Зачем платят дважды, или Как нас разводят на «бабки»
07.09.2011 11:37
...«реформирования» этой сферы. А еще раньше было решено, что чьим-то бизнесом в Украине станет такая невероятно доходная отрасль, как медицина.

«Деньги ваши? Будут наши!»
Старинная воровская поговорка


«Ну вот и отлично! Наконец-то в наши ЖЭКи придет эффективный собственник!» – скажет кто-то из наших читателей, которые поддерживают назревающую реформу либо потому, что сами надеются стать этим самым собственником, либо безоговорочно верят во всё, что несут с экранов телевизоров «умные дядьки». Вообще, судя по регулярным итогам выборов, таких «верующих» избирателей в Украине больше половины населения. Целая страна откровенных лохов! Это же просто рай для мошенников всех мастей и направлений. И они уже давно и усердно обрабатывают тут свои грядки.

«Придет эффективный собственник!» – эти слова все мы много раз слышали еще в 90-х годах, когда разворачивалась массовая приватизация украинских заводов. И собственник приходил, скупив у рабочих акции предприятия за бутылку водки или 10-20 гривен. Вы бы только видели, какие при этом возникали очереди! Ну а что делать – зарплату-то не платили месяцами, а то и годами…

Собственник приходил, однако его эффективность была вовсе не такой, какую агитаторы обещали толпе робко жмущихся друг к другу станочников и слесарей. Вместо нового оборудования, ремонта в душевой и европейской зарплаты трудовой коллектив получал уведомления о сокращении наполовину. Остальные вкалывали за сто-двести долларов в месяц под зорким присмотром частной охраны (за черную униформу и скверный характер их часто называли «эсэсовцами») и были бесконечно счастливы. Так, что предпочитали не задавать вопросов о том, как и почему «эффективный собственник», приобретя по дешевке «совковый» завод, практически ничего в него не вложив, не изменив технологии, продавая продукцию практически по демпинговым ценам, умудряется выжимать из него себе в карман миллионы и миллиарды прибыли?

А ведь ответ на вопрос происхождения многих миллионных и даже миллиардных состояний очень прост. Советский завод строился и работал, чтобы выполнять две задачи. Первая – выпускать продукцию, как можно больше и по возможности качественнее. Вторая – это целый комплекс социальных функций, который лежал на плечах предприятия, особенно если оно было т. н. градообразующим.

В США, к примеру, тоже есть немало градообразующих предприятий. Но лишь единицы из них утруждают себя прокладкой труб от заводской ТЭЦ к жилым кварталам города. И делают это, только предварительно высчитав процент прибыли от этой затеи. Не говоря уже о том, что владельцы американских заводов не слишком-то утруждают себя постройкой жилья для рабочих, школ, училищ, больниц, клубов, они не содержат общественный городской транспорт и городские парки. Тамошний бизнесмен может раскошелиться лишь на три вещи: жалование для рабочего (получи свои две-три тысячи и думай, как на них жить), медицинскую страховку и благотворительные взносы.

В СССР содержание огромной инфраструктуры городов обходились очень недешево. И на это уходило значительное число прибыли предприятий. А еще, помимо этого, существовали т. н. «убыточные производства», на которых производилась продукция, реализуемая значительно ниже своей себестоимости. «Убытки» покрывали за счет доходов флагманов советской экономики.

Теперь вспомним, как в 90-х годах предприятия «готовили к приватизации». От них просто отсекали всю социальную нагрузку, все эти клубы, детсады, кварталы «хрущевок», больницы, школы. Наглухо закрывали цеха невыгодных «убыточных производств». В два-три раза сокращали штат работников. И «эффективный собственник», за весьма скромную сумму, получал в своё распоряжение чистое основное производство, которое он превращал в машину по заколачиванию «бабла». Те миллионы и миллиарды, которые раньше шли на содержание социальной сферы, теперь сыпались чистой прибылью в карман собственника.

Знаете, такой «эффективный» метод чем-то напоминает лагерную байку-анекдот: зарезали зэки своего товарища в драке и говорят, мол, давай засунем его под нары и его пайку получать будем!

За короткую жизнь независимой рыночной Украины приватизировать и превратить в средство добывания денег пытались многое. Например, общественный транспорт. Правда, содержать метро, трамвайные и троллейбусные линии так накладно, что они никому не нужны и даром. Зато ушлые люди, воспользовавшись проблемами парков городского и пригородного транспорта, пошли в исполкомы, зарегистрировали ЧП с двумя десятками дешевыми «газелями» и застолбили за собой пару городских маршрутов. Бизнес неплохой – от одной до трех гривен с человека. Для сравнения: советский человек платил за проезд по столице от 3 (трамвай) до 5 (метро) копеек. Зарплаты с тех пор выросли в 10 раз (с 200 рублей до 2000 гривен), а проезд подорожал в 20-100 раз! Неплохая добавочная стоимость, наполняющая карманы владельцев маршруточных ЧП... А между тем в Харькове трамвайно-троллейбусный парк уже находится на последнем издыхании, но его судьба давно никого не волнует. Ни покойного экс-мэра, а потом губернатора Кушнарева, ни его преемников...

Впрочем, может, это и к лучшему. Поскольку когда новые власти Харькова решили продолжить развитие метрополитена, то стало ясно, что делается это явно не из филантропских соображений. Ведь только за десяток скамеек на одной из новых станций по ведомости было уплачено 630 тысяч гривен. И это была вовсе не антикварная мебель XIX века с золочеными спинками, а простые скамейки из деревянных планок, которым в базарный день красная цена – тыщи полторы за штуку. Такой вот наглядный пример «распила» бюджетных средств на скамейки.

Впрочем, это жалкие гроши по сравнению с расходами на строительство объектов Евро-2012 (и кому нужен этот цирк в бедной стране?), на благоустройство рабочих кабинетов и жилых объектов новой власти, на аренду супердорогого транспорта. Не забудем добавить сюда и списанный этой весной долг предприятиям топливно-энергетического комплекса, которые принадлежат крупнейшим украинским олигархам. Это был жест невиданной щедрости: беднягам простили 24 миллиарда гривен задолженности перед бюджетом и около 28 миллиардов гривен долга перед другими предприятиями.

Одновременно с этим украинская власть горько плакалась перед народом, что бюджет пуст и всем (то есть народу) нужно потуже затянуть пояса. Начали с малого бизнеса, потом взялись за стариков, решив поднять планку пенсионного возраста. Учитывая, что сегодня до пенсии в Украине вообще доживает лишь половина населения, это значит, что через несколько лет её будут получать лишь вышедшие на заслуженный отдых депутаты и высокие чиновники. Уж они-то доживут и до 65, и даже до 70 лет, пользуясь специальным медобслуживанием в Феофании или леча язвы за границей. Им вообще угрожает лишь одна смерть: разбиться на своём «Ламборджини»…

Зато на медицинское обслуживание народа у властей денег не нашлось. Действительно, выделяют их явно недостаточно, а многое из того, что уходит в регионы, распиливается на золотые скамейки местными руководителями. Решать эту проблему даже и не собирались, лишь сердито ругали «наследие убогой советской медицины». Отчего, собственно говоря, и возникла идея т. н. «страховой медицины», явно слизанная с американской модели.

Что такое американская медицина, чем она отличается от медобслуживания в Европе и на Кубе, почему более 50 миллионов американцев не могут себе позволить просто обратиться к терапевту – всё это вы можете увидеть в двухчасовом фильме Майкла Мура «Здравоохранение» («Sicko»), вышедшем в 2007 году. Там, как говорится, добавить просто нечего. Вот она – страховая медицина во всей красе, к которой нас упорно тащат власти.

Но беда в том, что мистер Мур показал нам проблемы американского здравоохранения. Да, в США медицина – это, прежде всего, бизнес, а уже потом оказание помощи больным. Но всё же если американец делает что-то даже исключительно ради высокой прибыли, он делает это довольно добросовестно и качественно. С вас слупят огромную сумму, но вы получите товар или услугу на твердую четверку, возможно даже с плюсом. В Украине же ситуация чудовищно усугублена тем, что все хотят срубить быстрых денег, но при этом мало кто хочет работать хотя бы спустя рукава. А вот кинуть, развести, обмануть клиента – это всегда пожалуйста! На том создавались и будут создаваться украинские капиталы.

Небольшой жизненный пример. Человеку нужна консультация кардиолога. Оный бесплатно принимает в поликлинике с 9 до 14 часов, но на приеме лишь бурчит, что в этих чудовищных условиях не может вас даже нормально осмотреть. И приглашает в свой платный кабинет, в котором работает после 15:00. Это медицинское ЧП, которых в каждом городе развелось, что нотариусов с адвокатами, представляет собой две комнатки и старый, возможно, даже давно списанный (судя по его внешнему виду) прибор для ЭКГ, УЗИ или иных обследований. Заметим – такой же стоит в бесплатной поликлинике! За прием плюс «исследования» с вас слупят гривен 150 – это в провинции, это еще по-божески. Но потом доктор, многозначительно хмуря брови, предложит вам пройти еще одно обследование, уже в другом месте. Вы платите еще 200 гривен, проводите еще одно точно такое же обследование и получаете точно такую же справку-заключение – то есть платите дважды за одно и то же. А затем вам выдают авторитетное заключение доктора: знаете, я в затруднении, вот если бы вы поехали на обследования в областную клинику, я дам вам телефон хорошего врача…

Многие люди тратят так тысячи гривен, начиная свои путешествия у местного врача-шабашника и заканчивая обследованием в столичном институте. И многие из них оказались совершенно здоровы, а большинство остальных могли бы получить свой диагноз и нормальное лечение в поликлинике родного городка, если бы тамошние врачи не только думали о том, как зашибить лишние пару сотен гривен, но и пытались бы просто добросовестно выполнять свою работу.

Вот в чем главное отличие украинской сферы услуг (в том числе медицинской) от западной: там вам их окажут гарантировано качественно. У нас с вас могут взять огромные деньги – и банально «кинуть». А чтобы этого не случилось, вы должны быть кем-то важным или страшным: уголовным авторитетом, начальником милиции, заместителем мэра, очень влиятельным человеком города. Тогда вас просто побоятся обмануть, вас обслужат, как в лучших салонах Парижа, и даже сделают скидку! Но, к сожалению, 99,9 % украинцев не относятся к VIP-персонам. И официальный переход медицины на рельсы бизнеса грозит им либо недолеченными болезнями (кончилась страховка – гуляй, Вася!), либо быстрым разорением и нищетой, если они попытаются продолжить лечение за свой счет.

Конечно, молодые, физически здоровые офисные работники могут возразить: у вас есть страховка, и она полностью покрыла лечение вашего гриппа в прошлом году. Что ж, мы рады за вас! Но видите ли в чем дело, в возрасте за 45 вы начнете болеть чаще, и не только гриппом. И недельным больничным с пачкой пилюлек будет уже не обойтись. А когда в стране исчезнет альтернатива пусть убогой, но все же бесплатной медицины (за прием-то в поликлиниках денег не берут!), то тарифы врачей-бизнесменов поднимутся в разы! Кто знает, на что тогда хватит вам вашей страховки…

Между тем денег на содержание пусть не роскошной, но вполне нормальной медицины в Украине предостаточно. Где? В самый раз вспомнить слова британца из фильма Майкла Мура: «… и тогда мы заявили властям, если вы находите такие огромные средства на ведение войн, то вы найдете их и на здравоохранение». Перефразируя их под реалии Украины, можно сказать так: если олигархи получают каждый год сверхприбыли, да еще при этом списывают себе миллиардные долги, берут себе из бюджета колоссальные средства на «распил», если власть тратит неслыханные суммы на ремонт президентских туалетов и аренду самого дорогого в мире вертолета – то все эти деньги можно было направить на нужды украинской медицины. Может быть, на отдельную палату с плазменной панелью каждому и не хватило бы, но на ремонт больниц, закупку нового оборудования, на лекарства, на приличную по нашим меркам зарплату медработникам было бы вполне достаточно!

Но украинцы не научились еще что-то требовать от власти и ставить ей свои условия, а олигархи еще не выжили из ума, чтобы добровольно отказаться от миллиардных прибылей. Поэтому никакой медицины европейского уровня в Украине в ближайшие годы не ожидается, а власть предлагает медикам перейти на самоокупаемость. То есть драть с пациентов столько, сколько те могут заплатить – продав имущество и заложив квартиру. Разумеется, вложения в крупные проекты медицинского бизнеса интересны олигархам и с деловой точки зрения – надо же вложиться в выгодное предприятие!

А теперь плавно перейдем к теме очередного повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Их нам на днях грозили поднять по двум причинам. Одной из них стало какое-то «давление Москвы на переговорах о поставках газа». Честно говоря, попытки связать повышение тарифов на отопление и горячую воду с ценой российского газа всегда удивляют, даже вызывают непроизвольное желание схватиться за револьвер, которого, увы, нет! Потому вообще непонятно, при чем тут российский газ, который должен идти на заводы олигархов, и украинский газ, который по самой низкой цене должен поставляться для нужд населения? Согласно этому правилу, никакой связи между ними нет, так что тарифы нам поднимают как бы без всяких на то оснований. Если, конечно, там, наверху, на это правило давно не начихали, и населению толкают дорогой российский газ, а себе забирают газ из украинских скважин…

Что же, мы все понимаем, что газовая сфера в Украине является одной из самых коррумпированных и закрытых от посторонних глаз. Там ежегодно делаются миллиарды, причем для этого не нужно даже покупать никаких заводов – достаточно оформить посредническую фирму и взять в аренду кусок ГТС длиной в десять метров. С одной стороны, в этот отрезок будет входить газ по 100 долларов, а с другой выходить уже по 350. И всё законно! Главное – не забыть поделиться с тем, кто вам разрешил всё это устроить.

Второй причиной ожидаемого увеличения тарифов министр ЖКХ Близнюк сначала назвал желание увеличить зарплату в данной сфере. Неплохая задумка, хотя, в принципе, было бы достаточно её не увеличивать, а просто немного выравнять. Поскольку, согласно зарплатным ведомостям из ЖЭКов Луганской области, начальники оных (часто это чьи-то родственники, занимающие теплые места) получают в месяц 8-11 тысяч гривен. В то время как буквально ковыряющиеся каждый день в дерьме слесаря – от 1500 до 2000.

Но затем господин Близнюк, наверное, решил стать первым украинским министром, который говорит народу чистую правду. И он её сказал.

«В конечном итоге жилищно-коммунальное хозяйство должно стать чьим-то бизнесом. А в рыночной экономике для того, чтобы бизнес развивался, необходимо иметь доход. Поэтому тарифы и должны увеличиваться, по крайней мере, на уровне инфляции», – изрек министр, даже не моргнув глазом.

Ранее, в течение многих лет, украинцам втирали о том, что «эффективный собственник» должен прийти на предприятие для того, чтобы, не жалея своих сил, эффективно работать на благо завода и трудового коллектива. А тут просто честно признались: да сделаем мы из коммунальных предприятий бизнес, который должен будет получать доход за счет того, что вы будете платить больше!

Что же, спасибо господину Близнюку за откровенность. Впрочем, никто и так не сомневался, что предприятия ЖКХ постепенно перейдут в частные руки. И речь тут, главным образом, вовсе не о ЖЭКах. Что вообще такое ЖЭК? От его услуг можно спокойно отказаться и нанимать слесарей и дворников со стороны. Власти, кстати, это понимают и раздумывают над «закрепощением» домов, которым будет запрещено расторгать договоры со своими ЖЭКами. Еще бы – ведь столько чиновников местного уровня мечтают их приватизировать и драть с жильцов плату за «обслуживание»!

Но гораздо более лакомыми кусками ЖКХ-пирога являются тепловые станции, водоканалы и облэнерго. Последние, кстати, уже почти все приватизированы. И приносят неплохой доход, учитывая, что они не морочат себе голову производством электроэнергии, а лишь перепродают её потребителю. И, в отличие от ЖЭКа, от облэнерго уже никуда не денешься – так же, как от водоканала, а во многих городах и тепловых станций. Так, например, в Северодонецке, в ожидании приватизации городской ТЭЦ, жителям города было запрещено… отказываться от её услуг и устанавливать индивидуальное отопление. То есть платите, платите больше, платите столько, сколько мы вам скажем, а отказаться от нашего тепла вы не смеете!

Ну точно как гопники, окружившие вечером на мосту запоздалого прохожего и настойчиво предлагающие ему купить кирпич!

С водоканалами, многие из которых уже перешли в руки частников или т. н. «концессий», ситуация еще проще: у них полная монополия на поставку воды в города, а бурить отдельную скважину жильцы, конечно, не станут. Так что устанавливай любой тариф – и получай свою прибыль!

Вот только тут уже придется позабыть не только о качестве обслуживания. Какое там качество, когда в частную собственность или аренду берут старые, еще советские электрические сети и водопроводные трубы и никто ничего не собирается обновлять. Но можно ждать и худшего: есть пример нескольких частных облэнерго и водоканалов, которые уже умудрились задолжать государству десятки миллионов (многим долги уже списали). И это при том, что они исправно вымогали с жильцов ежемесячную плату, безжалостно отключая должников и подавая на них в суд!

То есть приватизация медицины и жилищно-коммунальной сферы в Украине вряд ли улучшит состояние их дел, поскольку она и не преследует таковой цели. Если украинские олигархи умудряются зашибать миллиарды на древних мартенах и шахтах времен Стаханова, не тратясь на вложения в свой же бизнес, то с чего бы это делать будущим дельцам от здравоохранения и владельцам наносных станций?

Похоже, что в этой стране все «реформы» преследуют лишь одну цель: вытрясти из карманов «маленьких украинцев» ещё больше денег. И таких «реформ», надо полагать, нас ожидает еще много. Ведь наши олигархи – они такие выдумщики!