Противотанковая таблетка для Тимошенко
18.08.2009 11:38
…«страна тяжело, но уверенно и стабильно выходит из кризиса», о чем «свидетельствует рост экономики на протяжении последних 5 месяцев».

Последние слова сильно встревожили: какой дельфин ее укусил? Если падение на треть – это рост, то что тогда называется кризисом?

Для начала – небольшие путевые заметки из лично пережитого. Белек – самый фешенебельный курорт турецкого Средиземноморья. Здесь только пятизвездочные отели и великое множество полей для гольфа. И контингент отдыхающих всегда был соответствующим. Наша элита в гольф не играет. За исключением нескольких модников. Приезжали в основном туристы с Запада.

В этом сезоне все переменилось. Дорогие отели Анталии спасают русские, украинские и казахские отдыхающие. Их (на глаз) не меньше 70% от общего числа обитателей. Казахи особенно колоритно смотрятся на вечерней прогулке по отельным резервациям в бриллиантах, на шпильках и с театральным макияжем. Надо же где-то показать благополучие. По Целинграду так не походишь…

Впрочем, наши люди им по части курьезности не уступают. Представьте себе картину: море, солнце, апельсиновые деревья, на шезлонгах раскинулась «чемна українська сім’я» из шести человек провинциального вида. Судя по цвету кожи – они тут давно. И это, заметим, при стоимости отдыха от «полторушки» в неделю на человека. Глава клана – типичный местечковый чиновник (это видно даже по купальным принадлежностям а-ля семейные трусы в горошек) с умным видом вещает по мобильнику: «Оце, коли я був у Юлії Володимирівни, я їй казав, що нам не виплатили ще за минулу повінь. В мене люди на городах живуть, дахів нема. Води нема. Жах!». И так полчаса, невзирая на очень даже недешевый роуминг.

Подозреваю, что для этого «пингвина» кризис даже не начинался. Что в таком случае говорить о его кураторах в Кабмине, министрах, вице-премьерах и Леди Ю?! Из окна правительственного автомобиля или реактивного бизнес-джета с белыми кожаными сидениями проблемы в экономике всегда выглядят иначе, чем если стоять целый день на базаре под палящим солнцем. Или делить на 30 дней пособие по безработице, уменьшенную вдвое зарплату, а то и вообще «жировые накопления» с лучших времен. Правильно старые люди говорят: «Пока богатый похудеет, бедный с голоду опухнет!».

Но прочь эмоции. Эмоции это всегда субъективно. Возьмем данные самого лояльного к правительству «мониторингового органа» – Госкомстата. Он сообщает, что весной падение промпроизводства в Украине составляло 31,8%, в июне – 27,5%, а в июле – 26,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это самые высокие показатели в СНГ. По итогам января-июля падение промпроизводства в стране по отношению к 2008-му году замедлилось до 30,4%. Круто. Один процент с «хвостиком» отыграли.

Изучаем статистику дальше. За 7 месяцев текущего года производство в добывающей и перерабатывающей промышленности сократилось на 32,1% по сравнению с показателями 2008 года. Добыча неэнергетических полезных ископаемых – на 32,6%. Производство кокса и продуктов нефтепереработки – на 13,6%. Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий упало на 41,2%; производство стройматериалов и другой неметаллической продукции – на 38,4%, химическое производство – на 31,1%. Общие показатели в сфере машиностроения – на 52,5% (!). Производство машин и установок – на 46,7%. Производство транспортных средств и оборудования – на 65% (!). Где тут виден рост экономики на протяжении последних 5 месяцев?

То, что в июле темпы падения кажутся меньшими, чем раньше, вовсе не означает улучшение ситуации. Скажу по секрету, в августе будет еще лучше, а в сентябре – вообще выйдем на рекорд. Принцип фокуса с цифрами прост, и мы о нем уже писали. Статистическое улучшение достигается за счет того, что базой для сравнения берется III-IV кварталы прошлого года, когда уже начался небольшой спад. И это презентуется правительством как рост экономики.

По мнению директора экономических программ Украинского центра экономических и политических исследований Василия Юрчишина, вместо того чтобы концентрироваться на рисках, на проблемах, от которых мы никуда не денемся, большое внимание может быть уделено "причесыванию статистики". «Было зафиксировано падение промпроизводства свыше 30%, а сейчас получится только 20%. Прогресс? Прогресс! Даже многие журналисты, когда пишут, не акцентируют внимание на факторе базы, а он имеет огромное значение», – объясняет г-н Юрчишин.

Но, сколько ни говори «прогресс», жизнь лучше не станет. Более того, все эти предвыборные пиар-штучки очень пугают, поскольку обозначают опаснейшую тенденцию: не бороться с кризисом, а не признавать его. Если раньше Юля, как Родина-мать, звала всех типа преодолевать экономические беды, то теперь, окончательно и бесповоротно осознав тщетность усилий, перешла на аутотренинг. «Кризиса нет! Вам лучше! Лучше! Температура падает! Вы расслабляетесь! Расслабляетесь и голосуете! А потом приходит маленький пушистый зверек, и все заканчивается…».

Думаю, перемена стратегии прямо связана с полетами нашей трудолюбивой девочки в Крым. Жаркое солнце, грязное море и запах туалетов на Ай-Петри (в каждом из которых висит объявление «Не срать, только мочиться!», ибо канализация еще не дошла до сих благословенных мест), видимо, навели ее на мысль, что в этой стране есть только одно эффективное антикризисное лекарство – «противотанковая таблетка». Не слышали о таком? Говорят, отличная штука. Сидишь в окопе, на тебя едет танк. Таблетку принял – танка нет. Так и ЮВТ – кризиса нет, и точка.

Кстати, насчет Крыма. При всей искренней попытке воспитать в себе патриотизм, не могу понять: почему недвижимость в Крыму (в том числе и та, которой пользуется премьер-министр) стоит сотни тысяч долларов? Если не миллионы. Все в том же Белеке стройными рядами стоят симпатичненькие трехэтажные коттеджики со всем фаршем, выразительного красного цвета, от которых до муниципального пляжа с шезлонгами, зонтиками и прочими атрибутами цивилизации – пятнадцать минут бодрой рыси. И цена у этого удовольствия – 20 тыс. евро (или $30 тыс.). За три этажа.

Знаете, почему так дешево? Потому, что у людей там нет свободных денег. Они все вложены в производство, бизнес, завтрашний день. А у нас есть только день сегодняшний: его бы пережить, отхватить кусок собственности или голосов наивного электората, а завтра хоть трава не расти и свинья не поросись. Неудивительно, что весь мир озабочен кризисом, и только у нас на фоне самого большого падения производства все спокойно и хорошо…
Галина Акимова
«Версии»