Сын лейтенанта Депардье
25.06.2008 13:56
...рейдерских захватов нескольких украинских гостиниц (киевские «Русь» и «Мир», одесская «Юность»), 17 июня заявил о том, что якобы купил киевскую гостиницу «Русь» совместно с актёром Жераром Депардье.

Развивая тему неожиданного на первый взгляд родства французского кинематографа и украинской недвижимости, Харес едва ли не со слезами сообщил журналистам, что он вместе с «другом Жераром» не может вступить в права собственности из-за решения некоего белоцерковского суда, точное название которого Харесу сформулировать не удалось.

Стоит отметить, что, несмотря на то, что живёт сирийский советник Президента в нашей стране не первый год, с украинской географией у него пока не всё ладно, поскольку судебный вердикт, закрепивший права законного многолетнего собственника «Руси» ООО «Русь Интернешнл», был принят не районным судом Белой Церкви, а Хозяйственным судом Киева 29 февраля текущего года. После чего 8 апреля Киевский апелляционный хозяйственный суд оставил данное решение без изменений. Таким образом, единственным законным собственником «Руси» является ООО «Русь Интернешнл».

Что и у кого в таком случае купил Юссеф Харес и при чём тут Депардье? Напомним суть судебного конфликта вокруг «Руси». До 2005 года фактическим владельцем гостиницы был индийский бизнесмен Балрам Чаинрай и его предприятие ООО «Русь Интернешнл». Индус редко бывал в Украине, и его интересы представлял младший управляющий партнёр Мстислав Скоробогатов, к слову сказать, обязанный Чаинраю сказочным взлётом карьеры – от переводчика до миноритарного акционера гостиницы. Однако Скоробогатов, как старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке», требовал у индуса всё больше и больше и в конце концов начал реализацию хорошо известной рейдерской схемы – сфальсифицировав решение собрания акционеров и сговорившись с топ-менеджментом гостиницы, начал вывод активов предприятия на подчинённые ему структуры. Чаинрай, не захотев участвовать в бесконечных украинских судебных процессах по возвращению отеля, продал акции своего предприятия ООО «Русь Интернешнл». У гостиницы появились новые легитимные владельцы, более решительно настроенные по отношению к г-ну Скоробогатову. Только в 2006 году ООО «Русь Интернешнл» впервые за 2 года удалось провести общее собрание акционеров, на котором было сменёно подконтрольное Скоробогатову руководство гостиницы, и лишь после почти четырёх лет борьбы в судах «Русь Интернешнл» удалось отстоять свои права на гостиницу.

Понимая, что после решения Хозяйственного суда Киева, подтверждённого столичным Апелляционным судом, у него нет никаких шансов в рамках украинского законодательства установить контроль над гостиничным комплексом, Скоробогатов решил действовать вне этих рамок. Для этого необходимо было заручиться поддержкой влиятельного и при этом не слишком беспокоящегося за свою репутацию человека и с ним вместе (за долю малую) попытаться захватить гостиницу. Таким человеком оказался советник Виктора Ющенко по Ближнему Востоку Юссеф Харес.

При анализе личности ближневосточного советника Ющенко поневоле возникают мысли о сирийской реинкарнации Остапа Бендера. Вряд ли советник читал произведения Ильфа и Петрова, но методология Великого комбинатора блестяще использовалась им с самой юности. В отличие от Остапа Ибрагимовича, который начинал свой путь с того, что показывал на ярмарке толстого грудастого монаха, выдавая его за необъяснимый феномен природы – бородатую женщину, Юссеф Абдулрахманович открыл свою бизнес-карьеру торговлей «дипломатами» из кожзаменителя, которые по дешёвке закупались в турецких кустарных цехах и втридорога продавались в Киеве. Впрочем, «дипломатическая» деятельность была бизнесом не то чтобы малоприбыльным, но беспокойным – таможня, рэкет, недовольные качеством товара покупатели, и поэтому вскоре сирийский юноша освоил куда более выгодное деловое направление, которым успешно занимается и по сей день, а именно – получение разнообразных кредитов. У Остапа Бендера среди его знаменитых 400 способов отъёма денег у населения имелся такой перл, как организация акционерного общества по поднятию затонувшего в крымскую войну корабля с грузом золота. Юссеф Абдулрахманович был менее притязательным и кредиты в основном брал под строительные проекты. Ну а соответствующее «акционерное общество» – холдинг имени самого себя «Харес групп» было создано в 1994 году.

Определяющим для дальнейшей карьеры Хареса стали его знакомство с заместителем правления печально известного банка «Украина» Виктором Ющенко и 1,5 миллиона долларов, взятых в кредит в этом банке в 1996 году. Кредит «Украине» возвращён не был, как, впрочем, и другие займы Юссефа Абдулрахмановича. По данным сайта «Тема», по состоянию на 2000 год Юссеф Харес был должен различным украинским кредиторам порядка 5-7 миллионов долларов.

С приходом к власти Виктор Андреевич не забыл Юссефа Абдулрахмановича – 15 апреля 2005 Харес был назначен советником Президента «по вопросам инвестиций». Этому предшествовал досадный инцидент когда в январе 2005 года, накануне инаугурации Виктору Андреевичу вручили подготовленное СБУ досье на Хареса. Однако документ, содержащий весьма нелицеприятные для сирийца подробности его биографии, вызвал глубокое возмущение Виктора Андреевича. Возмущение было понятным – в начале 2005 года оплатил поездку на экономический форум в Давос, спонсировал регату «Кубок Гетьмана», обеспечивал лечение Ющенко в швейцарской клинике (о данном факте, как и о самом сирийце, со скепсисом и неприязнью отзывался лечащий врач Президента профессор Николай Корпан).

Впрочем, размах, с которым Харес занимался в 2005 году этой «бескорыстной» деятельностью, никак не соответствовал его истинному материальному положению – Юссеф Абдулрахманович не первый и не последний раз в своей карьере был лишь представителем интересов куда более серьёзных фигур – Севы Могилевича и Дмитрия Фирташа. Как пишет сайт «ОРД», именно Юссеф Харес свёл Ющенко с Дмитрием Фирташом и в дальнейшем исполнял роль генерального посредника в отношениях между ними – таким образом вся «благотворительность» 2005 года осуществлялась на «газовые» деньги. Именно этим обстоятельством во многом объясняется удивительная благосклонность Президента Украины к «РосУкрЭнерго». Кроме этого, по мнению обозревателей «ОРД», Юссеф является посредником между высшей украинской властью и «солнцевской» группировкой, имеющей свои активы в металлургии, нефтегазодобыче и других привлекательных отраслях.

Только усилиями тогдашнего главы Секретариата Олега Рыбачука, а также негласной, но твёрдой позицией посольства США (представители которого предоставили данные об участии Хареса в поставках продукции ВПК в Сирию), 20 октября 2005 года Харес был уволен.

Впрочем, долго терпеть разлуку со своим сирийским другом Президент не смог и 9 октября 2007 года вновь подписал указ о назначении Хареса своим советником, на это раз – «по делам Ближнего Востока».

Харес воспринял это назначение как сигнал к действию, однако вместо Ближнего Востока, вероятно, в силу уже упомянутого неважного знания географии, почему-то занялся захватом украинских гостиниц. Первой жертвой Хареса стала одесская гостиница «Юность». Захват «Юности» проиллюстрировал степень влияния Хареса на Ющенко – вопрос был решён с помощью прокуратуры, которая, как известно, в силу зависимости Медведько от Ющенко, уверенно контролируется Президентом. Нисколько не смутившись присутствием в отеле представителей телевидения и прессы, сотрудники одесской прокуратуры попросту «конфисковали» «Юность» в качестве… «вещественного доказательства» в деле, заведённом Одесской прокуратурой на директора отеля.

Такую же схему предполагалось «откатать» и в Киеве на гостинице «Русь». Однако одесский инцидент, явивший обществу властное «ноу-хау» рейдерства с помощью правоохранительных органов, вызвал сильный резонанс в СМИ, и, судя по всему, на силовой захват одной из крупнейших столичных гостиниц Виктор Андреевич Юссефу Абдулрахмановичу не дал.

Вместо этого Харесом была избрана привычная тактика хвастливых заявлений и художественного пускания пыли в глаза. Сначала советник заявил, что часть прав на «Русь» купила некая неназванная им кипрская компания, которая затем перепродала эти мифические «права» ему. Возникает вопрос: какая находящаяся в здравом уме кипрская компания, если она не является офшором одной из сторон, будет покупать хотя бы спорные украинские активы, не говоря уже о документах-«пустышках»? Вполне понятно, что эти «права» Харес сам придумал и сам купил у своего офшора – после того как нему прибежал потерпевший поражение в судах Скоробогатов. Эта очевидная фарсовость версии с виртуальными киприотами постепенно стала доходить до самого Хареса, и он решил сыграть ва-банк, заявив, что купил права на гостиницу совместно с Жераром Депардье. Этим предполагалось достигнуть две цели: с помощью громкого имени придать своим притязаниям на чужую собственность видимость легитимности и, кроме того, сообщить всем имеющим отношение к делу сторонам, в том числе и правоохранительным органам, что за операцией стоит Виктор Ющенко, который, как известно, дружит с Депардье.

В пресс-службе французского актёра нам сообщили, что ничего не знают о сделке. Собственно, это не первый и, судя по всему, далеко не последний раз, когда слова советника, мягко говоря, не соответствуют действительности. Так, например, уже несколько лет Харес рассказывает о строительстве под Киевом (локализация проекта несколько раз менялась – сначала около Василькова, теперь – около Борисполя) чудо-городка с бизнес-центром, гостиницей, ресторанами, жилой недвижимостью и сопутствующей инфраструктурой – аналогия с Нью-Васюками Остапа Бендера напрашивается сама собой, поскольку ровным счётом никаких реальных шагов в этом направлении предпринято не было, да и целесообразность строительства такого комплекса под Киевом довольно сомнительна. Не менее живописно рассказывал Харес и о том, что приобрёл на улице Владимирской семиэтажный дом, «бывший дворец князей еще прошлого века» (вероятно, эта фраза в сознании советника символизирует земной предел престижности и высокого статуса) за несколько десятков миллионов долларов. Сумма вызывает сомнение, так как на улице Владимирской одна только квартира в доме в может стоить «несколько десятков миллионов долларов». Но суть не в этом, а в том, что в этом здании Харес обещал устроить арт-центр, открыть представительство французского дома моды и ресторан совместно с всё тем же многострадальным Жераром Депардье. В интервью «Украинской правде» Харес даже неосторожно назвал дату открытия – весна 2008 года. Однако настало лето, а никаких ресторанов Депардье, равно как и арт-центров с домами мод, на Владимирской не открылось. Тему арт-центра стоит прокомментировать отдельно. Разумеется, лавры Пинчука советнику покоя не дают, поэтому едва ли не в каждом своём интервью он рассказывает о «коллекции древностей», которой он владеет. Демонстрация «древностей» публично не проводилась, однако, как говорит сам Харес, стоит она «4-5 миллиардов долларов». Пополняется коллекция с помощью дяди Хареса, якобы бывшего вице-премьера Сирии (как не вспомнить Ильфа и Петрова и их вице-короля Индии бухгалтера Берлагу), который дарит племяннику ценные экспонаты. Не вполне понятно только, почему, имея такого дядю, Харес торговал дерматиновыми чемоданами, а не предметами искусства, и почему поехал учиться в советское военное училище, так как это, по его словам, было дешевле, чем обучение профессии архитектора, о которой он мечтал в детстве.

Чем, кроме приобретённого в детстве комплекса неполноценности, вызваны эти хвастливые заявления? Очень просто – эти полубезумные речи, эта демонстрация влиятельности, это разворачивание павлиньего хвоста необходимо для получения кредитов под свои научно-фантастические «проекты», которые никто и никогда не собирался реализовывать. Да и гостиницы, которые хочет захватить Харес – «Русь» и «Юность», нужны ему ровно для того же, для получения кредитов, поскольку опыта управления гостиничным бизнесом у «Харес-групп» нет. Потому и приходится выдумывать истории с Депардье.

Злые языки утверждают, что бурная фантазия советника, которая фонтанирует в его интервью, нередко основывается на традиционных восточных стимуляторах. Не станем утверждать наверняка, да и не это главное. Суть проблемы в том, что советником всенародно избранного Президента является человек с неоднозначной биографией, сомнительной деловой репутацией, фактически открыто занимающийся рейдерскими захватами. Однако Гаранта Конституции это, похоже, не беспокоит. Судя по всему, Виктор Андреевич рассматривает концепцию украинского государственного устройства как одну большую пасеку, а себя как пасечника – пока пчелы приносят нектар (неважно, где они его берут, пускай воруют, пасечника это не интересует) – они будут получать своё место в улье.