И, по прогнозам экспертов, в течение месяца еще подорожает. Типичный парадокс для нашей перекошенной экономики. Что удивительно: несмотря на приближение выборов и связанную с этим острую необходимость пиариться, правительство как воды в рот набрало, не говоря уже о президенте, который пилит по дереву и гладит коз в зоопарке.
Сводки с иностранных «нефтяных полей», по меньшей мере, удивляют. Цена фьючерсного контракта на нефть марки WTI на сентябрь в электронных торгах на Нью-йоркской товарной бирже (NYMEX) колеблется вокруг отметки $66-67. При этом она постоянно снижается, как минимум, на несколько долларов. Спрос на бензин находится на минимальном уровне за последние три месяца. Одна из причин – коммерческие запасы нефти в США выросли на 2,52 млн. баррелей – до 352,029 млн. баррелей. Следовательно, участники нефтяного рынка полагают, что это поможет американцам безболезненно пройти сезон ураганов в Северном полушарии, который длится с лета по ноябрь.
Тем временем Украина живет так, будто мировой конъюнктуры не существует вовсе. А все объяснения экспертов, почему это происходит, вызывают, по меньшей мере, улыбку. «Бензин будет дешеветь только тогда, когда нефть упадет серьезно. Если нефть упадет в два раза, то мы увидим цену в 3,50, – говорит Андрей Пономарев, эксперт финансового рынка. «Но если она упадет на 10%, то, возможно, разницы никакой не будет. Вот такой период. Там такая зона нечувствительности», – добавляет он.
Интересно мужик загнул насчет зоны нечувствительности. Но, если посмотреть на цифры, то где он ее нашел? Одна сплошная «эрогенная зона». За время кризиса произошло даже не двукратное, а трехкратное падение мировых цен на нефть: со 145 до 35 долл./баррель. И что, это как-то отразилось на стоимости топлива в Украине?
Нет. Всего с начала года бензины в Украине подорожали на 54-55%, а дизельное топливо – на 15,4%. Меньшие темпы роста цен на дизтопливо связаны с тем, что акциз на него будет повышен осенью, после завершения полевых работ.
Как отмечают профессиональные издания, «бензин марки А-95 в октябре-декабре подешевел лишь на треть – с 6,60 грн. до 4,70 грн. Однако уже в середине декабря цены на бензин начали расти, перешагнув планку в 5 грн. и достигнув к маю показателя 5,30-5,50 грн…».
Интересно, что летом нефть снова подорожала до 70 «зеленых» с хвостиком. Но у нас она начала подниматься в цене значительно раньше. Более того, в то время, когда доллар в Украине по разным причинам падал (июль), «горючка» все равно дорожала. Поэтому говорить о том, что есть прямая зависимость цены доллара и А-95, – сложно.
А причины происходящего внятно не объясняет никто. Есть только версии. Например, и.о. председателя АМКУ Александр Мельниченко считает, что негативную роль в процессе повышения цен на светлые нефтепродукты сыграла деятельность экспертно-аналитической группы при Минтопэнерго, которая устанавливала рекомендуемый ценовой коридор. «В своих расчетах группа не учитывала себестоимость светлых нефтепродуктов украинского производства, на чем настаивал АМКУ», – отметил Мельниченко.
Министр топлива и энергетики Юрий Продан некомпетентность или даже коррупционный умысел своих советников не комментирует. Но все списывает на… спекулянтов-потребителей. Дескать, эти сволочи решили затовариться горючим по самое «не балуй», отчего цены на бензин и скачут. «Я считаю цены несколько завышенными, поскольку есть определенный спекулятивный спрос, связанный с ожидаемым снижением гривны», – сказал он журналистам.
Не знаю, как вы, а я с трудом представляю себе городского жителя, создавшего нефтехранилища на территории даже просторной квартиры. Потому г-ну Продану верится с трудом.
Думаю, ближе к истине экс-министр топлива и энергетики, а ныне депутат Юрий Бойко. Причиной подорожания бензина он называет монополизм определенных политических сил на рынке нефтепродуктов и "непрофессиональные действия правительства в части координации цен на внутреннем рынке нефтепродуктов".
Он также присоединяется к мнению Мельниченко относительно экспертов Продана. Депутат считает, что экспертно-аналитическая группа, которая должна готовить соответствующие расчеты для всех участников рынка нефтепродуктов, сейчас превратилась в механизм общения с трейдерами, "которая просто присутствует и смотрит, как растут цены".
Проезжая на дорогом бензине мимо бил-бордов из серии «Позвони, узнай, что будет завтра», решили поговорить на эту тему с Тигипко. Но Сергея Леонидовича к трубке почему-то не позвали. Видимо, он был занят распределением мест в «братской могиле» объединенного президентского квартета БГЯ+Т (т.е. Тигипко, Яценюк, Богословская и Гриценко).
Вместо этого оператор многоканального телефона посоветовал тщательно изучить высказывания своего босса в прессе. Изучили. Оказывается, Тигипко полагает, что нормализации ситуации на рынке нефтепродуктов будет способствовать стабилизация Национальным банком Украины курса гривны, а также реализация продукции, изготовленной из нефти, добытой на территории Украины, себестоимость которой в 5-7 раз ниже импортной.
Мне вообще импонирует этот подход. Такое впечатление, что банкир-кандидат подворовывает «противотанковые таблетки» у Тимошенко, но заедает их каким-то антидотом. Поэтому у нее кризиса нет совсем, а у него есть, но чуточку и совсем не страшный.
Отсюда и рекомендации в стиле совы из анекдота. Помните? К сове пришли две какие-то зверушки (типа мышек или кроликов) и говорят: «Скажи, мудрая сова, что нам сделать, дабы нас не кусали, не обижали и не гоняли по всему лесу злые хищники?». Сова подумала и ответила: «Вам нужно нарастить иголки. Как ежикам!». «Это мудро, – сказали мышки. – А как именно?». «Это уже не моя проблема», – ответила сова.
Так вот у Тигипко получается точно, как в анекдоте. Дескать, надо Нацбанку стабилизировать гривну, и цена бензина упадет. Остается сущий пустяк: придумать, как ее стабилизировать. Над этим вопросом уже ломают головы все отечественные и заморские финансисты, но что-то никто еще не предложил плана спасения.
В общем, возвращаемся к исходной позиции: бензин дорожает, вне зависимости от того, сколько стоит нефть на мировом рынке. И никто не объясняет, почему. Решили поговорить с операторами рынка.
В частной беседе они объяснили все просто: татары со своей нефтью ушли с «Укртатнафты», и крупнейший нефтеперерабатывающий завод питается чем попало, а то и вовсе стоит. Из-за того, что все нефтяные потоки известной ФПГ переориентированы на него, Дрогобычский и Наддвирнянский НПЗ почти закрыли. Конечно, они выпускали редкую гадость, но в западных регионах даже их «компот» находил своего потребителя.
Херсонский НПЗ был закрыт на ремонт, а, закончив его, вроде бы так полностью и не запустился. А ТНК якобы в основном перерабатывает давальческую нефть с дальнейшим вывозом из Украины. Поставляет на заправки, мягко говоря, понемногу, и сеть расширять не спешит. «Лукойл», отремонтировав Одесский НПЗ, по слухам, бензин из своей нефти большей частью увозит, а перерабатывает нефть изгнанной из Кременчуга «Татнефти». При этом за 7 месяцев текущего года Одесса увеличила выпуск бензина на 28,8%, дизтоплива – на 37,3%, а мазута – на 12,9%.
Но уже в июле НПЗ сократил переработку нефти по сравнению с июлем 2008 г. на 68,8% – до 75,9 тыс. т и сократил выпуск нефтепродуктов, в том числе бензина на 72,9% – до 9,7 тыс. Заметим, что цифры шокирующие, поскольку предприятие может перерабатывать 2,8 млн. т нефти в год.
Что все это значит? То, что перерабатывающие предприятия работают не на полную катушку. Им выгодно не заливать бензином украинский рынок и не допускать сюда конкурентов.
С импортерами – еще банальнее. Отсутствие кредитования и другие проявления кризиса заставили замереть сотни мелких структур. А крупные то ли договорились между собой, то ли негласно и неофициально разделили рынок, но в отсутствии конкуренции они просто выставляют те цены, которые позволяют им получать ПРИБЫЛЬ.
Разговоры о низкой рентабельности нефтяного бизнеса, как сообщили по секрету сами операторы, это миф, совершенно не соответствующий действительности. С бензина можно очень хорошо жить, о чем прекрасно знает и Леди Ю, и экономически продвинутое окружение гаранта Конституции, и тем более советник Продана.
Почему в таком случае премьер не пытается повторить свой «подвиг» образца 2005-го и с наскока постараться урегулировать цены? Потому что, видимо, опыт ей подсказывает: ничего не выйдет. Нефтетрейдеров победить нельзя, с ними нужно дружить, подвергая системной бюджетной дойке.
Именно бензиновая сфера дает бюджету неплохой и стабильный доход. Не случайно о повышении акцизов на бензин и дизель, а также пошлин на импорт нефтепродуктов речь в парламенте идет постоянно. И в ближайшее время будет принято новое решение, теперь уже по инициативе «Укравтодора». Таким образом, с молчаливого согласия власти нефтяной бизнес перекладывает свои проблемы на потребителя. В результате, заправить машину и поехать на отдых уже не всякая семья может себе позволить. Но раз молчат – значит, терпимо, а раз терпимо – есть потенциал прикрутить гайки еще. Посему цена в 8 грн. за литр А-95 явно не предел фантазий нефтяного лобби…
20.08.2009 12:03