Таможенный союз: кому в нем жить хорошо?
13.04.2011 12:06
Но украинская сторона, по оценкам экспертов, несмотря на открытое заявление Президента о возможности вступления в ТС, скорее, склонна найти мягкую форму отказа и вернуться к европейским перспективам. Кроме того, хоть членство Украины в ВТО де-юре не исключает ее вступления в единое экономическое пространство, украинские эксперты уверены: де-факто это может создать некоторые проблемы.

Так зачем же Украине вступать в ТС? Пока вчера российский премьер Владимир Путин пытался убедить украинскую власть в правильности такого шага, эксперты трех стран – России, Казахстана и Украины – за круглым столом в Киеве обсуждали возможные преференции и негативы от такого решения.

Ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев сразу же попытался оперировать цифрами: согласно подсчетам украинского и российского Института мировой экономики, Украине ТС сулит немалые дивиденды уже в первый год членства.

«Сегодня мы можем говорить о таких результатах работы Таможенного союза: общий прирост внешнего торгового оборота вырос на треть, импортные пошлины выросли в три раза, можно отметить взрывной рост взаимной торговли стран-участниц. Кроме того, в нашей работе намечаются и некоторые перспективы, например, недавно правительство Киргизии заявило о намерении присоединиться к нам. Украина же, по нашим подсчетам, может получить около 10 млрд. долларов прироста торгового баланса уже в первый год членства. И это притом, что сегодня дефицит его сегодня составляет 5 миллиардов», – очертил радужные перспективы для нашей страны российский эксперт.

От подписания договора о едином экономическом пространстве с Россией, Белоруссией и Казахстаном выиграют все стороны, не переставал убеждать представитель комиссии. А рост украинской экономики будет возможен за счет отмены экспортных пошлин и перехода на взаимовыгодные цены на газ. Кстати, последнее обещание вызывает очень много сомнений у украинских политологов и экономистов, ведь, как известно, цена на газ привязана к цене за баррель нефти, а она значительно дорожает на мировом рынке. Здесь возникает вполне логичный вопрос: как же Россия собирается продавать нам дешевый газ, если цены на него внутри их собственной страны, возможно, уже скоро приблизятся к мировым показателям?

Сергей Глазьев объясняет этот феномен тем, что руководство смотрит вперед и будет работать на перспективу. При этом он не исключает, что бюджет Российской Федерации понесет убытки.

«Зачем России это надо? Я объясню. Дело в том, что мы смотрим в будущее, и хоть изначально бюджет страны что-то и потеряет, но рост экономики в ближайшие десять лет позволит поднять ВВП на одну треть. При этом для самой Украины показатель роста торгового баланса в 10 миллиардов – это только начальная цифра. В течение десяти лет можно будет говорить о цифрах на целый порядок выше», – уверен Глазьев.

С украинской стороны обещания российского эксперта вызвали немало критики. Первое, с чем не согласны отечественные эксперты – это цифры. По их мнению, показатели профита Украины от вступления в ТС серьезно преувеличены. И хоть отечественные эксперты полностью не отрицают необходимости сотрудничества со странами бывшего СНГ, все-таки считают, что эта перспектива должна широко обсуждаться в обществе.

Директор украинского института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский считает, что главной проблемой для нас в сотрудничестве со странами СНГ в ТС может стать устаревшая структура экономики. Более того, он уверен: ТС только усугубит положение Украины.

«Наша проблема в устаревшей структуре экономики. И во многом она поддерживалась как раз поставками дешевого газа. Если Украина вступит в Таможенный союз – у нас нет перспектив», – сделал неутешительный вывод эксперт.

Как отметил Бураковский, давление со стороны России в этой ситуации вообще неуместно. Разговоры на тему «давайте попробуем, и все получится» не соответствуют действительности, уверен эксперт.

«Для нас Таможенный союз – это не самоцель, самоцелью для нас должна стать модернизация экономики», – заявил он.

На что генеральный секретарь ЕврАзЭС Таир Мансуров нашел свой довод: торговый оборот Украины составляет 112 миллиардов долларов, в том числе со странами ЕврАзЭС – 42 миллиарда. Он выразил уверенность, что эти цифры должны сломать стену критики и подтолкнуть Украину к еще более тесному сотрудничеству со странами на постсоветском пространстве.

Глазьев же в ответ на обвинение Бураковского в том, что ТС исключает модернизацию в любом виде, ответил:

«Это очень неприятно слышать, что вы считаете наше сотрудничество противоречащим модернизации экономики. Ведь создавая большое единое экономическое пространство, мы, в первую очередь, привлекаем сюда инвестиции. Кроме того, у нас есть возможность наладить сотрудничество в стратегических отраслях, таких как авиа- и кораблестроение».

Стоит отметить еще одну очень важную тезу, вынесенную как итог Игорем Бураковским.

«Нужно не забывать, что экономика – это не только производители, но и потребители тоже», – очень четко подметил эксперт.