Жив, курилка!
05.08.2009 11:46
…в размере $2,3 млрд. Считается, что такие показатели были обеспечены планом по сокращению расходов на $10 млрд. Уже в 2011 году Ford надеется достичь устойчивой рентабельности. Это дает надежду остальным американским автопроизводителям – General Motors и Chrysler, что они, вопреки неутешительным прогнозам, сумеют пережить кризис и остаться на рынке…

В отличие от коллег по автомобилестроительному бизнесу, крупнейший американский производитель легковых автомобилей и грузовиков – Ford Motor Co – работает не только в автомобильном сегменте, но и сфере финансовых услуг. Он сам кредитует покупку своих машин. Автомобильные подразделения компании включают в себя Ford North America, Ford South America, Ford Europe, Volvo, и Ford Asia Pacific Africa. А финансовыми операциями занимается Ford Motor Credit Company.

Проблемы компании начались еще задолго до кризиса: в 2006 году Toyota обогнала Ford по продажам в США, и в этом же году последний объявил о потере $12,6 млрд. и планах уволить 14 000 сотрудников. Год спустя Ford все-таки вышел на прибыльный уровень, заработав $750 млн., но уже в октябре 2008-го его акции резко упали в цене. Незадолго до этого ему пришлось продать свои британские подразделения Jaguar и Land Rover индийской компании Tata Motors Limited, что вызвало насмешки у наблюдателей.

29 января 2009 года стало фактически самым драматичным в истории компании: Ford объявил, что убытки за в 2008 год достигли $14,6 млрд., а долг – $25 млрд. Мало кто из аналитиков верил, что с таким «багажом» пассивов компания способна избежать банкротства и распродажи по частям. Не слишком оптимистично настроены многие из специалистов и сейчас.

«На мой взгляд, еще рано говорить об улучшении ситуации на американском рынке автомобилей, – говорит независимый эксперт и автожурналист Андрей Сидоренко. – Успехи Ford, скорее всего, являются не столько заслугой менеджмента компании, сколько заслугой менеджмента конкурентов. Уровень продаж Chrysler в июне сократился на 42% по сравнению с маем-2009, что несколько меньше 46%-го падения данного показателя за первые пять месяцев этого года. А сокращение продаж General Motors составило 34% и 41% соответственно. И этот фактор не может не играть на руку их конкурентам.

К тому же неизвестно, как отразится на уровне продаж автомобилей рост стоимости проката, наблюдающийся в большинстве развитых стран. Так, например, германская компания Thyssen Krupp анонсировала подорожание своей листовой продукции на $25 за тонну с 1 августа. И рост цен на металл будет, по моему мнению, продолжаться по мере выхода экономики из кризиса. В частности, наиболее высокий спрос сейчас наблюдается в Турции, где экономика начинает выходить из кризиса. Весной складские запасы листовой продукции там уменьшились, а местная компания Erdemir стала попросту не в состоянии удовлетворить все потребности.

Не на руку американскому автомобилестроению играет и тот факт, что множество предлагающихся на рынке моделей являются морально устаревшими. Так, некоторые модели Chevrolet выпускаются с блоком цилиндров, остающимся неизменным без малого полвека! Большинство автомобилей обладают незавидной управляемостью и повышенным аппетитом. Захотят ли американские потребители ради возвращения к традициям, или же из чувства патриотизма, и далее покупать прожорливые автомобили? Или все-таки, однажды примерив на себя японские или корейские автомобили, они убедятся в их экономичности и надежности, и изменят свои предпочтения? Это ключевой вопрос их выживания…», – заключает он.

«Есть один безусловный плюс от того, что мировые производители продемонстрировали прибыль, – считает генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко, – это то, что производство не будет сокращаться. А значит, не будет расти цена на машины. Ведь если завод выпускает 5 млн. машин в год, то накладные расходы на партию одни. А если он сократит производство до 100 тыс. машин в год, то это окажутся просто-таки золотые машины, и цена на них подскочит до небес. Нам же устойчивая цена на мировые автобренды важна потому, что в июне-июле мы наконец-то можем говорить о стабилизации ситуации на украинском авторынке. В среднем в эти месяцы по Украине продавалось около 11-12 тыс. машин. Это не так уж и много, но по сравнению с апрелем-маем можем констатировать, что падения нет. Если же учесть, что раньше в летние месяцы продаж всегда было меньше – сказывалось снижение деловой активности граждан, – то в целом можно отметить это как положительную тенденцию и даже своего рода рост…».

Кстати, об украинском рынке. По словам Олега Назаренко, постепенное возрождение мирового автопрома, которое констатируют практически все аналитики, не может не повлиять на украинский авторынок. Однако это произойдет не сразу и не так быстро, как хотелось бы дилерам и потребителям.

«Почему в прошлом году, когда Европа уже показывала минус по продажам, наша страна занимала первое место по динамике рынка и показывала чуть ли не 70%-й рост? – задается вопросом г-н Назаренко. – Потому что кризис пришел к нам несколько позже, чем в другие страны. Так же точно будет и с выздоровлением. На данный момент отечественный авторынок уже нащупал свое дно – меньше продаж быть просто не может. Однако выздоровление будет проходить достаточно медленно. Ведь существуют не только объективные причины – такие, как намечающийся выход из кризиса, – но и субъективные…».

По мнению директора Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров, ни для кого не секрет, что европейские страны искусственно стимулируют продажи автомобилей. Например, в России покупателям предлагают пятипроцентный кредит для покупки авто. Во Франции еще в прошлом году начали выдавать по тысяче евро при утилизации старого авто и одновременной покупке нового. В Германии действует примерно такая же схема. У нас же такого не делают, поэтому быстрого роста украинского авторынка не будет.

«Мы недавно предложили Кабмину тоже ввести подобные мероприятия для стимулирования автопродаж: например, чтобы банки, которые будут рекапитализированы, выдавали населению кредиты на покупку авто по льготным ставкам, меньшим, чем ставки коммерческих банков. Это, во-первых, подтолкнуло бы рынок к выздоровлению, а во-вторых, помогло бы самим покупателям. Сейчас наше предложение обсуждается, и, возможно, вскоре будет создана рабочая группа, которая разработает конкретный механизм для этой схемы. Тогда можно будет говорить о том, что выздоровление не за горами…», – уверен он.

Менее оптимистичен Андрей Сидоренко. «Выход страны из кризиса, скорее всего, затянется до февраля-марта 2010 года, поскольку до этого времени все финансовые ресурсы будут так или иначе направляться на выборы. В случае же, если курс национальной валюты упадет до 9 и более гривен за доллар, перспективы продаж автомобилей на украинском рынке вырисовываются отнюдь не в розовых тонах, невзирая на заградительные пошлины…», – подытоживает г-н Сидоренко.
Галина Акимова
«Версии»