...вопросе с Россией, что выгоднее нашей стране – зона свободной торговли с СНГ или Евросоюзом – об этом в интервью From-UA рассказал народный депутат Украины от фракции КПУ Спиридон Килинкаров.
From-UA: – Спиридон Павлович, Ваша фракция заявила о всеукраинской акции против сотрудничества с МВФ. Почему у вас такое критическое отношение к этому? Ведь стране сегодня без кредитов, без помощи не обойтись.
С. Килинкаров: – В отношении сотрудничества с МВФ у нас всегда была однозначная позиция. И мы считаем, что страна никогда не сможет выполнять нормально свои социальные обязательства, если мы и далее будем сотрудничать с этой организацией.
From-UA: – Почему?
С. Килинкаров: – Ведь нам как бы дают кредит, но на самом деле выставляют ряд условий, которые ущемляют наши права. То есть им не так важны деньги, которые мы должны вернуть, как директивы, которые они дают нашему правительству. И если сегодня сотрудники МВФ будут нам писать бюджет и сокращать все льготы и гарантии, так зачем тогда вообще нужно правительство Украины? (возмутился. – Авт.).
From-UA: – Одно из главных условий МВФ перед очередным траншем – повышение тарифов на газ для населения. Как Вы думаете, власть пойдет на это сейчас?
С. Килинкаров: – Премьер Азаров сказал, что мы подумаем над этой темой. Но я считаю, что здесь Николай Янович должен честно – хоть раз за последние 20 лет – сказать, куда реально девается газ. Но ни одно правительство ответа на этот вопрос не дало. И требования МВФ в отношении повышения цен на газ, сокращения социальных льгот – это обусловлено чем? Просто МВФ хочет откусить себе часть пирога украинского налогоплательщика, чтобы гарантировать себе возврат этих финансовых ресурсов. Причем если у нас даже есть альтернативные пути, как вернуть деньги, в МВФ настаивают на реализации именно своей программы. Разве это нормально? Хотя я, честно говоря, не знаю ни одного государства, которое бы вышло из кризиса при сотрудничестве с МВФ. Я не знаю ни одной цивилизованной страны, которая бы брала деньги у МВФ. Как правило, берут коррумпированные страны, где эти деньги берут одни правительства, а потом долги переходят на другие. Хотя на самом деле обслуживают эти займы налогоплательщики. Ведь не Азаров из своего кармана их будет платить.
Вот наше правительство возьмет 5-10 миллиардов. А куда оно потратит эти деньги, мы не знаем. Нам только рассказывают, что нужно поддержать золотовалютные резервы. Для чего? Что это дает простому украинцу? Никто и никогда в нашей стране за деньги МВФ не решит глобальной задачи.
From-UA: – Если власть это понимает, почему заявляет, что и далее будет сотрудничать с фондом?
С. Килинкаров: – Если людям, которые пришли к власти, дают реально большие деньги и за это не надо нести ответственности, так почему не брать? Главное, грамотно их распределить по карманам и потом уйти в отставку. А через такие механизмы происходит колонизация государств в целом.
Поэтому все зависит от жесткой позиции людей. Ведь уже сами граждане понимают: как можно проводить нормальную социальную политику, если мы только в этом году из бюджета потратили 90 миллиардов гривен на обслуживание долга перед МВФ? И люди понимают, что надо что-то делать. Ведь ситуация, которая есть, она может длиться до бесконечности. И рано или поздно наша страна станет банкротом.
From-UA: – Практически каждый год возникает газовая проблема. Удастся ли на этот раз добиться приемлемых для Украины условий от России?
С. Килинкаров: – Не понимаю, зачем вообще было поднимать эту тему. Ведь есть, как говорят, товар и купец. Есть цена и подписанные договора. Понятно, что кабальные газовые договора. Но что теперь делать? Ищите другие варианты компенсации. Но конечно, если есть возможность, тогда можно пересмотреть договора. А если нет, зачем тогда вызывать конфронтацию? Безусловно, есть проблема. Но если бы власть реально хотела снизить зависимость Украины от России, тогда бы она напрямую поддерживала энергосберегающие технологии, серьезные проекты реализовала бы в стране. Но ничего этого нет. Говорят о чем угодно, но не о тех конкретных вещах, которые бы могли диверсифицировать наши риски. Ведь частично мы бы могли что-то заменить углем, частично биотопливом. Искать варианты нужно. Но никто этого не хочет делать.
И если сегодняшние представители власти хотят сидеть и дальше в своих креслах, они внутренние резервы найдут. Их очень много. У нас в тени, например, находится еще один бюджет страны. А почему? Потому что власть закрывает глаза на многие моменты. У нас до сих пор не введена прогрессивная шкала налогообложения. Почему у нас человек, который получает 1000 гривен, платит 15 %, а человек, который получает 100 тысяч, тоже платит такую же сумму? Причем налог берется только с 14,5 тысячи. Все остальное налогом не облагается. Разве это правильно?
Если бы была критическая ситуация, власть бы посмотрела на возвращение в государственную собственность монополий – табака и спиртного. Это же не большевицкая идея, это же не коммунисты придумали, а выходит, что получают деньги отдельные структуры...
From-UA: – Азаров заявил, что договориться с Россией в газовом вопросе будет очень непросто. Эксперты сразу же заявили, что Украина пойдет на сдачу национальных интересов. Что Вы скажете по этому поводу?
С. Килинкаров: – Я убежден, что в ближайшие 10-15 лет Европейского Союза в том формате, в котором он сегодня есть, не будет. И я глубоко убежден, что безопасность будет обеспечена, если будет объединение всего континента, включая Россию. Без нее решить ситуацию непросто. Поэтому надо создавать зону, в которой все государства будут сотрудничать. Ведь в будущем у нас будет или большая Европа, или большой Китай. Здесь уже выбор не особо велик. Это если говорить о геополитике. Но газ – это неотъемлемая часть этого всего. Поэтому без газотранспортного консорциума не обойтись. Все равно рано или поздно к этому придут. Но главное – на каких условиях? Кто будет инициатором? Одно дело, когда мы инициатор, и другое, когда мы голые, босые, без штанов и просим об этом. Никто не против создавать международный газовый консорциум (ЕС, Россия, Украина. – Авт.), модернизировать газотранспортную систему. Ведь, по крайней мере, у нас будет уверенность, что деньги будут. А так пройдет время, и мы сами приползем и скажем, что у нас уже ничего не осталась, кроме трубы. Тогда для нас же ситуация будет хуже. Так что какие там национальные интересы... Тем более, какая альтернатива? Мы что – через эту трубу памперсы будем качать? Смешно! Я не вижу в консорциуме ничего страшного, поскольку другой альтернативы нет. И если мы пойдем по тому пути, по которому идем сегодня, нас хватит на ближайших 5 лет. Мы можем покрутиться, повертеться, пока Россия порешает все обходные газовые пути. И на этом все закончится. Европейцы себя обеспечат газом. Будет это Украина или другая страна, газ у них будет. А вот вопрос, выгодно ли это нам? Ведь фактически мы имели монополию транзита газа в Европу. А сейчас мы это теряем...
From-UA: – Еще один не менее важный вопрос: опять-таки разнятся мнения по поводу зоны свободной торговли с СНГ и Евросоюзом. Что нам выгоднее?
С. Килинкаров: – Поверьте, на сегодняшний день Европа намного больше нуждается в Украине, чем Украина в Европе. Ведь 46-миллионный рынок нашей страны в период кризиса – это как палочка-выручалочка для них. Ведь они реально понимают, что мы в Европе не конкурентоспособны, и мы там не потянем. Если посмотреть, что мы экспортируем в Европу и что Европа экспортирует к нам, то станет все понятно... Европе нужны украинские рынки.
А вот то, что касается стран СНГ, в чем здесь преимущества? Мы фактически стартанули в равных условиях с бывшими членами СНГ. И здесь устанавливается единая цена на энергоносители. У нас будут нормальные стартовые условия. Так что там есть перспектива. И если наши товары не могут конкурировать с европейскими товарами, они востребованы в других странах. А если кто-то наивно полагает, что нас с картошкой, помидорами и огурцами пустят на рынки Европы, то этого не будет. А здесь, в союзе со странами СНГ, такая возможность будет.
28.10.2011 11:08