…чиновниками Кабмина, Национального банка и секретариата президента, а осложнен тем фактом, что Киев до сих пор не выполнил ключевые условия для продолжения сотрудничества с фондом. Это констатировали сами украинские чиновники по итогам сентябрьского заседания мониторингового комитета правительства по выполнению критериев, необходимых для получения кредитных средств МВФ.
Таким образом, своевременное получение очередного транша в размере почти 4 млрд. долл. (2,5 млрд. СПЗ) зависит исключительно от сговорчивости и доброй воли визитеров из Вашингтона. Но транш — пока единственное и имеющее решающее значение реальное подспорье для украинских властей в противостоянии обостряющимся бюджетным проблемам и участившимся резким скачкам валютного курса. Без которого отечественная финансовая система рискует оказаться ввергнутой в полномасштабный хаос.
Это прекрасно понимают и вряд ли собираются допустить в МВФ. Поэтому его функционеры будут вынуждены смотреть на украинские «грешки» сквозь пальцы. И очередную порцию помощи, хоть и с возможной задержкой, но все-таки, скорее всего, предоставят.
Так что до окончания президентских выборов украинская госмашина будет всеми правдами и неправдами выполнять как внешние, так и внутренние обязательства. А вот что случится потом, следующей весной, то этим вопросом украинские государственные дамы и мужи, очевидно, «особливо не переймаються».
Последняя осень
Итак, четвертый, последний в этом году, транш кредитных средств Международного валютного фонда до сих пор остается под вопросом. Кабмин так и не принял решения о реформировании НАК «Нафтогаз Украины», повышении тарифов на газ для населения и увеличении пенсионного возраста. Могут возникнуть претензии и к Нацбанку, который, по сути, лишь формально выдерживает двухпроцентный лимит максимального отклонения между официальным и межбанковским курсами гривни к доллару (высчитывая «потолочный» средневзвешенный валютный курс на межбанке, который не соответствует действительности).
Не особенно преуспел банковский регулятор и в установлении консолидированного надзора за банками и финансовыми группами. Более того, по нашим сведениям, нарушения условий меморандума со стороны Нацбанка становятся все более систематическими. Так, по словам источника издания в НБУ, в конце августа регулятор уже допускал снижение резервов ниже минимального уровня, оговоренного в программе сотрудничества с МВФ. Произошло это из-за задержек с переводом из Вашингтона доли Украины в 250-миллиардных заимствованиях МВФ в размере 1,6 млрд. долл.
Однако первый звоночек о том, что Нацбанку не хватит резервов на поддержание курса гривни при сохранении нынешней модели валютной политики, не привел к пересмотру данной политики. Центробанк хоть и перешел на продажу валюты коммерческим банкам исключительно на основе аукционов, продолжает все так же непрозрачно распределять доллары из резервов, манипулируя аукционным курсом отсечения, который остается намного ниже рыночного.
В результате такой политики, в которой усматриваются явные коррупционные составляющие (разница между аукционным и рыночным курсом колеблется в пределах 30—50 коп. на долларе), доступные для валютных интервенций резервы НБУ могут исчерпаться уже к концу октября.
«Где деньги, Зин?..»
Согласно одному из оговоренных с МВФ критериев эффективности выполнения программы, чистые валютные резервы НБУ должны составлять эквивалент 16,6 млрд. долл. на конец сентября с.г.
По данным Нацбанка, по состоянию на 1 сентября в распоряжении регулятора оставалось 28,87 млрд. долл. За вычетом поступивших от МВФ в рамках первых трех траншей кредитных средств в размере 10,9 млрд. долл., в распоряжении центробанка до конца первого квартала должно было остаться около 17,97 млрд. долл. резервов. Таким образом, в сентябре на поддержку курса Нацбанк мог израсходовать 1,37 млрд. долл. К концу сентября из этой суммы были потрачены около 1,3 млрд. долл., из которых на удовлетворение потребностей банковских клиентов ушла почти половина ассигнований — 530 млн. долл.
Исходя из критерия эффективности резервов, который за четвертый квартал снижается с 16,6 до 14,9 млрд. долл., до конца года НБУ может израсходовать всего лишь 1,7 млрд. долл. Из которых как минимум 100—250 млн. потребуются НАК «Нафтогаз Украины» для оплаты закачки газа в хранилища. (По нашим сведениям, оставшиеся 500 млн. долл. НАК купит у Проминвестбанка, который получил от материнской структуры — российского Внешэкономбанка — деньги на увеличение капитала.)
По словам и.о. министра финансов Игоря Уманского, в четвертом квартале необходимо будет изыскать еще около 400 млн. долл. для проведения плановых выплат по внешнему долгу Украины. Однако эти расходы, скорее всего, будут профинансированы не из резервов НБУ, а за счет 400 млн. долл. кредита от Всемирного банка. Координатор финансовых проектов Всемирного банка в Украине, Беларуси и Молдове Мариус Висмантас говорит, что эти деньги уже поступили в Украину и зачислены на счета правительства.
В резервы же Нацбанка напрямую попадают только 457 млн. долл., оставшихся от доли Украины в заимствованиях МВФ, которые на днях также были перечислены в Киев.
Таким образом, к началу октября в распоряжении НБУ осталось около 2 млрд. долл. для проведения интервенций на валютном рынке — сумма определенно недостаточная, чтобы полноценно влиять на межбанковский валютный рынок. Только целевые аукционы для погашения кредитных обязательств частных клиентов высасывают из резервов около 200 млн. долл. в месяц (общая потребность — 600—650 млн. долл. до конца года). Еще около 400 млн. долл. потребуется банкам для погашения своих внешних обязательств (Укрсиббанк и Альфа-Банк с синдицированными кредитами на 55 и 57,5 млн. долл.; банк «Форум» с еврооблигациями на 100 млн. долл. с погашением в октябре, а также Укрсоцбанк с синдикатом на 200 млн. долл. с погашением в декабре 2009-го).
Таким образом, в четвертом квартале на сглаживание резких скачков курса на межбанковском валютном рынке практически остается всего около 1 млрд. долл. ресурсов. Потратив большую сумму из резервов на поддержание гривни, Нацбанк пробьет нижнюю границу допустимого объема валютных резервов, оговоренную с МВФ, что чревато отказом или задержкой с предоставлением четвертого транша. Поэтому в ближайшие несколько недель НБУ, вероятнее всего, сведет до минимума свое участие в поддержании курса гривни на межбанке.
Фокус-покус
Несмотря на очевидную брешь в резервах и высказывавшиеся многими наблюдателями опасения о неизбежном продолжении девальвации гривни уже в конце сентября, курс доллара на межбанковском рынке на протяжении всей предыдущей недели опускался, достигнув уровня в 8,3 грн. за доллар. Затем и вовсе произошел локальный обвал: в течение вторника-среды гривня укрепилась до 8,17 грн./долл., в результате чего курс покупки «зеленого» в большинстве обменников опустился до 8,0 грн./долл.
Эксперты утверждают, что ослабление доллара связано с несколькими факторами. Во-первых, резко сократился спрос на наличную валюту (за 25 дней сентября чистая покупка валюты физлицами составила 265 млн. долл.). Во-вторых, пришло время квартальных платежей, под которые экспортеры продают валюту. И, наконец, в-третьих, Нацбанк заставил банки с иностранным капиталом продавать доллары для достижения нормативного значения валютной позиции. «Это немаловажный фактор, который оказал влияние на курс в конце сентября, — говорит начальник казначейства «Райффайзен Банка Аваль» Владимир Кравченко. — С одной стороны, некоторые банки и так не выполняют установленные нормативными актами НБУ (постановления №107—109) требования к размеру валютной позиции. С другой — в конце квартала происходит увеличение размеров позиции за счет начисления процентов по валютным кредитам, и чтобы не выбиться из нормативов, банки обязаны валюту продавать».
Эту версию подтверждает и поведение банков с иностранным капиталом на рынке наличной валюты. Большинство из «иностранцев» отказывались покупать валюту. Например, в «Форуме» покупали ее только по предъявлению паспорта, Укрсоцбанк установил ограничение покупки валюты у одного клиента на уровне 200 долл., а Сведбанк отказывался покупать более сотни «зеленых», ссылаясь на отсутствие гривни.
При этом эксперты говорят, что обвал курса доллара 30 сентября был вызван жадностью самих банков. «Все ждали, что курс пробьет отметку в 10 грн. и держали валюту до конца. А Нацбанк только подзадорил спекулянтов, официально объявив, что на четвертый квартал в его распоряжении остается не более 1,1 млрд. долл.», — говорит один из авторитетных банкиров.
По его словам, ситуация на межбанке показывает, что многие финучреждения с украинским капиталом могли знать о загоне больших «аленей-иностранцев» и поэтому активно скупали валюту на межбанке в закрома. Особенно на этом поприще, по свидетельству участников рынка, отличились Приватбанк и «Финансы и Кредит», в то время как активные покупатели, такие как «Калион» и «Эрсте Банк», в эти дни валюту также продавали.
Уже в четверг курс снова начал расти — и практически выровнялся на межбанковском и наличном рынках на отметке 8,3—8,4 грн./долл.
Туманное будущее
Останется ли курс гривни в коридоре 8,0—8,5 грн. за доллар до конца года, будет зависеть, прежде всего, от состояния платежного баланса страны, а также от доброй воли Международного валютного фонда, который должен принять решение о выделении Украине четвертого транша кредитных средств.
С точки зрения платежного баланса (ПБ), ситуация выглядит не так уж и плохо: дефицит текущего счета ПБ по итогам августа составил около 44 млн. долл. по сравнению с 348 млн. долл. в июле. Дефицит финансового счета ПБ, который и покрывает своими средствами МВФ, превысил 2,6 млрд. долл. (на его покрытие 1,6 млрд. долл. поступили от МВФ и 1 млрд. долл. потратил НБУ из резервов).
Сентябрьский и октябрьский дефициты текущего счета платежного баланса если и расширятся, то незначительно — в основном за счет расходов НАК «Нафтогаз» на закупку газа (порядка 100—150 млн. долл. в месяц). Этот дефицит вполне может быть компенсирован относительно стабильным экспортом металлургии (падение производства в августе по сравнению с июлем — около 0,3%) и экспортом урожая зерновых (по итогам сентября, сбор зерна должен увеличиться примерно на 10 млн. тонн).
Значительного оттока по финансовому счету также не предвидится: погашение банковских долгов уже учтено Нацбанком, коммерческие же долги в большинстве своем будут реструктуризированы (уровень перекредитования коммерческого сектора в августе составлял около 75%).
В такой ситуации валюта нужна правительству лишь для покрытия дефицита бюджета и для финансирования НАК на закупки газа у «Газпрома». Источником этой валюты для Кабмина, несомненно, является четвертый транш кредита МВФ в размере 3,96 млрд. долл.
Вероятность получения денег от МВФ в конце октября — начале ноября весьма высока, даже несмотря на невыполнение данных фонду обещаний. Правительство всегда может сослаться на неработающий парламент, который не дает ему возможности провести соответствующие изменения в законодательстве.
Средств фонда будет более чем достаточно, чтобы покрыть потребности газового монополиста в валюте на ноябрь—январь (необходимо около 2—2,2 млрд. долл.). Оставшиеся от транша 1,7—1,9 млрд. долл., которые, по мнению главы службы социально-экономического развития секретариата президента Украины Романа Жуковского, будут зачислены на счета Кабмина, правительство сможет потратить на покрытие дефицита бюджета. Полученная от МВФ валюта, скорее всего, постепенно будет реализована НБУ, что позволит перекрыть бюджетный разрыв в 15—17 млрд. грн., которым, по явно чересчур оптимистичным оценкам, надеются ограничиться в Кабмине.
Таким образом, после выделения Украине четвертого транша кредита МВФ на межбанковский рынок постепенно попадет около 2 млрд. долл., чего, с учетом запасов Нацбанка, достаточно для стабилизации ситуации на рынке до конца года (если исходить из средних объемов валютных интервенций НБУ в августе — около 900 млн. долл. и сентябре — около 1300 млн. долл.). Соответственно, относительно стабильный курс гривни до президентских выборов, несомненно, будет удержан.
Без ответа остается только вопрос о том, что собирается делать политическая элита в следующем году. Ведь рассчитывать на продолжение сотрудничества с МВФ, исходя из текущего выполнения договоренностей, Украина вряд ли сможет. А значит, в 2010-м надеяться придется только на свои силы и остатки резервов НБУ, которые к началу будущего года составят около 14,5 млрд. долл. (без учета кредита МВФ) и которых хватит только на финансирование критического импорта. Общая же потребность Украины в валюте на следующий год, по данным Международного валютного фонда, превышает 30,4 млрд. долл. Однако столь «отдаленная» перспектива — что будет после президентской кампании, для ее участников содержит пока слишком много «если». Поэтому заморачиваться такими вопросами никто не хочет — им бы квартал простоять да посты поделить…
06.10.2009 12:34