Могу копать, могу не копать...
Одна из особенностей любого порта, желающего развиваться, – постоянная необходимость углублять дно и поддерживать его. Здесь работает прямая пропорция: чем глубже становится акватория, тем большего размера суда могут зайти в порт, тем дешевле становится их фрахт для грузовладельцев, тем привлекательнее для них становится порт, тем больше денег получают как стивидоры, так и сам портовые власти, принимая суда с большими размерами. Чтобы создать в порту «Южный» глубины, удовлетворяющие современным требованиям украинских горно-металлургических компаний, что соответствует как интересам государства, так и частников, компания «ТИС» рискнула потратить на дноуглубительные работы более 30 миллионов евро. Пошли на риск, всецело доверяя словам представителей власти, которые заверяли: вы дно углубите, а мы вам денежки потом компенсируем. Но если обещать спешили, то возвращать деньги не спешат до сих пор. Хотя и получают достаточно серьезную прибыль за счет «глубоких вод». Только за прошлый год, благодаря дноуглубительным работам, которые были проведены в порту «ТИСом», порт "Южный" получил дополнительно 19 миллионов долларов. Делить всю эту сумму частные стивидоры, которые и вложили деньги в работу, не просили, но вот вернуть затраты в рассрочку, за 5-10 лет, было бы вполне приемлемо и экономически обосновано. Поскольку за следующие 10 лет порт будет получать дополнительно не менее 30-35 миллионов долларов в год, таким образом вернуть придется около 10% этой суммы, разве это не блестящая экономическая операция? Но в порту "Южном" признать факт выполнения дноуглубительных работ отказались. Казалось бы, почему?
Сами представители «ТИСа» утверждают: ответ на этот вопрос зарыт на дне. Руководителям порта намного выгоднее самостоятельно проводить дноуглубительные работы, заключать договора подряда и контролировать финансы. Ведь денежки-то государственные, хотя пока и в кармане порта. А значит, их можно «размывать» в сметах и обналичивать на откатах или по-народному - воровать.
Для сравнения. Вот копия договора, который подписала частная стивидорная компания «ТИС» на проведение дноуглубительных работ, исполнителем которых выступала компания «Черномортехфлот». Здесь четко указано, что выемка одного кубического метра стоит 24 гривны и 70 копеек.
В дальнейшем «ТИС» отказался от услуг компании в пользу немецких партнеров, которые произвели более качественную выемку при чуть более высокой стоимости - 33,9 гривны за один куб. А вот еще один договор, только уже между государственным портом "Южный" и той же компанией «Черномортехфлот». Только вот стоимость выемки кубического метра уже составляет 64 гривны 13 копеек.
Разница – больше, чем 30 гривен. Согласно договору подрядчик должен разработать и транспортировать на подводный отвал (грунт) в объеме 1400,0 тыс. м куб.
Умножая эти две цифры (1400 тыс. м куб. и 30 грн.), получаем далеко неплохой «бонус» за умело спланированную акцию обналичивания бюджетных средств, который равняется 42 млн. грн!!! Имеет ли право начальник государственного предприятия делать такие финансовые ошибки? Если это, конечно же, можно считать ошибкой, а не специально разработанной схемой обворовывания государства. Что, кстати, тянет согласно ст.191 ККУ на 12 лет с конфискацией имущества.
Потому начальник порта и продолжает упорно не замечать прибыль от дноуглубительных работ, по крайней мере, делает вид и на всех углах говорит, как заведенный, что если отдаст 900 тыс. долл. из 19 млн.долл., то каким-то чудесным образом обанкротится! Эти высказывания, конечно же, похожи на монолог из театральной пьесы, на которую желательно было бы пригласить представителей Генеральной прокуратуры и Службы Безопасности Украины.
Строить – не ломать...
Но, по-видимому, 42 миллиона гривен для 30-летнего руководителя порта не совсем подходящая добавка к официальной месячной зарплате в 11200 грн. Надо бы ее как-то увеличить… Например, заняться «стройкой века», которая по документам проходит как причал №9. Стройка ведь отличнейший повод перенаправить государственные деньги на личные счета. Желательно офшорные. Но об этом немного позже.
Длина причала №9 – 285 метров. Чтобы построить такое сооружение, порту не жалко потратить 158 910 245,8 гривен. В результате несложных математических подсчетов получается 557 579,8 грн., или 72 412,96 доллара за каждый метр.
За качественное сооружение, безусловно, никаких денег не жалко, особенно если это деньги государственные. Только вот сосед-частник, коим является «ТИС», на один метр более сложной и современной портовой конструкции тратит от 45 до 55 тысяч долларов. При этом причалы «тисовцы» делают на метр глубже – 15 метров, а не 14, как в "Южном". Выходит, строить самый современный причал дешевле, нежели его собрата, который по своим техническим характеристикам существенно проигрывает. Если, конечно, строить за свои деньги, а не за казенные. Завышение цены на каждом метре, которое организовал себе руководитель порта «Южный», составляет не менее 25 тысяч долларов. По договору, кстати, уже оплачено более чем 154,5 миллиона гривен, то есть государство уже не досчиталось 53,35 миллиона гривен. Если строительство и дальше продолжится в таком духе, Ю. Крук почти «честно» заработает 7,125 млн. долларов, равно как и государство именно этой суммы и недосчитается.
Пожелавшие остаться офшорными
Каждый мало-мальски уважающий себя бизнесмен рано или поздно пробует популярный экономический наркотик – офшорные компании. Нынешний руководитель порта "Южный", судя по всему, экономический «наркоман» со стажем, имеет таких компаний несколько и активно занимается их развитием. Как? Да благодаря все тому же государству, вернее, руководящей должности, которую ему подарила держава. Один из российских экспедиторов, который, по понятным причинам, не пожелал, чтобы его имя появилось в статье, рассказал нехитрую схему, по которой деньги оседают в офшорном кармане начальника порта. Каждая тонна, которая заходит в порт, перегружается на 2-2,5 доллара дешевле среднерыночной цены в Украине. Казалось бы, в чем причина? Неужели у государственного порта действительно есть необходимость демпинговать? Или же порту не нужны лишние деньги? Реально же, по словам экспедиторов, в нужный момент неожиданно находится человек, близкий к руководству порта, и рекомендует перевести законные, но ненужные государственному предприятию 2 - 2,5 доллара с каждой тонны на специальный офшорный счет. А таких тонн за год – десяток миллионов. Неплохая прибавка к зарплате.
«Бывалые» утверждают, что если проверить этот счет, можно обнаружить как солидные суммы денег, так и непосредственную причастность к ним начальника порта «Южный».
В рот воды набравшие
Представители порта «Южный» тему дноуглубительных работ и строительства причалов «обплывают» десятой дорогой. Несмотря на многочисленные попытки получить комментарии о стоимости дноуглубительных работ и строительства причалов, ответ от Юрия Крука получен так и не был. Дать ответ для Юрия Крука – равносильно, что самому подписаться под пропиской в места не столь отдаленные, чего ему явно не хочется. Ведь бизнес только начинается...