...действиями иностранных компаний. Виной ли тому вполне объяснимая, но временами боязливо-гиперболизированная забота о бизнесе, несущем деньги в наши пенаты, или дело в отношении самого инвестора к земле украинской – неизвестно. Скорее всего, второе.
Создается стойкое впечатление, что акулы европейского бизнеса принимают нашу страну за африканское государство. В этом государстве аборигенами ведется какой-то бизнес, но белый человек может прийти, и на свое собственное усмотрение чужое дело забрать, перераспределить, закрыть, уничтожить.
Как «Лектравы» сменили владельца
Житомирскому заводу по производству фитопрепаратов «Лектравы» - больше 80 лет. Он проработает еще сотни лет, пока сами травы не переведутся на отечественных полях, благо, спрос на продукцию стабилен. Практически у каждого человека дома имеется сбор того или иного растения, приобретенный в аптеке. На упаковке, с вероятностью 99,9% написано – «Житомир, «Лектравы».
До конца девяностых годов прошлого века предприятие было государственным, и принадлежало народу, однако в 1999 его преобразовали в закрытое акционерное общество. Многообещающая идея выведения непререкаемого лидера на рынке фитопрепаратов из госсобственности принадлежала Федору Васильевичу Крисану, многолетнему директору завода «Лектравы».
К 2001 году количество работников ЗАО (владельцев акций) составляло 479 человек. А к 2003 году эти работники, гордо именуемые «акционерами», начали свои ценные бумаги продавать. Продавали люди акции, разумеется, дешево, а приобретал их через доверенных лиц… Федор Крисан.
Мотивация граждан, добровольно отказывавшихся от доли в прибыльном предприятии легко объяснима – как можно не подчиниться руководству, если за неповиновением вполне логично последует увольнение? Так предприятие стало фактически собственностью одного человека.
Немецкий интерес
Когда именно ЗАО «Лектравы» заинтересовало немецкий концерн «Martin Bauer Group» - неизвестно. Однако к 2010 году интерес иностранной компании с миллиардным капиталом трансформировался в конкретные действия. Причем, действия весьма специфического свойства. Вольфганг Хиддинг, менеджер по связям с общественностью «Мартин Бауэр», произнес как-то интересную фразу:
– «У нас богатый опыт продвижения на иностранных рынках, и мы знаем, что каждый рынок имеет свои особенности».
По-видимому, «особенностью» рынка украинского для немцев является возможность решать вопросы в обход законодательства. Под «богатым опытом», в свою очередь, вероятно подразумевается на самом деле солидный опыт захвата предприятий и земель. Достаточно специфическим образом происходит этот процесс в странах развивающихся. В республиках же бывшего Союза «Мартин Бауэр» также успел отметиться. В частности, в Грузии. Отголоски того скандала, что произошел, когда немецкий концерн заходил в чайную отрасль бедной страны, до сих пор звучат на грузинских форумах.
Но вернемся к украинским событиям годичной давности. Вероятно, в 2010 году немцы сделали Крисану предложение, от которого тот не смог отказаться. Были ли выложены на стол доказательства незаконной скупки акций у сотрудников «Лектравы», или же дело обустроили с помощью заманчивого предложения материального свойства – знает лишь сам Крисан.
Так или иначе, в ноябре 2010 года состоялось собрание акционеров, на котором последние были поставлены в известность о немедленной необходимости передачи акций дочерним структурам «Martin Bauer Group».
Дабы предоставить возможность высказать свой взгляд на конфликт немецкой стороне, мы обратились за комментариями к партнеру юридической компании «Beiten Burkhardt» Богдану Боровику, представляющему интересы ЗАО «Лектравы» и холдинга Martin Bauer Group в судах. Однако Боровика, как оказалось, больше интересует не возможность высказать мнение, а… личность журналиста:
- Какое издание вы представляете, и что собираетесь писать – статью, журналистское расследование?
То есть, в зависимости от того, какое издание берет интервью, ответы варьируются? Мы представились, и подтвердили – да, готовится статья-расследование, и нужны комментарии второй стороны, то есть, инвестора. Вопросы у нас достаточно простые – чем конфликт вызван, почему немецкая сторона не получила разрешения Антимонопольного комитета на концентрацию пакета акций, и был ли проведен аудит предприятия перед его покупкой. Никаких корпоративных секретов выведывать не собираемся, коммерческие тайны нас тоже не интересуют. Однако юрист был непреклонен:
- Вышлите вопросы мне на е-мейл, я согласую с клиентами – будем ли мы давать комментарии, или нет.
Вопросы отправились на электронную почту Боровику, но вместо ответа юрист написал письмо, в котором вновь поинтересовался телефонным номером редакции, и моими контактами. Совершенно неясно – какое отношение мои контакты имеют к списку интересующих нас вопросов. Можно предположить, что у Martin Bauer Group есть своего рода «пул» изданий, которым комментарии давать можно. Остальным – игнор.
Отчаявшись добиться чего-либо от соотечественников, мы позвонили иностранцу – юристу «BEITEN BURKHARDT» Джулиану Райсу, обслуживающему «Мартин Бауэр». Услышав, что речь пойдет о «Лектравах», Джулиан едва не лишился этой самой речи. Однако потом взял себя в руки, выслушал вопросы, и объяснил, что ответы может дать только после согласования с клиентом. Пообещал отозваться в тот же, или на следующий день. Естественно, не отозвался…
Если бы я представлял интересы каких-нибудь мифических «конкурентов», то прокомментировал бы ситуацию сам, не пытаясь клещами вытянуть хотя бы пару слов из немецкой стороны. Что так ревностно скрывают от общественности «инвесторы»? Чего боятся, какие темы не хотят затрагивать, почему от представителей прессы бегут, как от огня? Как бы там ни было, ответа от Боровика я жду до сих пор. Впрочем, как и многие другие отечественные издания…
Как немцы закон соблюдают
Схема получения в собственность предприятия, контролирующего около 70% отраслевого рынка Украины, вполне стандартна для «черных рейдеров». Однако на улице не девяностые годы, и монополизация рынка немецким концерном привлекла пристальное внимание Антимонопольного комитета Украины. Вольность, выразившаяся в концентрации пакета акций предприятия, была замечена. За данное деяние Комиссия по ценным бумагам оштрафовала немцев на 85 тысяч гривен. Кроме того, сотрудники ЗАО «Лектравы», у которых по 100 – 250 гривен скупили акции, в массовом порядке начали обращаться в Прокуратуру Житомирской области и в Генеральную Прокуратуру Украины.
Кто определял стоимость акций? Что заставило людей в здравом уме и трезвой рассудке отдавать акции по явно заниженной цене? Разумеется, местный райотдел милиции «фактов использования физического и психологического принуждения» по отношению к акционерам, передававшим акции в дар и за копейки, не обнаружил. Однако отказ в возбуждении уголовного дела против Федора Крисана не устроил Генпрокуратуру, которая данное постановление отменила, и направила материалы в Житомирскую прокуратуру для дополнительной проверки.
В период с 28.09.2009 по 21.01.2011 в системе реестра владельцев именных ценных бумаг ЗАО «Лектравы» было проведено 37 операций по выкупу эмитентом собственных акций, 136 операций продажи эмитентом выкупленных акций, 22 операции купли-продажи акций и 17 операций дарения ценных бумаг. Как сообщили нам источники в Прокуратуре, большинство операций проводилось с нарушениями действующего законодательства Украины.
Именно на этом основании 16.02.2011 против ЗАО «Лектравы» была применена санкция в виде аннулирования лицензии на проведение профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В данный момент на официальном сайте Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку указаны пять правонарушений со стороны ЗАО «Лектравы» только за текущий год.
12 апреля 2011 года Генеральной прокуратурой Украины было дано распоряжение главе Госкомиссии по ценным бумагам – проверить законность приобретения акций группой компаний «Martin Bauer Group»...
Все факты, собранные воедино, достаточно четко свидетельствуют об одном – украинский завод бы захвачен, и в методах при проведении данной «спецоперации» никто не стеснялся. Участвовал ли при продаже акций торговец ценными бумагами? Нет! Имелась ли лицензия, необходимая для такого рода деятельности? Нет! Неужели немцам откровенно плевать на статью 202 УК Украины, классифицирующую такие вольности, как преступные деяния? Неужели, прикрываясь статусом «инвестор» можно быть абсолютно уверенным в индульгенции любых противоправных действий? По-видимому, «Martin Bauer Group» нащупал «особенности рынка» Украины, и всерьез полагает, будто наша страна является весьма удобным полигоном для апробации рейдерских схем, на которые в Европе концерн никогда не решился бы.
Источник в ГКЦБФР утверждает – проверка по предписанию Генпрокуратуры близка к завершению. В самое ближайшее время все сделки с акциями «Лектравы» могут быть отменены постановлением суда.
Вообще, создается полное впечатление, что юристы, представляющие интересы немецкого гиганта, вообще не утруждали себя такой мелочью, как соблюдение законов Украины.
Еще раз повторим - кажется крайне сомнительной возможность применения концерном данного инструментария ведения бизнеса на территории европейских государств. А в Украине – без проблем… Впрочем, проблемы как раз появились.
Нам удалось пообщаться с акционерами, работающими на заводе. По понятным причинам, никто своих имен не называет, опасаясь незамедлительных «репрессий» со стороны руководства. Эти люди решились на поступок, достойный уважения – они обратились в Генпрокуратуру с заявлениями. Вот что указано в заявлениях обманутых людей:
«Представители группы компаний «Martin Bauer Group» (в частности, директор ОАО «Красногорлексредства» Малинка Вячеслав Олегович, и директор ООО «Мартин Бауэр Крым» Кутько Сергей Прохорович) через подконтрольного торговца ценными бумагами АТЗТ “Ваш выбор” (в лице директора Шульца Владимира Викторовича) и Председатель правления Общества Крисан Ф.В. при содействии подчиненных ему сотрудников осуществляли покупку акций ЗАО “Лектравы” путем заключения соответствующих договоров с акционерами (членами трудового коллектива) Общества, нередко применяя при этом психологическое принуждение.
Ведь у многих акционеров ЗАО “Лектравы” акции находились в залоге Общества без права досрочного погашения суммы долга, освобождения акций из-под залога, и, соответственно, свободного распоряжения акциями, а потому акционеры были вынуждены соглашаться на условия руководства ЗАО “Лектравы”, которое, в свою очередь, вступило в незаконный заговор с представителями группы компаний «Martin Bauer Group».
По предварительной договоренности Председателя правления ЗАО “Лектравы” Крисана Ф.В. с вышеупомянутыми представителями группы компаний «Martin Bauer Group», последними через подконтрольного торговца ценными бумагами АТЗТ “Ваш выбор” осуществлялась скупка акций ЗАО “Лектравы”, организованная и контролируемая первым заместителем Председателя правления Общества - Онищенко Александром Николаевичем, главным бухгалтером Смолянюк Ольгой Николаевной, специалистом по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг Пересунько Ниной Георгиевной и другими.
При этом подобного рода покупка акций Общества осуществлялась на крайне невыгодных условиях для акционеров, с нарушением льготного права акционеров Общества на приобретение акций, и не по рыночной стоимости, что, в частности, противоречит требованиям Устава Общества».
Из разговора с обманутыми бывшими акционерами мы узнали, что они также настроены решительно:
«Мы будем требовать не только признания недействительными сделок по покупке у нас акций мошенническим путем, по поводу чего уже возбуждено уголовное дело. Мы добьемся и полной отмены сделки с «Martin Bauer Group», возврата принадлежащих нам ценных бумаг, так как немцы, приобретая у Крисана акции, отлично знали, что скупка происходила незаконно».
Плачевные последствия захвата
Как отъем акций, так и дальнейшие шаги нового-старого руководства ЗАО «Лектравы» (Крисан остался директором еще на год) выходит далеко за рамки представления о честном и цивилизованном инвесторе. В частности, есть информация о том, что завод в самое ближайшее время будет закрыт. Якобы – на реконструкцию.
Что последует за этим, предположить не трудно. Во-первых, работников, «запятнавших» себя обращениями в правоохранительные органы, уволят. Предлогов – миллион. К примеру, недостаточная для «европейского предприятия» квалификация.
После этого предприятие начнет выпускать старую продукцию по старым рецептам в новой упаковке, и под новым брендом. По сути, те же травы вместо картонных коробочек, знакомых каждому украинцу, упакуют в красочные пакетики. Чем не развитие предприятия иностранным инвестором?
Пакетики эти будут продавать по весьма заманчивой цене. Демпинг позволит уничтожить мелкие украинские предприятия, работающие на рынке фитопрепаратов. Когда с конкурентами будет покончено (они элементарно закроются, что даст Украине пару тысяч безработных) «Martin Bauer Group», пользуясь своим положением монополиста, цены вновь взвинтит, обосновав повышение экономической целесообразностью.
Дабы подтвердить, или опровергнуть эти подозрения, мы обратились к Александру Николаевичу Онищенко – заместителю директора по экономике ЗАО «Лектравы». Однако вразумительных ответов не получили. Вначале Александр Николаевич поинтересовался сутью интересующих нас вопросов, после чего… предложил писать официальное письмо. По нашей информации, таких писем от СМИ направлено на «Лектравы» было множество, да вот беда - ответы где-то теряются.
Мы решили не сдаваться, и позвонили Пересунько Нине Георгиевне, корпоративному секретарю ЗАО «Лектравы». После долгих расспросов – кто мы, и кого представляем, женщина отказалась что-либо комментировать:
- Возможно, если вы лично приедете к нам на предприятие, и мы вас увидим, вы получите комментарии.
- Но могу и не получить?
- Да, можете и не получить…
Режим жесточайшей секретности, которой окутан вопрос приобретения завода и судебных процессов, инициированных обманутыми акционерами, наводит на вполне обоснованные опасения – далеко не все чисто у «инвестора», зашедшего на украинский рынок. Ну, какой, право, смысл скрывать свою позицию по отношению к искам акционеров? Если акционеры не правы, так и заявите – «они не правы, они лгут». Если Антимонопольный комитет давал разрешение на концентрацию акций, ответьте – «информация о том, что АМК такого разрешения не давал – клевета». Но молчит руководство «Лектрав», и упорно не желает ничего комментировать. Вопросы без ответов.
Будет ли ЗАО «Лектравы» ввозить сырье без уплаты НДС на таможне, как это делалось ранее - неизвестно. По крайней мере, налоговой милицией уголовные дела по данным фактам возбуждены, о чем указано в письме Генпрокуратуры. Возможно, новые владельцы не станут прибегать к подобного рода «грязным» махинациям. Повторяю - немцы заполучили не просто прибыльное предприятие, они имеют возможность прибрать к рукам практически весь украинский рынок переработки лекарственных трав. Единственная проблема, являющаяся на сегодняшний день увесистым камнем преткновения для иностранных бизнесменов – легализация приобретения завода.
Интерес компетентных органов к ЗАО «Лектравы» уже материализовался в конкретные судебные процессы. Идут суды по признанию недействительными договоров купли-продажи акций ЗАО, идут суды об отмене дополнительных эмиссий акций ЗАО «Лектравы» с участием Комиссии по ценным бумагам, идут суды об отмене решений правления и общих собраний акционеров, но… о них никто ничего не говорит, и вообще, о них якобы никто не знает.
Как бы там ни было, сегодня есть все основания смело констатировать – действиями в Украине «Martin Bauer Group» существенно подмочил свою столетнюю репутацию честной и цивилизованной компании. А отношение к иностранному бизнесу, заходящему на украинский рынок, благодаря подобного рода захватам в самое ближайшее время станет далеко не однозначным…
14.06.2011 12:15