиках с использованием средств секретных служб можно осуществлять только с разрешения Парламента.
Виктор Орбан, который был одним из подвергшихся наблюдению с использованием средств секретных служб лиц, заявил телекомпании «Hír Televízió», что этот случай не стал для него сюрпризом. Как он сформулировал: «Ничего нового под солнцем нет. В моей профессии человек всё время продвигается, работает и живёт между лезвиями бритвы. Я знаю своих противников довольно давно. У венгерского общества было время, больше, чем сорок-пятьдесят лет, чтобы узнать их. Я не думаю, что нужно удивляться».
Поручительный договор, 18.12.2002
Поручительный договор
Заключён сегодня в указанном месте, с одной стороны, между Капойи Ласло (1022 Budapest, Bimbó út 95.), как Заказчиком, с другой стороны между Частным детективным и охранным Бюро FINDER (5300 Karcag, Szent István sgt. 7., номер налогоплательщика: CITIBANK 20741998-2-16, номер банковского счёта: 19800014-90000006-10044743), как Исполнителем, согласно следующему:
Поручение может быть направлено на деятельность по проведению расследования и обеспечению безопасности (74.60).
Стратегическое планирование услуг, предоставление консультаций, раскрытие и фиксирование доказательств, оценка материалов доказательств, каждого по отдельности, обобщённый анализ доказательств, поиск заслуживающих доверие свидетелей, оценка показаний свидетелей с особым вниманием на разделение замеченных фактов от выводов, сделанных свидетелями, организация и проведение налётов вместе с компетентными ведомственными органами.
Исполнитель обязан выполнить все активные, а также пассивные действия, необходимые для выполнения поручения, сделать от имени Заказчика - если в этом имеется необходимость - юридические заявления, может получить деньги и может оплатить, если это требует характер поручения.
Контакт:
От Исполнителя - частный детектив Stocz Gyula и главный референт Gubuznai Zoltán, от Заказчика - д-р Капойи Ласло, председатель дирекции.
Данное поручение договорные стороны, подписавшие договор, прочитали и после совместного истолкования, в качестве согласия, как во всём совпадающее с их волеизъявлением, подписали.
Серьёзное нарушение закона. Совершенно противозаконно, что частная детективная фирма, используя оперативные средства (например, прослушивание, секретное фиксирование разговоров) производит наблюдение за гражданами, - сказал нашей газете эксперт, который констатировал, что такие методы могут использовать только секретные службы в обоснованных случаях, и исключительно на основании судебного решения или, в некоторых случаях, с разрешения министра. Тот факт, что упомянутая в нашей серии статей частная детективная фирма, перед проведением наблюдения, просит политической защиты, однозначно сигнализирует о том, фирма отдавала себе отчёт о противозаконном характере акции, и во избежание провала ей необходим был спасательный политический документ, которым она мнимо поместила себя сверх закона. А тот, кто предоставил ей такую, так называемую, политическую защиту, совершил не только злоупотребление властью, а также, как более тяжкое преступление, нарушил законы, защищающие интересы безопасности нации. По мнению эксперта можно установить, что описанные в наших статьях методы наблюдения не имеют никакого отношения к частному расследованию, поскольку частный детектив не может использовать оперативные средства и средства секретных служб.