Востоку кризис нипочем?
20.07.2009 08:13
Известный экономист Нуриэль Рубини, глава RGE-Monitor, оценивая ситуацию в США, говорит, что «экономика будет сокращаться весь год, с цифры в –6% до –2% к концу года. А в следующем году рост будет очень медленным: не более 0,5%… Уровень безработицы в этом году станет выше 10%, и в следующем году, вероятно, приблизится к показателю 11%. Таким образом, в следующем году экономическая ситуация все еще будет ощущаться как рецессивная, даже если формально рецессия уже будет завершена».

Что касается остальных развитых стран, здесь, считает Нуриэль Рубини, «экономическая ситуация будет хуже, чем в США, по ряду причин, включающих структурные проблемы Японии и слабые ответные правительственные меры в еврозоне».

Пол Кругман, лауреат Нобелевской премии 2008 года по экономике, также далек оптимизма. «Большинство прогнозов гласят, что в Европейском Союзе в этом году будет даже более глубокая рецессия, чем в США. Поэтому, с точки зрения макроменеджмента, в Европе не очень справляются со своими задачами, и причин тому несколько: Европейский Центральный Банк слишком консервативен, а европейцы медленно решаются на финансовое стимулирование. Однако с этой стороны Атлантики человеческое горе будет сильнее, потому что европейцы не теряют свою медстраховку тогда, когда они теряют работу. Когда американец теряет работу, он падает в пропасть».

Сейчас, если и случаются обнадеживающие экономические вести, все они приходят с Востока, где государства, в большинстве своем, всегда оставались активными игроками на экономическом поле. Китай, Южная Корея, Малайзия, Сингапур – правительства этих стран никогда особенно не полагались на «невидимую руку рынка», справедливо обращаясь к известной русской пословице «доверяй, но проверяй». Поэтому не приходится удивляться, что с началом кризиса Китай превратился в главный мотор мировой экономики. Стараются не отстать от него, а кое в чем и превзойти китайского дракона азиатские «тигры».

Вот последняя новость. На 20,4% за апрель-июнь 2009 года увеличился ВВП Сингапура. Это самый крупный рост экономики в мире, зафиксированный со времени начала нынешнего кризиса. Министерство промышленности и торговли Сингапура отмечает, что рост достигнут, прежде всего, за счет успехов фармацевтической отрасли и оживления в строительстве.

Как известно, экономика страны опирается, главным образом, на экспорт, финансовые услуги и туризм. Коль финансовые услуги и туризм в условиях кризиса пошли на убыль, понятно, что удалось, с одной стороны, минимизировать потери в экспорте, а с другой - в кратчайшие сроки увеличить емкость внутреннего рынка. За счет того же строительства, которое вызывает к жизни длинную цепочку взаимодействия самых различных производств, - от роста потребления металла и цемента до прозаических мебели, бытовой радиоэлектроники и средств коммуникации. Ясно, что такая перестройка возможна только при наличии мощной и динамичной государственной машины.

Под такие процессы и к денежной эмиссии не грех обратиться. При растущем потреблении в индивидуальном и корпоративном секторах инфляции можно не опасаться. Вполне возможно, что некоторого сокращения ВВП по итогам года избежать не удастся. Аналитики говорят, что оно составит до 3,7%. Но это уже не те 5%, о которых говорилось в начале года. Во всяком случае, тенденция роста экономики уже появилась.

Оптимисты считают, что обнадеживающий результат второго квартала в Сингапуре может оказаться провозвестником выхода из кризиса всего региона. «Дела в Азии идут не так уж плохо, как многие до недавних пор считали, - заявил агентству Reuters Сонг Венг Вун, экономист второй по значению малайзийской финансовой группы CIMB. - Теперь рынок ожидает вестей из Китая и Южной Кореи».

А что же происходит в этих странах?

Национальный информационный центр Китая 9 июля предоставил газете «Чжунго чжэнцюань бао» эксклюзивный доклад, в котором отмечается, что ныне китайская экономика уже достигла дна и начала восстанавливаться. По предварительной оценке, в этом году ВВП Китая возрастет почти на 8,0%. Да, это не 9-11%, как обычно бывало в Китае, но все же рост, и весьма существенный. При этом объемы капиталовложений и потребления увеличатся в нынешнем году почти на 31% и 15% соответственно, импорт и экспорт сократятся на примерно 16% и 17,5%.

Итоги первого полугодия показывают, что Пекин с кризисом борется более чем успешно. После того, как в первом квартале нынешнего года китайская экономика замедлила темпы роста до самых низких за последнее десятилетие, прибавив за первые три месяца года 6,1%, во втором квартале она начала вновь ускоряться, сообщило на днях агентство Bloomberg. ВВП страны вырос с апреля по июнь включительно на 7,9%.

В основе успешного результата лежит успешная реализация разработанного в прошлом году пакета мер, направленных на поддержание экономического роста стоимостью 4 триллиона юаней (585 млрд. долларов), а также облегченный доступ к кредитным ресурсам, который получили китайские банки. В первом полугодии текущего года объем капиталовложений в основные фонды страны увеличился на 33,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Помимо роста инвестиций, еще одним источником роста стал рост реальных доходов населения в результате принимаемых китайскими властями мер, направленных на замещение сжавшегося внешнего спроса внутренним. По сообщению агентства «Синьхуа», январе-июне этого года среднедушевые доходы, находящиеся в непосредственном распоряжении населения городов и поселков городского типа в стране, увеличились на 11,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а реальный рост среднедушевых денежных поступлений китайских крестьян составил 8,1%.

В условиях кризиса упор делается на развитии внутреннего рынка. Например, в первом полугодии китайцы приобрели более 6 млн. легковых автомобилей, то есть на 17,7% больше, чем в январе-июне прошлого года. Это – рекордный уровень за всю историю КНР. Причем 4,5 млн. автомобилей из этого количества – это автомобили, произведенные в самом Китае. А общий объем производства автомобилей за первое полугодие составил почти 6 млн. штук – это тоже рекорд. Вот вам и кризис!

По мнению экономиста гонконгского подразделения Bank of America-Merrill Lynch Лу Тинга, восстановление роста китайской экономики может еще ускориться до 9% в третьем и 10% в четвертом квартале этого года. «Правительству пока не следует сворачивать меры, направленные на поддержку экономики - для этого еще слишком рано. Но следует сказать банкам, чтобы они не кредитовали всех вокруг безо всяких лимитов», - считает Тинг.

Растут и международные валютные резервы Китая. 15 июля Народный банк Китая сообщил, что международные резервы страны во втором квартале выросли на рекордные 178 млрд. долларов и достигли 2,132 трлн. долларов. Откуда в наше непростое время появляются деньги? Во-первых, Поднебесная продолжает активно, хотя и не с таким, как до кризиса, рвением, торговать, что обеспечило приток в страну во втором квартале 34,8 млрд. долларов. Еще 21 млрд. долларов Китай получил в виде прямых инвестиций. Во-вторых, склонные к риску инвесторы начали активно возвращаться на развивающиеся рынки, в том числе азиатские.

Правда, накапливать облигации казначейства США в наши дни (а в них вложено 65% всего резерва КНР) – это палка о двух концах. Ведь в этом случае Китай, как никто другой, заинтересован в том, чтобы доллар был сильным. Для этого его нужно подкармливать, вкладывая в ценные бумаги США все больше и больше средств. Если же Пекин начнет избавляться от долларов, то американская валюта начнет слабеть. А уж если захочет погасить все имеющиеся у нее бумаги, то это может закончиться дефолтом США и, возможно, мировым финансовым крахом. Но в этом случае не избежать проблем и Китаю.

Поэтому Китай начинает переходить на торговлю с рядом стран на основе национальных валют. Как пишет в газете «The Independent» глава подразделения экономических исследований банка HSBC Стивен Кинг, «в последние несколько месяцев в Китае растет объем двусторонних валютных свопов, в том числе с Индонезией, Белоруссией и Аргентиной. Сумма этих сделок составляет $650 млрд. Если такие операции будут проводиться во всем мире, Китай получит возможность торговать с другими странами, особенно с развивающимися, используя собственную валюту, а не доллары». На этом пути появляется возможность обретения юанем статуса международной валюты и постепенного вытеснения доллара.

Появились новости и из Южной Кореи. На днях Институт международной торговли при Корейской ассоциации внешней торговли опубликовал данные об экспортной и импортной ситуации в стране. По мнению экспертов, во втором полугодии спад экспорта замедлится, а общая годовая сумма экспорта составит 356 млрд. долларов. Это позволит РК занять девятое место в мире по объему экспорта, опередив Великобританию. Таможенное управление РК сообщило, что профицит внешней торговли за июнь составил 7 млрд. 200 млн. долларов. Этот показатель за первое полугодие в целом составил 21 млрд. 100 млн. долларов.

Экономика Южной Кореи, видимо, стабилизируется, благодаря улучшению экспорта и внутреннего спроса, сообщило 13 июля главное аналитическое агентство страны. «Несмотря на то, что ситуация с занятостью остается плохой, корейская экономика, видимо, покидает фазу снижения, так как... внутренний спрос и экспорт восстанавливаются сравнительно быстро», - сообщил Корейский институт развития (KDI) в ежемесячном докладе. Доклад появился после того, как стало известно, что экспорт и цены на дома продолжили восстановление в июне, а продажи в крупных магазинах выросли четвертый месяц подряд.

Положительные перемены в экономике ряда стран Восточной Азии не только лишний раз свидетельствуют о крахе характерной для Запада неолиберальной модели, но также говорят о том, что победа над кризисом куется именно здесь. Судя по всему, в посткризисном мире экономически будет доминировать Восток. Впрочем, так было и раньше – вплоть до середины XIX века. Мировая история вновь возвращается на круги своя.