...срок. Аналогичная судьба постигла и меморандум, фиксирующий намерения двух государств совместно построить на украинской территории завод по фабрикации ядерного топлива.
Как передаёт украинское агентство атомных новостей со ссылкой на «Интерфакс-Украина», основной причиной неподписания документов является несогласованность позиций сторон.
Документы, содержащие все необходимые атрибуты - скидки, кредитование строительства завода и прочее - были подготовлены и направлены на согласование в украинский Кабинет министров несколько месяцев назад, однако «обратная связь отсутствует», отмечается в сообщении агентства.
Долгосрочный контракт предусматривает поставки ядерного топлива на украинские ВВЭР на срок до 2026 года. По другой версии, озвученной руководителем НАЭК «Энергоатом» Юрием Недашковским в ходе московского конгресса «Атомэкспо», в тексте контракта заложена формула 12+3 лет.
Строительство завода по фабрикации топлива в Восточной Европе входит в планы развития российской атомной отрасли. Как отмечают в своих публичных выступлениях представители ТВЭЛ, у украинской заявки есть преимущества, но при выборе партнёра россияне будут руководствоваться различными критериями - в том числе, наличием долгосрочного контракта на поставку топлива.
Новость о переносе сроков, на самом деле, новостью не является. По крайней мере, электронное издание AtomInfo.Ru располагало предварительной информацией об этом ещё позавчера. Мы надеемся, что в заинтересованных российских и украинских организациях и подразделениях узнали об этом ещё раньше.
Герои дня - украинский НАЭК «Энергоатом» - от официальных заявлений отказываются наотрез. Довольно скупо сообщения из Украины комментируются и в российских СМИ. Согласно одной из наиболее распространённых версий, подписанию контракта мешает президент Ющенко, превратившийся в лоббиста компании «Вестингауз».
Доля истины в этом, очевидно, имеется. В июне этого года высокопоставленные чиновники из аппарата Ющенко приняли вице-президента «Вестингауза» Майкла Керста, курирующего вопросы производства топлива для реакторов ВВЭР, и имели с ним длительную и содержательную беседу, посвящённую перспективам продолжения сотрудничества с американской компанией.
Американский след называется ещё одной причиной срыва подписания долгосрочного контракта. Более всего этой версией удивлены в Соединённых Штатах, где многие с недоумением следят за битвой во славу продвижения «американского» топлива на рынке Украины.
Фирма, плавно трансформировавшаяся из компании «бывших чекистов» в «компанию юристов», перешедшая под контроль японского и казахстанского капитала и выносящая свои производства и технологии за пределы Соединённых Штатов, с трудом может сегодня ассоциироваться с американским атомным комплексом.
«Если бы на месте «Вестингауза» была бы «General Electric», то наше отношение к происходящему стало бы другим», - прокомментировал для AtomInfo.Ru осведомлённый источник в американских атомных кругах.
А другой наш собеседник из-за океана выдвинул предположение, что «Вестингауз» используется как жупел в экономическом споре между Россией и Украиной. Ни подтвердить, ни опровергнуть эту идею мы, разумеется, не можем.
Сомнений нет - российские и украинские атомщики, в конце концов, топливный контракт подпишут. Вопрос в том, на каких условиях, в каком объёме и, самое главное, когда именно это произойдёт. Простая логика подсказывает, что это, скорее всего, случится после президентских выборов на Украине, и остаётся лишь надеяться, что на сей раз они не затянутся дольше положенных двух туров.
24.07.2009 10:58