...харьковского «Турбоатома» потратило около 10% годового оборота завода.
По данным источника в правительстве, Министерство экономики, являющееся уполномоченным органом, курирующим проведение госзакупок, обратилось в Кабмин с письмом, где были приведены результаты проверки КРУ ОАО «Турбоатом».
Согласно данным КРУ, в январе-феврале 2009 года ОАО «Турбоатом» без проведения тендерных процедур осуществило оплату стоимости юридических и аудиторских услуг на сумму 6,7 миллиона гривен и приобрело материалы и основные средства общей стоимостью 40,3 миллиона гривен.
Стоит отметить, что потраченные руководством «Турбоатома» средства составляют примерно десятую часть оборота завода (433,1 млн. грн.) и более трети чистой прибыли предприятия (145,4 млн. грн.) в 2008 году. Куда именно ушли деньги, станет известно в ходе дальнейшего расследования – материалы ревизии КРУ переданы в Управление СБУ в Харьковской области. Как отметил источник в Кабмине, сама величина суммы, которую топ-менеджмент предприятия сумел «освоить» за два месяца, позволяет предположить, что результаты проверки также будут направлены в Генеральную прокуратуру и МВД.
Нарушения при проведении закупок давно стали одним из наиболее распространённых экономических преступлений, совершаемых чиновниками и руководителями государственных предприятий. Однако, несмотря на свою повсеместность, этот вид правонарушений в большинстве случаев остается безнаказанным. Сегодня в данном сегменте правового поля сложилась парадоксальная ситуация: действие принятого в 2000 году Закона «О закупках товаров, работ, услуг за государственные средства» приостановлено правительственным «Положением о закупке товаров, работа и услуги за государственные средства» от 17 октября 2008. Положение должно было стать временным нормативным документом до принятия новой редакции закона. Но принятие закона затянулось из-за политической ситуации в стране, и сегодня единственным актом, регламентирующим государственные закупки, является Положение Кабмина от 17 октября 2008 года. По своей сути Положение представляет собой базовый документ, имеющий немало юридических брешей, которые позволяют недобросовестным закупщикам легко обходить требования этого документа.
Как правило, в подобных случаях проводится лишь некая имитация тендера: для того, чтобы выиграл «свой» поставщик, выписываются несуразные условия, неугодных участников под надуманными предлогами снимают с конкурсов и т.п. – механизмов для организации «правильных» тендеров придумано множество.
Однако всё более распространёнными становятся случаи, когда руководители государственных предприятий не утруждают себя даже имитацией проведения тендеров. Обычно так происходит, когда директору предприятия покровительствуют высокопоставленные чиновники в местных или центральных органах власти. Судя по всему, именно так было и на «Турбоатоме». Трудно себе представить, что в Харьковской обладминистрации не знали о том, что директор ключевого машиностроительного предприятия области Виктор Субботин за два месяца умудрился освоить треть прибыли завода за предыдущий год. Ситуацию проясняет тот факт, что, как неоднократно сообщали СМИ, Виктор Субботин пользуется неограниченным доверием харьковского губернатора Арсена Авакова. Впрочем, поддерживают Субботина не только на местном уровне – интересы нынешнего гендиректора «Турбоатома» активно лоббировались его товарищем по Социалистической партии, бывшим председателем ФГИ Валентиной Семенюк и даже Президентом Виктором Ющенко.
Чтобы пронять пропорцию «откатов» при проведении закупок без тендерных процедур, стоит вспомнить недавний инцидент на Львовском казенном экспериментальном предприятии, когда при закупке импортного оборудования для усовершенствования производства инвалидных колясок должностные лица указанного предприятия потратили 43 млн. гривен, в то время как реальная стоимость этого оборудования составляла лишь 8,79 млн. гривен. Таким образом, соотношение настоящей цены и официально задекларированной составило примерно один к пяти.
Если применить это «уравнение» к ситуации на «Турбоатоме», то можно предположить, что около 37 миллионов гривен государственных денег (напомним, 75% акций завода принадлежит государству) пополнили чьи-то офшорные счета.
Собственно, это далеко не первый случай финансовых злоупотреблений нынешнего руководства «Турбоатома». Сегодня уже ни для кого не секрет, что около 240 миллионов, принадлежащих заводу, уже несколько лет заморожены на депозитных счетах «Мегабанка», владельцем которого является Виктор Субботин. Недавно стало известно, что более 136 миллионов гривен заводских средств также перечислены на депозиты в другой харьковский банк «Базис», находящий под опосредованным контролем губернатора Харьковской области Арсена Авакова.
Приведённые факты наглядно иллюстрируют, что генеральный директор «Турбоатома» масштабно и совершенно открыто использует финансовые ресурсы предприятия для собственного обогащения, и его почти двухлетнее пребывание в должности свидетельствует о вовлечённости в процесс выкачивания заводских денег представителей местной и высшей государственной власти.
05.03.2009 11:36